Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: Пред. 1 2 3 След.
Использование искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов в цветочных убранствах., О возможности использования искусственных, сухоцветов, стабилизированных цветов, горшечных растений, рушников, электрогирлянд и прочих материалов во внутреннем убранстве православного храма и около него.
Давно хочу предложить для обсуждения тему использования окрашеных цветов в храмовых украшениях. 
Ольга Дмитриевна пишет:
" В «Настольной книге священнослужителя» читаем:
«Следует избегать украшений икон искусственными цветами, оскорбляющими честь святыни: ”Они предосудительны в церковном обиходе – не потому, что они малоценны, но потому, что заключают в себе ложь”, – говорил Святейший Патриарх Алексий..." 

Мне кажется, что искусственно подкрашеные , хотя и живые, тоже заключают в себе ложь, независимо от способа окраски (применялся ли для этой цели спрей или разведенный в воде краситель). Ольга Дмитриевна, неоднократно использовала в своих композициях окрашеные цветы. Как я понимаю, Вы относитесь к этому терпимо и, когда требуется по замыслу, считаете оправданным.

 И еще, насколько допустимо применение в украшении икон, да и вообще в храме, флористической бижутерии, игрушек, мишуры и т. п.? Это вопрос ко всем украсителям. Все это элементы светского дизайна, не так ли?
Цитата
татьяна тимофеева пишет:
Давно хочу предложить для обсуждения тему использования окрашеных цветов в храмовых украшениях.
Ольга Дмитриевна пишет:
" В «Настольной книге священнослужителя» читаем:
«Следует избегать украшений икон искусственными цветами, оскорбляющими честь святыни: ”Они предосудительны в церковном обиходе – не потому, что они малоценны, но потому, что заключают в себе ложь”, – говорил Святейший Патриарх Алексий..."

Мне кажется, что искусственно подкрашеные , хотя и живые, тоже заключают в себе ложь, независимо от способа окраски (применялся ли для этой цели спрей или разведенный в воде краситель). Ольга Дмитриевна, неоднократно использовала в своих композициях окрашеные цветы. Как я понимаю, Вы относитесь к этому терпимо и, когда требуется по замыслу, считаете оправданным.

И еще, насколько допустимо применение в украшении икон, да и вообще в храме, флористической бижутерии, игрушек, мишуры и т. п.? Это вопрос ко всем украсителям. Все это элементы светского дизайна, не так ли?
  О мишуре уже написано и имеется на форуме в материале об истории рождественской ёлки, зачем же возвращаться к тому, что уже обсуждалось? 
Что касается окраски живых цветов, то это, отнюдь, не изобретение европейской флористики. Окрашенные цветы были обычным делом ещё в России XIX в. Об этом можно прочитать в материалах о цветах в так называемой «Русской энциклопедии»: Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний / под. ред. С.Н. Южакова. – В 22 т. изд. 4-е, стереотип. – СПб.: Просвещение, 1904. 
 То есть окраска живых цветов была обычным делом, их легко красили через раствор, и использовали в композициях, почему я в своё время (в 90-х годах) и попробовала поставить цветы в воду, подкрашенную чернилами. 
Вот такие рекомендации давали в 1904 г. и значительно ранее:  «Для этого обыкновенно срезают стебли и ставят их в водяной раствор желаемой краски. Таким способом цветы ландыша можно окрасить в синий или красный цвет за 6 часов, белые нарциссы за 12 часов». Использовали, естественно, натуральные – природные – растительные красители, о которых также в этой энциклопедии имеются сведения. 
Это нисколько не хуже использования вредного химического оазиса или рыночной  импортной цветочной продукции, обработанной биохимическими консервантами, что делают все, ведь запахи в пространстве храма – тема, которая напрямую касается послушников цветосложения в Православии, только задумываются об этом немногие, тем более, что и здесь никаких личных мнений быть не может.

 И, наконец, о «камешках». Золото, серебро, квадратные и округлые драгоценные камни в убранстве, например, Спасителя, Божией Матери и святых в иконографии, в украшении крестов, окладов и т.д. не просто украшение, а образ Небесного Иерусалима, стены которого покрыты золотом и драгоценными камнями (Откр. 21: 18-21). Все эти образы персонифицируют Райский сад – Вертоград – Небесный Иерусалим, и об этих образах украсители, ну просто обязаны знать, то есть о символике Райского сада в искусстве Церкви. Да и Священное Писание изучать обязан каждый христианин, а для художников – это просто хлеб насущный. 
 Драгоценные камни характерны не только для иконографии Иерусалима, но и символических предметов, олицетворяющих его, каковым является крест или венец, нимб, корона.
 Особое значение занимает жемчуг  (А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины),  у иконописцев даже термины особые есть, касательно жемчуга. «Жемчужка – термин русских иконописцев, название белых точек (различной величины) по краям коим, запястий, обшлагов, оплечий и окружение изображений драгоценных камней» – из «Словаря иконописца», в котором есть много познавательного и для благоукрасителей живыми цветами.

