Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
Пророки
Здравствуйте, все участники форума, здравствуйте, отец Олег!

Хочу задать вопрос по поводу пророков в Библии и их манере пророчествовать.
Мне очень давно хотелось  разобрать этот вопрос. Вопрос собственно вот в чем: Мне не очень понятны действия некоторых пророков.

В  пророчестве пророков в Цар. 10, 5-9, используется музыка: 5 После того ты придешь на холм Божий, где охранный отряд Филистимский; [там начальники Филистимские;] и когда войдешь там в город, встретишь сонм пророков, сходящих с высоты, и пред ними псалтирь и тимпан, и свирель и гусли, и они пророчествуют;   6 и найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься иным человеком.   7 Когда эти знамения сбудутся с тобою, тогда делай, что может рука твоя, ибо с тобою Бог.   8 И ты пойди прежде меня в Галгал, куда и я приду к тебе для принесения всесожжений и мирных жертв; семь дней жди, доколе я не приду к тебе, и тогда укажу тебе, что тебе делать. 9 Как скоро Саул обратился, чтоб идти от Самуила, Бог дал ему иное сердце, и сбылись все те знамения в тот же день.

Толкование из толковой Библии Лопухина: Встретишь сонм пророков, сходящих с высоты. «Сонмы» пророков — это религиозно-воспитательные и образовательные пророческие общества, впоследствии носившие названия пророческих училищ, первоначальное основание и устройство которых было сделано пророком Самуилом. Изучение слова Божия, упражнение в молитве, пение (под аккомпанементы музыки) священных гимнов были главными предметами занятий в этих обществах. Члены последних назывались «пророками» за свое восторженно-одушевленное прославление имени Божия, а также «сынами» или «учениками пророческими» ( 3 Цар 20:35; 4 Цар 2:3,5,15), потому что воспитывались под руководством боговдохновенных пророков, называвшихся их «отцами» ( 4 Цар 2:12). При Самуиле члены пророческой общины имели свое * в Раме Самуиловой ( 1 Цар 19:18-24); в позднейшее время, при Илии и Елисее, мы видим пророческих учеников в разных городах южного Ханаана: в Галгале ( 4 Цар 2:1), в Вефиле ( 4 Цар 2:3), в Иерихоне ( 4 Цар 2:5,15).

«Сонмы» неподкупных стражей закона Иеговы, восторженных глашатаев Его святой, совершенной и благой воли должны были стать, — и были на самом деле в течение всей ветхозаветной истории, — сильным противовесом народного увлечения в мрачные и гибельные дебри языческого беззакония. Глубокая убежденность истинного ведения, священный огонь религиозного воодушевления, полная правдивость и нелицеприятие обличительных речей учеников пророческих школ оказывали на народ сильное впечатление и немало содействовали богопризванным пророкам в их великой и трудной миссии религиозного уврачевания народа.

Псалтирь, тимпан, свирель, гусли — музыкальные инструменты евреев того времени: псалтирь и гусли — струнные; свирель — духовой; тимпан — вроде нашего тамбурина или бубна.

И они пророчествуют. «Пророчествовать» на библейском языке не всегда означает «предсказывать». В данном случае, как и нередко в Библии (напр., Чис 11:25; 1 Цар 10:6,10,13; 19:20 и др.), выражение «пророчествовать» можно понимать в смысле — прославлять Бога и Его чудные дела в восторженных хвалебных гимнах, что предполагает, разумеется, особый подъем духовных сил человека. С временным прекращением этого подъема прекращается и «пророчествование» ( Чис 11:25; 1 Цар 10:13 и др.).
6  И ты будешь пророчествовать. См. прим. к концу 5 ст.


В пророчестве Елисея тоже используется музыка: 4Цар.3:15 теперь позовите мне гуслиста. И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея.

Толкование из толковой Библии Лопухина: 15. В том, что пророк Елисей для приготовления своего духа к воспринятию откровения или для успокоения духа от гнева на Иорама (ст. 13-14) прибегает к действию струнной музыки, после чего "была рука Господня на нем" (ср. 3 Цар XVIII:16; Иер I:9), усматривается, во-первых, известный древности обычай прибегать к музыке (ср. 1 Цар XVI:16) для отвлечения духа от внешнего мира, успокоения или возбуждения (подобное Цицерон говорит о пифагорейцах); во-вторых, употребление музыки (с
пением гимнов) в пророческих школах (1 Цар X:5 сл. ), с которыми, как сказано, пророк Елисей стоял в тесной связи. По словам блаж. Феодорита, "священники, по Моисееву закону, употребляли трубы, а левиты - гусли, псалтири, кимвалы и другие музыкальные орудия. В употреблении же у них при сем было Давидово духовное сладкопение. Одного из сих певцов велел призвать пророк. И когда певец воспевал, благодать Духа назнаменовала, что делать"


Подобные пророки упоминались и  в 3 Цар. 22: 6 И собрал царь Израильский пророков, около четырехсот человек и сказал им: идти ли мне войною на Рамоф Галаадский, или нет? Они сказали: иди, Господь предаст его в руки царя.

При этом видно, что это не Божьи пророки, из дальнейших стихов, а царь хочет услышать пророчество Божьего пророка: 7 И сказал Иосафат: нет ли здесь еще пророка Господня, чтобы нам вопросить чрез него Господа?   8 И сказал царь Израильский Иосафату: есть еще один человек, чрез которого можно вопросить Господа, но я не люблю его, ибо он не пророчествует о мне доброго, а только худое,- это Михей, сын Иемвлая. И сказал Иосафат: не говори, царь, так.   9 И позвал царь Израильский одного евнуха и сказал: сходи поскорее за Михеем, сыном Иемвлая.


