Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 ... 21 След.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Цитата
Ольга Малова пишет: Представляю свои работы в порядке обсуждения темы симметрии и асимметрии. Может ли быть красивой симметричная композиция?
На мой взгляд, конечно может. В данном случае (Пасхальная работа) согласна с Людмилой Александровной: форма симметричная, а внутри расположение цветов асимметрично. Мне кажется, это была такая задумка автора. У меня возникли другие вопросы, Ольга Дмитриевна, если можно: - круг и Крест в нем - нравится, но как человеку приложиться к этой святыне, ведь люди могут смущаться: вдруг испортится такая красота по случайной неосторожности, как правило, на такие большие праздники бывает очень много людей? - создается зрительное ощущение непропорциональности: икона как бы тонет в насыщенном цветами и цветом круге. По интенсивности цвета, скорее всего, такая получилась цветопередача на фото, а вот по количеству цветов, не получается ли обрамление слишком широким?
Изменено: Ольга Исаковская - 23.10.2011 02:43:52
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Цитата
Ольга Малова пишет: коленопреклоненные молитвы
Помогите мне понять, что это за "основание" перед батюшкой из цветов и для чего оно? Простите.
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Еще возвращусь к вопросу о симметрии. Честно говоря, я даже и не подразумевала, что композиция для украшения иконы может быть асимметричной. Фотографий моих работ у меня очень немного, как-то мне было неловко фотографировать, я ведь мало что умею. Но хотелось бы услышать ваши советы, чтобы в дальнейшем не делать тех ошибок, которых очень много.
Изменено: Ольга Исаковская - 23.10.2011 04:05:49
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Цитата
Ольга Исаковская пишет:


Благословение на украшение (точнее, как мне кажется, приукрашение, ведь Храм - это и так Небесная Красота) было мне дано настоятелем нашего Храма не так уж давно, всего несколько лет назад с такими словами: "где просто - там ангелов до ста, а где мудрено - так нет ни одного". Вот такие известные всем слова.

Простота одобрена Спасителем (будьте… просты как голуби. Мф. 10: 16)), необходима для обретения Царствия Небесного (Мф. 18: 2, 3) и должна обнаруживаться во всём нашем поведении: жить в простоте и богоугодной искренности (2 Кор. 1: 12), служить ближнему в простоте сердца, боясь Бога (Кол. 3: 22), быть мудрыми на добро и простыми на зло (Рим. 16: 19), потому что Откровение Господа вразумляет простых (Пс. 18:), они суть мудры и сохраняются Богом, так как благоразумны.
Но вера утверждается не на человеческой  мудрости. Нет сомнения, что чтение для образования христианина столь же необходимо, что для мира свет. Но что, кому и как читать? Что из прочитанного и узнанного взять себе в правило и чего не брать? Хорошо ли углубляться в Писание и исследовать его тайны? Хорошо, особенно когда есть к тому способность и желание. Между тем, как мы знаем из житий святых: немало было неграмотных исповедников веры (Святитель Спиридон Тримифунтский, преподобный Антоний Великий, праведная Иулиания Лазаревская…), кому-то духовными руководителями запрещалось писать и умствовать (Дамаскин), а кто-то терпел наказание и укор за вопросы о разных местах Писания (Досифей). Не всё и всем полезно. Поэтому без руководства и подчинения не бывает плодов на ниве духовной. Но святой Пётр Дамаскин о себе говорит, что сам он много раз терпел вред от тех, коих спрашивал. Почему пишет, что только тот способен к руководству, кто вошёл в бесстрастие и приял дар рассуждения, потому что, отрешаясь от суеты, можно ощутить духовную реальность только в простоте, до которой надо докапываться, опускаясь всё глубже и глубже и подниматься, взмывая ввысь, Горе. Поэтому простота в  христианской жизни – это не значит «просто» и примитивно, это не та простота в миру, что «хуже воровства», простота в Церкви – это святость собора избранных, которым мы должны подражать. Поэтому святые отцы учат, что радостная простота, а не пестрота должна быть отличительной чертой христианского искусства, именно поэтому в творчестве иноков это так сильно проявляется.