 Если Вы имеете в виду мою композицию этого года Плащаницы Божией Матери, которая построена на образах Откровения, то здесь жемчужка – это морозник, снежник, то есть плоды снежноягодника (лат. Symphoricárpos) из семейства жимолостных. Плоды этого кустарника могут быть белого, красного, кораллового и даже чёрного оттенков. Использованы и простые бусины, их немного, но есть надежда, что для этого в перспективе нам подарят и настоящие, полудрагоценные, например.

 Для флороблагоукрасителей  готовых ответов почти нет, поэтому надо постоянно изучать богословие Церкви, чтобы из большого материала находить эти маленькие драгоценные крупицы той информации, которую необходимо знать, чтобы композиции были «говорящие», в противном случае они в храме становятся бессмысленными, то есть бесполезными или того хуже.

 Наши, не всегда умеющие читать предки, глубоко понимали смыслы церковного искусства, как писал Н.П. Кондаков о русских иконописцах и зодчих (Кондаков, Н.П. Древнехристианские храмы. М., 1866),  художники создавали образы «с расчётом на то, что толпы толкущегося возле них в праздник народа найдут и время, и охоту разобрать поучительные темы наружных украшений и воспользуются ими как наглядным наставлением и церковным обучением». Это то, что называли «Библией для неграмотных». Через эти образы благодать Духа Божия животворящего, всё собою наполняющего, «сокровища благих и жизни подателя», проникает в человеческую душу, способствуя её просветлению. 

Нужно подчиниться законам искусства в Церкви и исполнять их, даже если не всё понятно – в этом смирении придут просветление и познание. Осмысленной должна быть и красота православной церковной аранжировки: поучительным обучением, душеполезным наставлением – безмолвной проповедью, а не олицетворять собою просто "красивость". 
Для первых христиан и христиан  Древней Руси образы и символы искусства Церкви были понятным языком – безмолвным, на котором «разговаривали» и «общались» между собой души художников и прихожан.
Кстати, ленты и драпировки - тоже традиция в Церкви, подобные атрибуты есть и в интерьере храма, в том числе воплощённые в иконографии и живописи интерьера храма, то есть имеющие внутренний духовный -  символический смысл, например, полотенца в росписи нижней части стен, велум и др.
 Бабочки и пр., конечно, в храме будут неприемлемыми, а вот к сердечкам надо относиться серьёзно и очень, ведь это, прежде всего, древний церковный орнамент "процветшие сердца", а не подарочек к дню Валентина, но здесь речь уже идёт о форме с дополнениями.
Ольга Дмитриевна , Вы не написали для меня ничего неизвестного. Полностью согласна с Вашими призывами изучать богословие Церкви (обязанность любого верующего человека), но вот трактовка полученной информации и ее применение на практике получается весьма субъективной, зависищей от подготовки, уровня и профиля образования, жизненного опыта, наконец. Пытаясь сделать цветочные композиции "говорящими", порой украсители добиваются обратного эффекта, перегружая пространство и отвлекая молящегося от святыни и богослужения.
Я, извините, не точно выразилась, когда задавала вопрос о применении флористической бижутерии и т. п.  Конечно, я имела в виду цветочное украшение икон. 
Про мишуру я спросила не в связи с рождественской елкой, а по поводу использования ее и бус в цветочных венках вокруг икон для передачи каких-то смысловых образов или просто для украшения.
 Кроме елочных игрушек, виденных мною в рождественских венках на икону, я неоднократно сталкивалась с использованием в храмовых композициях игрушечных птичек, например, на Богоявление для иллюстрации сошествия Святого Духа. 
Снежноягодник я знаю, сама использую и очень люблю это растение, поэтому без труда узнала его в Вашей работе. Но вот дешевые бусины и блестящая проволока меня смутили. 
А вот крашеные живые цветы, независимо от того, что их делали еще в девятнадцатом веке, являются как бы правкой Божьего творения, недостаточно удовлетворяющего и хорошего для нас. Поэтому, то с чем можно жить в миру( как и окраска волос), в храме ощущается как ложь и кажется неуместным. 