Пророчество этих пророков разошлось с пророчеством пророка Михея: 11 И сделал себе Седекия, сын Хенааны, железные рога, и сказал: так говорит Господь: сими избодешь Сириян до истребления их.   12 И все пророки пророчествовали то же, говоря: иди на Рамоф Галаадский, будет успех, Господь предаст его в руку царя. 


13  Посланный, который пошел позвать Михея, говорил ему: вот, речи пророков единогласно предвещают царю доброе; пусть бы и твое слово было согласно с словом каждого из них; изреки и ты доброе.   14 И сказал Михей: жив Господь! я изреку то, что скажет мне Господь.   15 И пришел он к царю. Царь сказал ему: Михей! идти ли нам войною на Рамоф Галаадский, или нет? И сказал тот ему: иди, будет успех, Господь предаст его в руку царя.   16 И сказал ему царь: еще и еще заклинаю тебя, чтобы ты не говорил мне ничего, кроме истины во имя Господа.   17 И сказал он: я вижу всех Израильтян, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря. И сказал Господь: нет у них начальника, пусть возвращаются с миром каждый в свой дом.   18 И сказал царь Израильский Иосафату: не говорил ли я тебе, что он не пророчествует о мне доброго, а только худое?   19 И сказал [Михей]: [не так; не я, а] выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его;   20 и сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе;   21 и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем?   22 Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. Господь сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так.   23 И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков твоих; но Господь изрек о тебе недоброе. 24 И подошел Седекия, сын Хенааны, и, ударив Михея по щеке, сказал: как, неужели от меня отошел Дух Господень, чтобы говорить в тебе?   25 И сказал Михей: вот, ты увидишь это в тот день, когда будешь бегать из одной комнаты в другую, чтоб укрыться,   26 и сказал царь Израильский: возьмите Михея и отведите его к Амону градоначальнику и к Иоасу, сыну царя,   27 и скажите: так говорит царь: посадите этого в темницу и кормите его скудно хлебом и скудно водою, доколе я не возвращусь в мире.   28 И сказал Михей: если возвратишься в мире, то не Господь говорил чрез меня. И сказал: слушай, весь народ!

В толковании об этих пророках в толковой Библии Лопухина говориться так: Если Иосафат просит Ахава вопросить о предстоящем походе Иегову (ст. 5), то собранные Ахавом около 400 человек — пророки не могли быть ранее упомянутыми 400 пророками Астарты-Ашеры (18:18,19), как полагали древние толкователи, а пророками Иеговы, вероятно, культа тельцов, остававшегося официальным и при Ахаве (несмотря на вторжение культа Ваала). Как самый культ тельцов имел сильную примесь языческого элемента, так и институт пророков в этом культе не соответствовал идее пророческого служения: уже огромная цифра явившихся теперь пророков (ст. 6) ставит их в полную параллель с пророками Ваала и Астарты ( 18:19), — для них пророчество, очевидно, стало своего рода ремеслом, выгодной профессией, они, вероятно, подобно пророкам Астарты (ibid) питались от царского стола: за это говорит их явное угодничество царю ( ст. 6,12,13), почему пророк Михей называет их ( ст. 22,23) пророками Ахава, хотя при всем том они сами считали себя стоящими под действием Духа Божия ( ст. 24).

Однако в Брюссельской Библии с комментариями о пророках из Цар. 10, 5-9 и о пророках из 3 Цар. 22 говориться одинаково негативно: Цар. 10, 5   Эти "пророки", объединившиеся в группы, приходили с помощью музыки и пляски в экстаз, становившийся заразительным. Их нельзя отождествлять с великими пророками Израиля (см Введение к пророкам).
  3 Цар. 11  Этот Седекия, иначе неизвестный, выступает предводителем группы экстатиков. Его символический поступок (ср 3 Цар 11:30и Иер 18:1-4) должен означать победу Ахава и даже обеспечить ее. Рога означают силу ( Втор 33:17и т.д.).

В книгах пророчеств великих и малых пророков, никак не могу припомнить предсказание пророком через музыку, был конечно, в пророческих действиях символизм, (- странная диета во время "осады" Иерусалима => Иез 4:9-17 - волосы Иезекииля => Иез 5:1-4) но не прочества под музыку и экстаз. Пожалуй толкования сходятся, что пророки из 3 Цар. 22    из языческого культа, как быть с пророками из Цар 10, 5-9?


Видно что Саул был туда послан волей Божией.  Однако в современных сектах тоже используется музыка, порой тяжелая, люди впадают в транс и экстаз, начинают "пророчествовать" и т. д. Обьясните мне пожалуйста, отец Олег, каким образом в Библии такой вид пророчества, под музыку, мог иметь место? Хотя по толкованию Лопухина это был такой вид прославления Бога, но все равно хочу очень услышать Ваше мнение, ведь святые так Бога не славили, и в церкви православной музыка не используеться, в отличии от католиков. Очень интересуюсь данным вопросом.

Заранее благодарен, Алексей.
Изменено: Алексей - 21.12.2011 18:46:52
Я думаю, здесь опять, как и в ситуации с родовой ответственностью, нужно учесть "менталитет" ветхого человека, более чувственного. Господь действует на каждом этапе истории в той или иной культурной и культовой атмосфере. А различить музыкальные молитвенные песнопения от языческого беснования, в общем-то, легко - по духу, который они несут, и по плодам.
Католическая же культура, использующая инструментальную музыку за богослужением, всегда с точки зрения восточных отцов считалась более "душевной", чем духовной. Хотя, если честно, многим из нас - "православным" - еще до того же "душевного" Баха, наверное, расти и расти...smile:)
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)