Изменено: Ольга Малова - 23.10.2011 11:58:07
Цитата
Ольга Исаковская пишет:
Еще возвращусь к вопросу о симметрии. Честно говоря, я даже и не подразумевала, что композиция для украшения иконы может быть асимметричной. Фотографий моих работ у меня очень немного, как-то мне было неловко фотографировать, я ведь мало что умею. Но хотелось бы услышать ваши советы, чтобы в дальнейшем не делать тех ошибок, которых очень много.
Дорогая Оля, если это первые работы, то это совсем неплохо. Но, чтобы, "не делать ошибок" и не просто подражать понравившимся Вам композициям, выполненным братьями и сестрами, необходимо познакомиться с теорией, то есть с теми накопленными знаниями в миру в этом жанре искусства. Только делать это избирательно, сообразуясь с канонами и традициями искусства Церкви, которое проповедует и просвещает. Сделать точную копию не получится, да и незачем к этому стремиться. Иконы, написанные в каноне всегда несут в себе отражение личности мастера. Пренебрегать опытом в миру никак нельзя, чтобы не "изобретать велосипед". Во флористической технике что-то для нас приемлемо в восточном искусстве, что-то в европейском и по той причине, что необходимые для нас знания в восточном направлении просто отсутствуют. Это изучение  должно быть системным, то есть логичным, последовательным и целостным. Для начала, Вы должны определиться с понятиями:форма, цвет, поверхности. То есть выбор общей формы композиции, сообразно традициям Церкви; основной (доминирующий) цвет по Уставу - богослужебный цвет праздничных облачений священнослужителей, а теория создания поверхностей или расстановка растений предполагает несколько вариантов, как минимум пять. Икону "Введение во храм Пресвятой Богородицы" Вы украсили, используя равномерную россыпь или равномерно-рассредоточенный способ распределения растительного материала. А есть ещё с уплотнением или сжатием, фактурный, орнаментальная техника. В Пюхтицком монастыре, например, составляют орнаменты. Растительный орнамент в церковном искусстве, его сакральный смысл и символика - очень интересная тема, которую необходимо изучать. И вот ещё что: ошибки будут всегда, я за более, чем 15-летнюю практику не сделала ни одной работы, в которой бы не видела больших или малых ошибок, смысл в том, чтобы стремиться свести их к минимуму. Но, кроме объективных причин, в этом непростом делании, достаточно много и объективных. Главное - не унывать! А молиться, учиться, трудиться и не гордиться.
В XVI в. в Куремяэ пастух увидел на высоком холме в дубовой роще Дивную Госпожу в лучезарном лазурном одеянии, освещённую сиянием. Он собрал односельчан, и, осмотрев рощу, они нашли под огромным дубом старинную икону Успения Пресвятой Богородицы. Такова история обретения Пюхтицкой иконы Божией Матери. На Святой горе была сооружена часовня. Старый дуб сохранился до наших дней и почитается священным. Учёные полагают, что ему не менее 1000 лет. Его высота 26, 5 м, обхват ствола свыше 4 м.
Пюхтицкий женский монастырь.
Пюхтицкий женский монастырь
Пюхтицы
В иконографии Божией Матери много "растительных" икон, которые были обретены в растительном царстве и те, на которых изображены растения. Среди них и Пюхтицкая.
Явление
Фотоматериалов у нас  теперь собралось достаточно много и  это очень хорошо. 
 Давайте все вместе, как наши гости форума, так и пользователи, проведем по ним  небольшой анализ из своих мнений, как если бы, потребовалось от вас  практическое участие  для  корректировки любой, на ваш взгляд.  работы.