Ну, а оазис я воспринимаю так, как вазу, ну т. е. "емкость", удерживающую воду.
Изменено: татьяна тимофеева - 17.01.2015 22:18:16
Цитата
татьяна тимофеева пишет:
Пытаясь сделать цветочные композиции "говорящими", порой украсители добиваются обратного эффекта, перегружая пространство и отвлекая молящегося от святыни и богослужения.
Я, извините, не точно выразилась, когда задавала вопрос о применении флористической бижутерии и т. п. Конечно я имела ввиду цветочное украшение икон. Про мишуру я спросила не в связи с рождественской елкой, а по поводу использования ее и бус в цветочных венках вокруг икон для передачи каких-то смысловых образов или просто для украшения. Кроме елочных игрушек, виденных мною в рождественских венках на икону, я неоднократно сталкивалась с использованием в храмовых композициях игрушечных птичек, например, на Богоявление для иллюстрации сошествия Святого Духа.
Но вот дешевые бусины и блестящая проволока меня смутили.
А вот крашеные живые цветы, независимо от того, что их делали еще в девятнадцатом веке, являются как бы правкой Божьего творения, недостаточно удовлетворяющего и хорошего для нас. Поэтому, то с чем можно жить в миру( как и окраска волос), в храме ощущается как ложь и кажется неуместным. Ну а оазис я воспринимают как вазу, ну т. е. "емкость", удерживающую воду.

 Когда мы говорим о каком-то несоответствии композиций, то надо приводить конкретные примеры, фотографии.

 Архив у меня почти 7 тысяч фотографий и нет ни одной иконы, чтобы в украшении присутствовали бусы или птички (только одна с маленькими павлинчиками, которые совсем не претендуют на повышенное внимание). 

 Металл, и не только золото и серебро, естественны для храмового пространства, это к тому же минералы, которые являются третьей составляющей природы, созданной Богом.  И, если мы используем, например, металлизированные вазы для букетов, то почему в композиции не может присутствовать золото и серебро, как символический компонент, естественно со смыслом и в разумной достаточности. 
Ёлочные игрушки, конечно, принижают образ древа в храме, вносят ощущение бутафории, равно как и мишура. Но, что касается "птичек", то есть огромное количество примеров, когда голубь присутствует в храме, как скульптура, где его только не размещают, и где только не используют! 
И над Царскими вратами, и как дарохранительница, и на кафедре для проповедей, и на светильниках и т.д.

Нельзя использовать голубя, как символ, на праздник Святой Троицы. Если это сочетание скульптурных элементов и живых цветов представляет собой именно смысловую композицию, то почему нельзя? И что тут светского? Это же не свадебные голубки! 
Как-то мне не представилась возможность украсить икону Сретения, но если будет такая возможность, то я подумаю, как ввести в композицию двух горлиц, а уж из растений или скульптурные... видно будет. 
 Скульптура в Православии не запрещена, её немного, но запрета не было и нет. В храмах, имеющих скульптурные святые образы, их так же украшают цветами. 
 А "дешёвых" бусинок много в церковной вышивке, да и, пожалуй, они-то и преобладают и никого не смущают! Драгоценные камни в убранстве церковных образов можно встретить только в музеях и редко в храмах, которые не закрывались. Известные события нач. XX в. способствовали тому, чтобы изъять церковные ценности.

 Если же Церковь запретит использование окрашенных цветов, то это будет закон к исполнению, да последнее время их используют всё реже. Если композиция составлена, учитывая цветовую символику, то она уже говорящая, уже этого достаточно, чтобы создать образ праздника, а, если ещё и со знанием цветовых гармоний в приложении к уставному цвету, то это ещё и художественно, гармонично.

 Беда в том, что изначально надо учиться составлять именно флористические композиции, а не "случайные скопления" и "запутанные беспорядки". Цветочные композиции отвлекают от молитвы в том случае, если им отвели слишком много места в храмовом пространстве, неоправданная их роскошь, которая, в свою очередь, принижает красоту самих цветов. Если можешь - сделай просто, не можешь - сделай красиво, а не можешь красиво - делай богато. Только простота в Церкви - это глубина её символического искусства.
К сожалению, я не умею так гладко и ясно излагать свои мысли, как Вы, Ольга Дмитриевна, но пытаюсь высказать свое мнение.

