Об особенной миссии школьного учителя

Глаголю же вам, яко всяко слово
праздное, еже аще рекут человецы,
воздадят о нем слово в день судный:
от словес бо своих оправдишися
и от словес своих осудишися.
(Мф. 12, 36-37)

Учителем я работаю не так давно – в феврале 2014 года отметила три года. Долго я шла к этому решению. Когда поступала в университет, когда получила диплом, говорила всем и вся: «Никогда не буду работать в школе!». Прошло семь лет после окончания университета, прежде чем я переступила порог одной подмосковной школы уже не как ученик или практикант, а как учитель. Думаю, навсегда запомню свое первое ощущение: я ощутила запах дома. А еще я поняла самое главное: это мое место работы, а до этого был лишь путь к этому порогу.
Чем больше работаю, тем всё больше задумываюсь о предназначении учителя, о том, каким должен быть учитель, а больше всего – о том, какая ответственность лежит на каждом учителе.
Убеждаюсь уже который раз: без веры в Бога, без обращения к Нему, без упования на Него даже не представляю, как работать. Ведь эти дети, которые Им вверены мне, как бы и мои дети тоже, а вместе с тем есть и определенная ответственность к ним, и личные отношения, и трудности, и радости. У меня еще были какие-то сомнения на этот счет, но когда на каждой перемене приходит и твой класс, и дети не из твоего класса, когда они садятся «просто поговорить», когда они просят совета – а не покрасить ли волосы и как это будет смотреться, когда они делятся своими секретами, плачут и смеются, когда бегут через весь коридор, что называется, с распростертыми объятиями, когда ты находишься в одном конце коридора, а уже довольно взрослый молодой человек – в другом, и он на весь коридор громыхает: «Здрасьте!» - сомнений не остается. Да, и ты участвуешь в их жизни, и тебе дано пережить с ними определенные моменты – как хорошие, так и плохие, и тебе дано слово рассказать им о том, чего они, может, нигде не слышали, поделиться своими мыслями и идеями, поведать о каких-то нравственных моментах и т.д., и т.п.
А еще в связи с этим очень часто воспоминаю слова пророка Исаии: «Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь». (Ис. 54, 1). И дело здесь, конечно, не только в прямом значении этих слов, а в том, что тебе не удастся быть просто «учителем-предметником», даже если у тебя нет классного руководства. Помню, как один мальчик из моего класса, будучи еще в 5-м классе, сказал так: «Вы стали в одночастье многодетной мамой. У вас теперь 28 детей!» И я думаю, он не ошибся. Ведь тот же мальчик, уже будучи учеником 7 класса, приходит ко мне в начале третьей четверти и говорит: «Вы, наверное, видели мои «двойки» по алгебре. Я их исправлю, обязательно исправлю! Я пришел Вам это сказать, потому что знаю, как Вы переживать будете!»
Соответственно, когда всё это осмыслишь, становится страшно: ведь это еще значит, что каждое произнесенное тобой слово не просто слово, а целое действие, и ребенок именно так его и воспринимает. Для него слово и дело – это одно и то же. Все дети в этом смысле похожи на зрителя в зале, где играют классическую музыку, и у каждого из них при этом идеальный слух. Малейшее изменение звука, добавление нового инструмента, движение воспринимается мгновенно, а иногда очень болезненно. Вот и в классе дети слышат любое изменение интонации в голосе, все, так сказать, «ноты», по которым ты играешь. Но самое главное – они имеют такой дар чувства, который у нас, взрослых, зачастую потерян. Дети всегда знают, когда их обманываешь. Они всегда знают, как ты к ним относишься. Каким-то нутром чуют. Это Божий дар, у меня в этом сомнений нет, иначе как они могут знать наверняка, что у тебя в душе? И не дай Бог их обмануть. Не дай Бог допустить пренебрежение. Они просто перестанут доверять, и их обвинения во лжи и фальши – это самое страшное. Поэтому ни в коем случае нельзя даже в мыслях допускать нечто подобное. Ведь тайное всегда становится явным.
Нужно помнить каждому учителю: я предстаю перед детьми, они меня видят и чувствуют, поэтому необходимо следить за каждым словом, за каждым помыслом, за каждым движением своей души. Не слукавил ли я сегодня? Не был ли субъективным? Можно ли было говорить это всем ученикам и каждому из них по отдельности? Достаточно ли я объяснил? Не оттолкнул ли кого, не обидел ли? Не сказал ли чего лишнего? Как перед Судом Божиим нужно испытывать себя. Ведь это так страшно – нанести рану ребенку, обиду, которую он, может быть, никогда не забудет. Со всей серьезностью нужно помнить:

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся,-
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать...
(Ф.И. Тютчев)