 Конечно, тут будет важна  и ваша оценка. ( Прошу только не понимать это, как критику и осуждение  работы или автора, а только, как рассуждение - для получения в целом общего вывода об уровнях  имеющихся среди нашей аудитории знаний и состоянии дел в этом стремительном направлении развития ). Говоря техническим языком, для получения -  точной ориентации, навигации и стабилизации в данной теме.
 Замечу однако, такие ответы, как: "Отлично","Шедеврально", "Плохая" ,"Не нравиться","Неплохая" и т.д. и т.п. -давайте будем избегать, а давать, по-возможности, свои раскытые мнения.
 
Вчера, случайно,в нете (www.Plantopedia.ru), я встретила и еще троечку фото работ по нашей тематике и предлагаю их тоже включить в рассмотрение. Авторов и храмов, к  моему сожалению, не было указано. Если кто знает, то назовите.  
church_06.jpg (167.5 КБ) [ Скачать ]
church_03.jpg (93.28 КБ) [ Скачать ]
church_04.jpg (102.79 КБ) [ Скачать ]
Изменено: Людмила Бондаренко - 05.11.2012 21:12:37
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Это Даниловский монастырь в Москве, а оценку давать, то есть выявлять недостатки,  можно только по желанию автора композиции. На среднем фото - плат, покров для ковчега святых мощей преподобного Даниила Московского, выполненное в редкой технике шитья (цветы и другие растения пришивают к основе, специалисты рекомендуют фетр), которая в храмах почти не используется: плат расшит аспарагусом, если не ошибаюсь. Цвет преподобных - зелёный, поэтому и растительный материал этого цвета. То есть можно не вокруг иконы, например, создавать композицию, а украсить плат на аналое, и икона как-бы будет на своеобразном цветочном - райском постаменте. Всегда считалось, что икона  на не застеленном  аналое - проявление неблагоговения. На иконах лики святых, то есть райских обитателей, поэтому цветы в таком качестве выполняют своё основное предназначение "остатков Рая на земле". В банке идей я для себя это отметила давно. Оригинальность такого ракурса темы в использовании флористической техники - очевидна. Другое дело, как в этой технике работать и какие композиции создавать. Здесь важен выбор растений и их обработка до составления композиции. Понятно, что даже при собюдении всех этих условий, свежесть подобных работ непродолжительная, поэтому при выборе данной техники надо, прежде всего, обращать внимание на сроки отдания праздника.
Ещё два положительных момента: икона "Святой Троицы" не "подавляется" цветами, они её как-бы обтекают, но не топят: икона -первоплановая, а композиция, несмотря на её многоцветье и объём - второплановая.
Двухцветная гармония большого контраста в исполнении гирлянды на Царских вратах: жёлтый - фиолетовый (противоположные в цветовом круге) являет нам образ Святой Троицы, так как жёлтый - цвет Спасителя, а фиолетовый состоит из красного - цвет Бога-Отца и синего (голубого) - цвет Святого Духа. Это символика цвета в христианском искусстве - иконографии.
Цитата
Елена Герасименко пишет:
  Надеюсь что на форуме нам всем хватит мудрости и терпения в изучении многих православных тем в свете Евангиелевского учения.
Дорогая Елена, не только цветы, а шире - растения в храме - это тема очень многогранная и важная для христианина. Важная потому, что много тому свидетельств в Священном Предании и Священном Писании. В святоотеческом наследии так много глубоких высказываний и поучений, что при внимательном изучении не останется и тени сомнений, и Вы будете глубже и глубже погружаться в этот спасительный кладезь знаний. И тем самым ещё с большим благоговением будете составлять композиции для проведения православных Богослужений.  Если изучать эту тему, её богословскую основу в течение года, то это только краткий экскурс по некоторым её аспектам.