 Примеров присутствия скульптуры голубя в храме множество, но когда для передачи  определенного церковного символа в цветочной композиции используется "свадебный голубок", получается нелепица, мягко говоря. Использование игрушек, том числе и птичек, Вы оправдываете тем, что как и на окрашенные цветы, нет запрета Церкви? А как же призывы все сверять со Святым Писанием и святоотеческими  трудами?
 
Кстати, ощущения бутафории и лжи вносят, на мой взгляд, излишне натуралистичные цветочные скульптурные изображения в храмовых цветочных композициях. Пример: Ваша, в прошлом году, работа по убранству Плащаницы Спасителя с павлинами. Очень интересный замысел, высокопрофессиональная работа, но сами павлины выглядят, как чучела с остекленевшими глазами. К чему такой нелепый натурализм? Их соседство с Плащаницей выглядело почти кощунственно.  Вы приводили и примеры букетов-павлинов, тут иное,  - весьма удачная альтернатива.


 Ваше высказывание по поводу простоты, красоты и богатства цветочных украшений, мне кажется просто софистикой, особенно, противопоставление простоты и красоты. Разве сам храм не должен во всем являть эталон красоты? 
Естественно, профессиональных работ, выполненных со вкусом и чувством меры не так много, но все мы и я, стараюсь (правда получается не всегда) и учусь на примерах, которые нахожу в том числе и на страницах нашего форума. Поэтому-то, так важно выделить именно достойные примеры, которым надо подражать. 
Прошу прощения , что не подкрепила свои высказывания фотографиями конкретных работ. Надо заводить упорядоченный собственный архив.
 «Что ни изобрело бы искусство, если плоды изобретения ты приносишь Богу, оно никогда не будет осуждено, если содействует познанию Владыки… Но всё ли у нас бывает согласно с этим намерением?» Свт. Иоанн Златоуст. 
Церковь установила язык христианского искусства. Понятно, что не о целующихся голубках, сердечках, пронзённых стрелой, и купидонах идёт речь. Это даже не обсуждается. Взрослые люди – должны же, наконец, это понимать!

 Голубь в Церкви – символ многозначный и не только образ Святого Духа; «процветшие сердца» – древнейший орнамент с глубоким духовным смыслом, сохранились не только древние памятники, но есть и преемственность в современных произведениях церковного искусства; 
что касается ангелов, то можно или нельзя изображать их с помощью растительных средств, может ответить только Церковь, несмотря на то, что такие примеры уже имеются. 
Западная иконопись, начиная с эпохи Возрождения, непрестанно обмирщалась, ничем не управляемая, она оказалась в полной зависимости от безудержной фантазии художника. Изображения Ангелов при этом весьма пострадали и превратились в декоративные украшения, таким образом, в сознании людей сформировался новый образ ангела – «купидон», навеянный язычеством, пришедший, к сожалению, и на нашу Родину – образ, имеющий исключительно коммерческие цели.
 В первохристианском искусстве много того, что сегодня нам кажется  «некрасивым» – не в «красивости» дело: художественное убранство храма и декор интерьера – разные и нередко противоположные вещи!
 Первые христиане и художники русского средневековья своим символотворчеством выражали духовные истины! Именно сам символ должен вызывать в душе христианина духовные образы его веры, даже, если они недостаточно художественные с субъективной точки зрения! Идеальных композиций и быть не может – идеален только Господь, путь в Церкви – в устремлении к Идеалу, в творческом созидании себя.

 Цветочно-растительные композиции в православном храме должны быть и подлинно церковными, и высоко художественными. Да, это трудно, но это цель, к которой надо стремиться: богословие и ремесло. Мы всегда начинаем работу с эскизов, которые подаём на благословение. 

Когда  делали звёздочки на Плащанице Божией Матери, то думали, прежде всего, о том, что братья и сестры  сразу поймут, что это образы Откровения и в их душе возникнет именно этот благоговейный образ Божией Матери, и они вновь перечитают эти места Священного Писания! Разве не для этого установлен язык христианского искусства?  А корона потому, что именно в Успении мы обрели Царицу Небесную, а свеча потому, что мы знаем эту икону праздника и понимаем, почему на ней изображена свеча, ведь в иконе нет ничего ненужного! Из Предания знаем, что так заповедала Сама Царица Небесная перед Своим Успением! 
Только, вот Устав не даёт нам конкретных рекомендаций. Возможно, в этом премудрость для творческого созидания и, прежде всего, себя самого через изучение наследия Церкви и овладение ремеслом.  Получается, что при  украшении иконы,  на сами образы художники цветосложения внимания не обращают, иконографию не изучают и главное, значение придаём "своему произведению" и даже "топим" в цветах сам образ.

 Совершенно необходимо для благоукрасителя и постоянно советоваться со священнослужителями, богословами и специалистами в области церковного искусства. Павлины Вам не понравились… Знаете, несколько священников-богословов с большим стажем и соответствующим образованием прореагировали совершенно не так, как Вы, в письме два игумена  написали довольно восторженно. И "восторг" это не от красивости, а от образности. И для меня эта радость не от того, что им понравилось (похвала здесь ни при чём) или не очень, а то, что они увидели в этом образ Евхаристии на языке первых христиан – вот, что главное, когда в этом единстве сливаются наши души. 
Речь-то  идёт о том, что искусство призвано говорить о духовных понятиях, которые словами выразить невозможно! А Вы всё  про «чучела, металл, красиво-некрасиво по личному мнению», «естественно или нет» и т.д. А как же быть  нам с крашенными яйцами, например? Это, ведь тоже не от природы и неестественно? Но это для нас даже не столько историческое свидетельство из жития Равноапостольной Марии Магдалины, сколько символ Воскресения Спасителя!!!
Символотворчество человека проявляется, прежде всего, на путях Богообщения – только с Божией помощью и лишь символически можно указать на святость, установленным Церковью художественным языком посредством соответствующих форм, красок и линий – показать красоту, святость, стяжанное человеком подобие Божие: «Символизм и богословие покорили себе внешнюю природу и создали новое, своеобразное, полное внутреннего смысла искусство» [Н.В. Покровский].
 Если изначально  непонятна разница между искусством светским и христианским, то, как же можно приступать к цветосложению в Церкви? Пусть это малый жанр, но это искусство, которое использует свой особенный колористический и фактурный «материал». А, если вспомнить, что растения всё таки к тому же ещё и живые создания Божии, то ответственность-то возрастает. Если для Вас это только чистый  декор, то зачем такие цветочные композиции в храме? 

 «Всякая форма искусства во время Богослужения участвует в проповеди» [Н.В. Лосский]. 

Однажды Спаситель назвал книжников и фарисеев гробами повапленными (Мф. 23: 27) – это был приговор всему древнему миру, который в период упадка уподобился выкрашенному гробу, за внешней красотой которого и величием скрывалось нечто мёртвое, пустое, неприятное, безобразное и мерзкое.
 (Вапами или шарами в иконописи называли краски: «шаровое письмо», «повапленный гроб»). 


Овнешневления, внешней красивости при внутренней пустоте – вот чего боялась более всего нарождавшаяся христианская культура тогда, но и сегодня, эта вечная истина важна в церковной жизни. Именно поэтому и произошло переосмысление даже форм, изучите историю цветочных венков, например, и почему сначала отцы Церкви их отвергали (подумаешь... цветочки...). 

Символический язык иконы даже в деталях не придумывается иконописцем, а даруется соборным разумом Церкви, а подвиг художника в Церкви состоит в упрощении ума, в очищении его от всего внешнего, чувственного и греховного, чтобы, вернувшись к простоте, достичь Фаворского света (а не «ах, какая красота, как много цветов и как это чувствительно» и т.д.). 

Возможно, профессионалам, которые бывают в храме только для того, чтобы отработать, простите, в «коммерческой нише для сбыта цветов» и потому «чем больше, чем ярче, тем лучше» – "полный парад", то для воцерковлённого украсителя пренебрежение к изучению наследия Церкви непростительно.
 Красота в Церкви должна быть осмысленной: радость для глаз и пища для ума и сердца. Считать себя воцерковлённым и не принимать установлений Церкви не получится. Простота в том, чтобы внешнее отражало внутреннее! А путь копирования на личный взгляд «красивых» композиций – это без-образный путь, не имеющий отношения к языку церковного искусства, которое всегда проповедь. 

В Церкви есть вечные образы, с которых всё начинается, только каждый жанр искусства раскрывает их своими материалами, способами и средствами, что не исключает индивидуальности христианина.

 Изначально мы изучаем историю праздника, его отражение в искусстве Церкви, затем непосредственно именно ту икону, которую благословили украсить, а уже потом, используем весь флористический арсенал (цветовые гармонии, формы, техники). