Пустоты в природе не существует. И как говорит русская народная пословица, «свято место пусто не бывает». Если место не занято Богом – оно может быть занято идолом. В Евангелии от Матфея Христос предупреждает, что изгнанный из человека нечистый дух может возвратиться назад в очищенную, но незанятую Святым Духом душу, приведя с собой еще «семь других духов, злейших себя, и войдя живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф, 12: 45).

Многие из нас, пришедших на Богословские курсы, видимо, на каком-то генетическом уровне почувствовав такую опасность, поняли, что пустоту надо заполнять истинными знаниями о Боге, и поэтому вновь сели за парты. Только в процессе обучения разным богословским дисциплинам мы начали понимать, что всех нас привел учиться в этот храм Дух Святой, Который надо беречь и разогревать в своей душе.

Мгновенно пролетели три года жизни на Богословских курсах. Мы учились и старались усвоить основные предметы христианского вероучения. Мы получили так много всего для нас нового, неизведанного, что «головокружения от успехов» не произошло. Наоборот: тех, которые пришли на курсы с мыслями, что они кое-что знают о Православном христианстве, и им нужно только расширить и закрепить свои знания, ожидало потрясение. На первых же занятиях пришло понимание того, что практически мы ничего не знаем, а еще меньше осознаем и даже не чувствуем, что плохо исполняем свою веру. Пришлось начать буквально карабкаться по «лествице» к знаниям, непрерывно спотыкаясь и отбиваясь от нападавших на нас житейских проблем и неурядиц, чтобы не сойти с начатого пути просвещения в богословских науках.

К счастью, наши курсы очень демократичны. Каждый из учащихся, кого какие-то ситуации или обстоятельства сбили с тернистого пути познания Бога, имеет возможность снова встать на любую ступеньку этой «лествицы». То есть можно опять начать учиться с того места, на котором споткнулся, или с любого предмета, какой более интересен и понятен.

Можно быть вольнослушателем. Можно изучать отдельные наиболее доступные для себя предметы и сдавать по ним зачеты и экзамены по мере их освоения, чтобы, хотя бы понемногу, но двигаться вперед, вверх - к Богу. Главное, нельзя стоять на месте. «Кто не идет вперед, тот движется назад», - гласит английская поговорка. Поэтому некоторые наши выпускники также хотят снова посещать отдельные дисциплины.

На выпускной праздничной трапезе у нас появился очень интересный вопрос: «Что привело каждого из нас в храм и на Богословские курсы»?

Кратко, на этот кажущийся простым, вопрос так сразу и не ответишь. Он всколыхнул наши души и заставил вспомнить многие страницы своей жизни. Получились очень интересные искренние и откровенные повествования о главных переломных моментах и переживаниях нашей жизни, которые стали неожиданной, и для нас самих, публичной исповедью перед друзьями.

Все вспоминали о том, что первому шагу послужил какой-то толчок, всплеск в душе, связанный либо с большой радостью, либо с сильным потрясением; или с давно мучавшими неразрешимыми вопросами нашей жизни.

Лично меня на курсы привело давнее желание обрести правильное понимание противоречивых проблем, которые постоянно сопровождают нашу жизнь. Например, как в реальной жизни совместить в себе одновременно известные евангельские прообразы - и Марии, и Марфы? (Лк. 10, 38-42). Разные житейские обстоятельства, многочисленные заботы и хлопоты так прижимают нас к земле, что очень трудно поднять свой взор к Небу.

Только к концу третьего года обучения на Богословских курсах на уроках Догматического богословия мы начали осознавать, что все светлое, хорошее в нас совершается Духом Святым, Который надо в себе беречь и возгревать; быть очень внимательными к тому, что происходит в душе и в нашей жизни. Начав изучать новозаветные Апостольские послания мы узнали, почему дом христианской души должен быть наполнен Духом Божьим.

Апостол Павел в послании Коринфянам прямо указывает на это: «Что общего у света с тьмою? … Ибо вы храм Бога живаго» (2-е Кор. 6:14,16).

«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? – наставляет нас апостол Павел через послание к Коринфянам (1Кор. 3:16). «Духа не угашайте» - предупреждает он в своем послании к Солунянам (1 Фес. 5:19).

Мы должны постоянно умножать елей благодати и не дать погаснуть возгоревшемуся в нас Духу, от Которого мы родились для вечной жизни. В Откровении Иоанна Богослова сказано: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; …, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3: 15-16).

В книге священника Виктора Пасечнюка «О царстве Божием в исполнении Духом Святым» есть такое образное сравнение:

«Душа подобна сосуду. В пустом сосуде может быть пыль, могут находиться мертвые мухи, паук может затянуть изнутри стакан паутиной. Но если постоянно наполнять сосуд водой, то ничего нечистого там не будет. Если в стакан из края бьет струя чистой воды, переполняя его и выливаясь через край, весь сор удаляется из него». Такой струей чистой воды были наши уроки на Богословских курсах, которые наполняли нас до краев.

Мы, «бесконечно земные», начинали понимать, что Божий храм – это не «бюро добрых услуг», а место, где душа встречается с Богом. Это место, где человек строит внутренний храм своей души, так как в нем земное соединяется с Небесным. А для этого, по известным словам Антона Павловича Чехова, «душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь». И чтобы, хотя бы чуть-чуть оторваться от земли и приподнять свой взор к Богу, надо было потрудиться. Но на наших Богословских курсах было так много интересных предметов, что все трудности, с Божией помощью, быстро забывались, а оставалось только желание понять суть Христианства, существо Православной веры, чтобы твердо знать, куда стремиться, и как согласовать догматическое учение с нашей жизнью.

Для лучшего понимания своего состояния можно, например, представить себя, находящимся в парусной лодке, а Дух Божий ветром, тогда легко понять, что будет с нами, если спустить парус или развернуть его не по ветру. Лодка нашей жизни будет плыть по течению и может опрокинуться даже при небольшой волне. А мы с вами, бездумно плывя по течению жизни, можем оказаться отверженными от Бога за «теплохладность», так как «Бог спасает нас не без нас».

Богословские курсы – это надежный парус для познания Истины.

Приходите! Дерзайте! И вы не пожалеете!

Спасибо всем нашим сокурсникам за взаимную любовь, внимание и взаимопомощь во время всех трех лет учебы.

Огромное искреннее спасибо всем священникам нашего храма и преподавателям, которые терпеливо, в течение трех лет учили нас премудростям нашей Христианской веры.

Особая отдельная благодарность руководителям наших курсов - настоятелю Донской церкви иерею Иоанну Осипову и директору Духовно-просветительского центра священнику Олегу Мумрикову за предоставленную нам возможность в получении такого полноценного богословского образования, о котором мы и не подозревали.

Полученные знания живут в нас и продолжают просвещать наши души, дают аргументированное обоснование и утверждение нашей православной веры, помогают нам правильно ориентироваться в бушующем мире на «узком» пути к Богу.

Еще раз искреннее спасибо всем!

Г.П. Брыгина,
выпускница Богословских курсов-2013 г.


Возврат к списку