Больно, конечно, что есть мнения, не подкреплённые учением и наследием Церкви, а значит поверхностные, ведь личного мнения быть не должно, если оно не аргументировано учением Церкви. Особенно, когда так говорят те, кто мог бы использовать эти духоносные образы в проповедях и наставлениях. Сподобиться Небесного и не поскорбеть - не получится, и этому надо радоваться. Советуйте в таких случаях почитать труды святителя Василия Великого, праведного Иоанна Кронштадского, Святителя Луки Крымского, преподобного Максима Грека, святителя Филарета Московского, епископа Порфирия Успенского, П.А. Флоренского, князя Е.Н. Трубецкого, Н.О. Лосского  и многих, многих ещё. Изучать значение цветов в иконографии. Однажды праведный Иоанн Кронштадский, взяв в руки цветок, сказал: "Целую Десницу, создавшую тебя".
Искусство украшения православного храма цветами – то, что называют в миру флористикой можно считать не самым важным и даже необязательным “малым делом”, но вот как наставляет нас о малом доброделании архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «У самого входа в религиозную область существует некий “гипноз больших дел”: надо делать какое-то большое дело – или никакого. И люди не делают никакого дела для Бога и для души своей…А между тем через правильное отношение к мелочам должен пройти каждый человек, желающий приблизиться к Царствию Божию…это вода на цветок личности человека». Без малого не бывает и большого.#_ftn2
Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Слово о малом доброделании // Непознанный мир веры. – Изд-во Сретенского монастыря, 2007. – 351 с. – С. 287. ISBN 978-5-7533-0148-2
Но только тот, кто не сподобился исполнить послушания в украшении храма цветами, никогда не поймёт как это непросто ни с внешней стороны, ни с внутренней. К тому же это тяжёлый физический труд, не говоря уж о том, что это творчество, да ещё такое ответственное! Но какая это радость, как она согревает и вселяет надежду на спасение! Только задумайтесь, чему мы сподобляемся, конечно со страхом и благоговением! Особенно, когда допускаемся для украшения Плащаниц!
Что касается материальной стороны, то тут два аспекта. Во-первых, не так уж и много необходимо средств для благоговейного украшения: превращать храм в оранжерею не следует. Цветы - благоговейные акценты. Во-вторых, если соборно молиться, то просящему подаётся. Случаев таких в моей практике немало, женский монастырь, в котором по благословению и молитвами игуменьи Елены подвизаюсь, только поднимается из руин, а цветы, порой, привозят, как-бы случайно узнавшие об этом. Храни Вас Господь и Матерь Божия в Вашем послушании.
Спаси Господи!  Ольга Дмитриевна, огромное Вам спасибо за наставления, со слезами на глазах прочитала все о чем Вы написали. Душа видимого искала эти слова и Господь помог обрести новую встречу для укрепления духа. Каждое слово мне ясно и понятно, спасибо. Много лет назад я приобрела книгу "Прекрасные растения Библии", тогда я еще не знала, что буду работать с растениями, а обратила внимание на нее, потомучто перед этим побывала в поломнической поездке в Дивеевском монастыре и случайно разговорилась с одним прохожим, приехавшим в это место для постоянного проживания. Он  угостил меня яблоком и разговор зашел о пище, тогда я впервые услышала о том, что человек должен питаться плодами растений , которые указаны в Библии для духовного и физического здоровья. Для меня это было открытием. Потом появилась у меня книга, долго лежала, в последнее время я стала все чаще в нее заглядывать. И вчера прочитав ваше сообщение для меня понятно стало многое, я опять открыла эту книгу ( И.Н.Соколовский " Прекрасные растения Библии"smile;).
"......"семь плодов", которыми была благословлена земля иудеев, - это пшеница, ячмень, виноград. инжир(фиги). гранаты. маслины(оливки) и финики(или мед). Это не только плоды в полном смысле слова, но и разнообразные символы, значение которых нужно знать. чтобы содержание Библии стало ближе и понятнее. 
    Пшеница - символ духовного питания, ячмень - символ питания тела; два плода из семи перечисленных скрепляют наше существо воедино, дают возможность физического и духовного существования. Затем идут еще пять плодов, украшающие наше духовное меню, добавляющие "аромат" и "особый вкус" к стремлению развивать нашу душу.