Работа с детьми – это великое доверие, которым одаривает Сам Господь. Ведь Он доверяет нам еще неокрепшие души. От того, как мы отнесемся к ребенку, будет зависеть многое. Но еще необходимо помнить о самом главном: о Суде Божьем. Как-то к прп. Амвросию Оптинскому подошла монахиня Шамординского монастыря, у которой было послушание следить за детьми. Она посетовала: «Батюшка, мне бы молиться, а у меня одни Аньки да Машки на уме». Прп. Амвросий ответил так: «А мы с тобой на Суд Божий предстанем, а рядом будут стоять Аньки и Машки».
Хотелось бы еще упомянуть о классных часах, которые регулярно проходят в моем классе. На этих уроках мы беседуем, смотрим фильмы, размышляем, словом – заставляем себя думать о том, что раньше могло не прийти в голову. Классные часы – прекрасное времяпровождение со своим классом, т.к. можно обсудить и затронуть самые разные темы. Мне всегда интересны ответы детей, тем более с каждым годом они всё больше осмысленны. Иногда ребята для себя многое открывают, удивляются тому, что им рассказываю я, а вот задумываются или нет – этого не могу сказать, слишком, порой, серьезные темы мы поднимаем.
Например, на одном из занятий говорили о совести. Ребята делились своими пониманиями этого слова. Оказалось, что толком никто не мог объяснить, что это значит. Тогда я пошла «в самый корень»: рассказала о происхождении этого слова: во всех европейских языках, древних и новых, это слово слагается из общей приставки со (συν, con и ge), указывающей на совместность действия, и корня от глагола, означающего понятие ведения или знания . Таким образом, получается, что «совесть» буквально – это «со-знание», т.е. то, что каждому из нас известно. А если якобы неизвестно – то человек тогда поступает не по совести.
Тогда дети задали мне интересный вопрос: «А бывает человек без совести? Ведь мы часто говорим – вот этот человек бессовестный». Я подумала и ответила, что совесть есть в каждом человеке. Совесть – это голос Божий, согласно православному учению. А после сделала вывод, который не ожидала, что сделаю: «Самое страшное для всех нас – это то, что мы все прекрасно знаем, как нужно поступить в той или иной ситуации, и от нас зависит, заглушим мы голос совести (читай голос Бога) или дадим ей выход». А в каких душах может поселиться совесть? «В честных!» – прозвучал ответ. И правда: если человек честно поступает так, как он «ведает», то он честный (Рим. 9,1).
К сожалению, на этом занятии ребята ответили не на все вопросы. Когда я спросила, было ли когда-нибудь с ними, что их «мучила совесть», услышала шепот: «У меня такого никогда не было». Не знаю, правда ли это. Хочется верить, что нет. Иначе получается, что этот человек всегда заглушает свою совесть и делает вид, что «не ведает», как поступить.
Расскажу об опросе, который я проводила в прошлом году среди учеников своего класса по типу «Неоконченный тезис». Результаты меня во многом удивили, но и порадовали тоже. Посудите сами.
“Хорошая жизнь – это…”: жизнь, прожитая не зря (33%), мир на земле (17%), отсутствие проблем (13%).
“Быть человеком – значит…”: быть неспособным на предательство и унижение других людей (30%), быть справедливым (22%), быть уважаемым человеком (13%).
“Самое важное в жизни…”: иметь надежную семью, близких и родных людей (57%), совершать добрые поступки (13%), уметь преодолевать трудности (9%). Среди других возможных предложений были и такие: быть нужным людям, уметь дружить, иметь хорошее образование, иметь верных друзей, но все они набрали только 4-5%.
“Плохо не иметь…”: родителей (48%), друзей, здоровья, надежды, поддержки (по 9%), любви и взаимопонимания (по 4%). Такие ответы, как материальные блага, увлечения, товарищи, радость, память, работа и мн.др. набрали 0%.
“Если человек не имеет…., то он НЕ состоялся”: семьи (27%), ума (23%), друзей, поддержки, квартиры и дома, хорошего воспитания (по 9%). Родители набрали 5%.
“Если человек имеет…., то он состоялся”: семью (48%), ум (35%), друзей (9%). Родители и деньги набрали 4%.
После того, как я проработала все результаты и составила диаграммы, то очень обрадовалась: семья у детей стоит на первом месте, а это прекрасно.
И последнее, чем хотелось бы поделиться, - общении на одном классном часе. Это было занятие, посвященное книге американской писательницы Шэрон Дрейпер «Привет, давай поговорим» .
Представьте себе утро. Вы хорошо выспались, и поэтому вставать совсем не сложно, а даже приятно. Вы сладко подтягиваетесь, зная, что сегодня у вас просто хороший день. Вы поворачиваетесь на другой бок, зажмуриваетесь и наконец, встаете. Идете умываться, завтракать, затем на работу, обедаете, разговариваете с друзьями и родственниками, вечером возвращаетесь домой, ужинаете, ложитесь спать.
А теперь представьте себе, что тело – ваш самый главный тормоз. Вы понимаете ВСЁ, но не можете ни потянуться утром, ни повернуться на другой бок, ни сами умыться, ни позавтракать, ни поговорить. Потому что ваше тело живет от вас отдельно, но есть одна страшная неизбежность: вы в этом теле заключены навсегда, и вам с ним жить до конца жизни. А окружающие думают, что вы недоразвитый недоумок, просто потому что тело выражает совсем другое, чем вы хотите. И даже поднять с пола игрушку вы не в состоянии. Вы не можете сказать, что вам не нравится песня, которую ваши родственники или учителя ставят в который раз, не можете возмутиться в ответ на оскорбления в ваш адрес, потому как все окружающие просто убеждены, что ума у вас нет, раз нет такого тела, которое должно слушаться вас. И вам хочется кричать, плакать, вопить что есть сил, и вы пытаетесь, пытаетесь что есть сил крикнуть всё это людям, но...даже язык вас не слушается. Даже он.
Именно так каждый день живет девочка по имени Мелоди Брукс. У нее ДЦП, и каждое ее движение тела – настоящая пытка. Но ей очень сильно повезло с родителями и няней, которые очень сильно ее любят и не перестают в нее верить. Верили тогда, когда врач предложил сдать ее, словно старую мебель, в инвалидный дом, верили, когда учитель в третьем классе в третьей четверти объясняла вторую букву алфавита, верили, когда ужасный учитель мистер Димминг презрительно ухмылялся, думая, что ей помогают при ответах, верили и тогда, когда ее предали все, включая упомянутого учителя. И только эта вера ее и спасала. Даже тогда, когда ее младшую сестренку сбила машина…
Многие стремятся быть не такими, как все. А вот Мелоди наоборот хотелось быть как все и ничем не выделяться. Быть «нормальным». На что ее няня ответила: «Быть нормальным еще ничего не значит! <…> Тебя любят, потому что ты – это ты, а не потому что ты можешь то-то или не можешь того-то».
Знакомое для нас чувство, да? Вот бы выделиться, сделать что-нибудь такое, чтобы все заметили, аплодировали, оценили, чтобы все, наконец, обратили свое внимание! Тщеславие «так и лезет изо всех щелей», «раздуваясь» с каждой новой лукавой мыслью. Конечно, каждый из нас – это уникальное Божие творение, но нам этого мало, нам хочется большего, нам хочется, чтобы весь мир смотрел на нас…
На Мелоди весь мир и смотрел. Да только она от этого испытывала только одни страдания. Ведь весь мир сторонился ее, не выносил ее непохожести, «нетаковости». Как пишет Марина Аромштам в книге «Как дневник. Рассказы учительницы»: «Первое инстинктивное желание - отодвинуться, не касаться. Не знать и не видеть. Не иметь отношения…». Вот так и поступает большинство из нас, ведь главное – это «бери от жизни всё», а то, что не вписывается в эти рамки, не имеет право на существование.
Наверное, каждый из нас испытывал подобное чувство хоть раз в жизни: отодвинуться и не смотреть. Убежать прочь, куда глаза глядят. Туда, где «вольно дышит человек». Как бы не задохнуться. А то, что такие люди, как Мелоди Брукс, - такие же люди, как и мы, не является для нас веским аргументом. Ведь она «не такая», с ней дружить нельзя. Некоторые матери запрещают своим здоровым и «как все» детям общаться с «не такими». Ведь можно чем-нибудь «заразиться»!
Рассказ об этой книге очень тронул детей. В классе была гробовая тишина (как вы понимаете, для подростков 13-14 лет это более чем редкость), а одна девочка тихо плакала.
Вот так проходят классные часы в нашем классе. Очень бы хотелось, чтобы родители проводили подобные беседы со своими детьми. Эти беседы более чем полезны. Пусть какая-то проблема затронула хотя бы одного человека - уже занятие прошло не зря. С Божьей помощью выбираем наиболее насущные темы, которые очень волнуют и меня лично, и моих подростков в их непростой жизненный период. Главное – избегать банальностей в ответах, от этого важно предостерегать ребят. Ведь цель наших встреч – высказывание личного мнения и поиск живой правды, а механическое воспроизведение того, что где-то прочитано или уже высказано до нас. Каждый проживает жизнь по-своему, никто ее за нас не проживет. Даже Всемогущий Господь. Поэтому в общении с детьми нужно по максимуму стремиться к искренности и доверию. Тогда миссию учителя можно считать во многом состоявшейся.


Светлана Кирсанова,
учитель средней школы,
прихожанка Донского храма г. Мытищи



Возврат к списку