    Виноград символизирует радость, которая есть в нашей жизни, ту радость, которая высвобождает наши скрытые возможности, добавляют глубину, живость и стремление делать то, что мы делаем.
    Инжир символизирует увлеченность, наше глубочайшее личное участие в том, к чему мы стреммся, то есть состояние, когда мы полностью отдаемся тому, что мы делаем.
    Гранат символизирует деяние, высшую форму "хитрости"; отказ примириться со своим несовершенным духовным и моральным уровнем на данный момент и стремление стать лучше, чище и ближе к Творцу, чем мы есть.
    Маслины символизируют борьбу. Для большинства из нас слово "жизнь" является синонимом слова "борьба". Оливковое дерево и его плоды символизируют ту часть нашего существа, которая заставляет нас бороться, которая говорит нам. что отказаться от борьбы - значит отказаться от жизни. Подобно оливковому дереву, которое отдает масло только когда плоды его давят, мы демонстрируем наши лучшие качества, когда жизнь перемалывает нас своими жерновами, когда мы боремся между противоречивыми силами внутри самих себя.
    Финик символизирует совершенство, способность жить в мире, спокойном и совершенном состоянии духа. Несмотря на то, что лучшие свои качества мы проявляем в труднейших жизненых ситуациях, так же справедливо и то, что некоторые свойства нашей души могут проявиться только тогда когда мы находимся в полном согласии с собой, когда мы достигли внутреннего равновесия и гармонии в своей душе.
    Число семь в этой символике составляющих человеческого характера выбрано вовсе не случайно, так как оно само по себе тоже имеет знаковый характкр. Это число выражает завешенное целое в его совершенстве, чаще всего в соответствии с Божией волей, подобно тому, как  был сотворен мир:" И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и создал" ( Бытие, 2:2-3) .........там же" Хлеб наш насущный" - Пшеница в библейские времена занимала особое место в жизни общества....Ее считали лучшим хлебным злаком и символом материального благополучия. Пэтому именно ее нужно было приносить в жертву Господу: " Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного, пусть принесет пшеничной муки, и вольет на нее елея, и положит на нее ливана" (Левит2:1) Хлебную жертву можно было приносить в виде хлеба, печеного в печи, лепешек, жареных на сковороде, или высушеных на огне и растолченых зерен.......и еще: В Библии особое значение придается всему первородному - первенцам у людей, скота, первым плодам земли. Греческое слово" апархэ", которое в Синодальном переводе звучит как " начаток", указывает на бытовавший обычай жертвовать Богу лучшее из того, чем владеешь. Первое -это залог последующего, поэтому пожертвованием всего первого освящается все остальное. По этому поводу Господь так говорит Аарону " Все лучшее из елея и все лучшее из винограда и хлеба, начатки их, которые они дают Господу, Я отдал тебе" (Числа, 18:!2).
Мир всем участникам и гостям форума и доброго здоровья! Ольга Дмитриевна благодарю за добрые слова и поддержку!
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Цитата
Ольга Малова пишет: в Пюхтицком монастыре, например, составляют орнаменты. Растительный орнамент в церковном искусстве, его сакральный смысл и символика - очень интересная тема, которую необходимо изучать.
Очень понравились работы сестер Пюхтицкого монастыря, сделанные с такой любовью!Орнаментальные растительные композиции украшают наши Храмы, начиная от росписи стен до предметов церковного обихода. Древнерусский орнамент своими корнями происходит из византийского искусства. 
 Византийское искусство внесло в культуру многих стран новое содержание, наполнило ее новыми образами. Оно формировалось, с одной стороны, на основе античной архитектуры и скульптуры, а с другой - под влиянием художественной культуры Ближнего Востока. Особенно важную роль в художественной жизни сыграло христианство.   
Главное место в византийской культуре занял образ Иисуса Христа. Именно Византия выработала все прообразы (архетипы) - постоянные иконографические схемы, от которых не полагалось отступать при изображении священных сюжетов. Эти схемы перешли позже и в русскую иконопись, и отчасти в западноевропейское искусство, хотя там они были больше подвержены изменениям.  


Растительные мотивы в византийской орнаментике несложны и разделяются на простейшие элементы - пальметику, полупальметику и стебель, образующие немногие комбинации. Они широко распространены в искусстве средневековья, в том числе и византийской орнаментальной флоре.



К наиболее распространенным в византийском орнаменте относятся следующие мотивы:
Пальметки - а) пятилепестковые, где нижняя пара лепестков образована спирально закрученными усиками; б) трехлепестковые; нерасчлененные пятилистники, вписанные в ромбические фигуры. 

Древовидные композиции. Узоры из парных сливающихся завитков с цветками внутри.
о.Павел Флоренский :
«... Орнамент философичнее других ветвей изобразительного искусства, ибо он изображает не отдельные вещи, и не частные их соотношения, а облекает наглядностью некие мировые формулы бытия. Если орнамент кажется лишенным трансцендентного содержания, то это – по малой доступности его предмета сознанию, не привыкшему к орлим взлетам над частным и дробным.
.... орнамент, созданный в иные времена, монументального мышления и монументального мирочувствия, недоступен в своем мировом смысле мелкому сознанию современности, и оно пользуется этими таинственными и насыщенными величавою мыслью схемами бытия как внешним украшением ...»
Цитата из работы «Анализ пространственности (и времени) в художественно-изобразительных произведениях», написанной в 1924 году.
Подробнее см. в книге : священник Павел Флоренский «Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии», М.2000, стр. 158 -163.
И еще несколько цитат из этой же книги: 
 "...наряду с чувственными образами и над ними существуют также не чувственные, но вполне реальные типы и виды соотношения между собою чувственного, ритмы и закономерности чувственного и даже сверхчувственного."
"Эти ритмы бытия, законы мировой жизни и типы конкретности вполне могут быть предметом, выражаемым или передаваемым посредством художественного произведения."
"Орнамент - глубочайшее проникновение в ритм и строй жизни. "
"Отвлеченное украшение, рассматривающееся как таковое, возникает только в дробящихся и лишенных органической цельности культурах...Тут только и появляется орнамент в современном, т.е. обмирвщленном смысле. А в цельных культурах орнамент всегда был искусством прикладным..., направляющееся не на самостоятельно взятую красоту, а на целое культуры, где красота служит лишь критерием истины."
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Ниже приведу несколько схем растительных орнаментов (византийских и древнерусских), может быть они послужат творческим началом для использования в работе.
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
В дополнение к предыдущим:
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Отрадно, что мы начинаем открывать всё новые страницы в богословии растений. И, чтобы нам не заблудиться и не растеряться, давайте сделаем вывод по теме о значении ваз с цветами.
Благоухание цветов – это фимиам Богу. Цветы – кадильницы.
Свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)

Сосуд-вазон и корзина, как форма и образ,  присутствуют во всех жанрах искусства Церкви: архитектуре, изобразительном искусстве (иконы и стенописи), мозаике, лепнине, изразцах, резьбе по дереву, камню, слоновой кости, в металле и др.
Что это? Просто украшения и предметы быта?! Или это символы, в которых сокрыт богословский смысл, ведь подобные изображения присутствуют в искусстве Церкви и сегодня!?
Несомненно,  эти компоненты-символы  важны для понимания глубины христианского мировоззрения, миропонимания и мировосприятия, так как случайных предметов в христианском искусстве быть не может. Но сами цветы, конечно, не лишены и эстетической ценности, эти божественные  формы важны и для созерцания – видения – то есть через визуальное восприятие, так как «Цветы – это остатки Рая на земле», – отвечает нам на этот вопрос святой праведный Иоанн Кронштадский, вразумляя: «Кто это в цветах так премудро, тонко, прекрасно устрояет, образует безобразное, бесформенное вещество земли? Кто даёт ему такую удивительную форму? Творец, дай нам лобызать в цветах Твою премудрость, Твою благость, Твоё всемогущество!».
В настоящее время во многих монастырях и приходах украшают вход в обитель или храм композициями в ёмкостях из живых цветов, в том числе и подвесными, или букетами в вазах, устанавливают вазоны с растущими растениями. Это не просто украшательство, в этом действе – древняя христианская традиция и глубокий смысл.
Декорирование цветами входа в храм символизирует начало пути к Богу и преддверие в Рай, так как храм олицетворяет Рай.  Под карнизом второго яруса (первый был проходным в храм) колокольни XVII в. церкви Рождества Богородицы на Бутырках в Москве были прекрасные поливные изразцы (кахели), на которых рельефно изображены вазы с цветами – символы Рая. На главном входе Киккского монастыря изображены вазы с виноградной лозой.
Вазы с цветами в иконе и стенописях православных храмов являются  символом  Рая, сосудами вечной жизни – образ Иисуса Христа и сосудами чистоты – образ Божией Матери. Особенно эти символы характерны для икон Пресвятой Богородицы. «Вертоград Заключенный» – это Богородица, которая на земле была Вертоградом ради ненарушенного девства. Возможно, основой иконографии стала песня «О Тебе радуется» святого Иоанна Дамаскина, где Богоматерь сравнивается с «Духовным садом». В прообразовательной символике «Запертый сад» или по-старославянски «Вертоград Заключенный» – символ непорочности, чистоты и девства Богоматери. Вазоны с  цветами на переднем плане – сосуды чистоты (лутрофоры)  и знаки Рая, ибо  «Сад – пространство Святого Духа» [прп Симеон Полоцкий].
Четыре вазы с цветами, расположенные на солее и восточной стене ограды в иконе Божией Матери «Вертоград Заключенный», как образ Церкви.
Цветы в букете – образ Церкви, как собрания (собор) истинных христиан. Напоминают также о христианском благодарении – сожжении церковных свеч в храме. Воск их приносится в храм, говорит св. Симеон Фессалоникийский: «… как собираемый от многих цветов и почти от всех в знак приношения от всего».
Если мы рассмотрим формы ваз на представленных святых памятниках церковного искусства, но увидим, что  они, в большинстве своём, эдентичны и близки к лутрофору (с двумя ручками). А с цветами или виноградной лозой эти вазы приобретают ещё более глубокий смысл, представляя образ Спасителя, Божией Матери, Церкви, цветущего Рая,  собора святых и христиан, то есть любви,  Божьего благословения и Божественной красоты, радости в Боге –  спасения в жизни вечной. Всё это главные основы – догматы, благодаря которым рождена, и на которых зиждется Вечная Вселенская Церковь Иисуса Христа – Спасителя мира.
При выборе цвета и формы ваз для букетов и сосудов для цветочных  композиций в украшении храмового интерьера предпочтение отдают золотым, белым, в пастельных тонах или прозрачным. Естественно преобладают однотонные, учитывая разноцветье стенных росписей, а также постоянно меняющуюся по церковному календарю символику цвета богослужений (облачения священнослужителей), ведь, как правило, благоукрасители придерживаются доминирующего цвета в праздничных композициях. В храмовых интерьерах с белыми стенами без росписей используют вазы и с рисунком. А что касается формы, то её нам подсказывают традиции  памятников христианского искусства. Конечно, необходимо учитывать и стиль храмовой архитектуры: интерьер кафедрального собора в стиле барокко предполагает отличные цветочные композиции и формы ёмкостей от букетов и ваз в небольшой деревянной церкви.
Изменено: Ольга Малова - 28.10.2011 17:43:51
Икона Божией Матери "Вертоград Заключенный"
Вазы в храме
Вазы в храме 2
Вазон в нише – фрагмент фасада Покровской церкви
 в урочище Шутово близ деревни Вороничено Ржевского района Тверской области
Вазы в храме 3
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 ... 21 След.
Читают тему (гостей: 2, пользователей: 0, из них скрытых: 0)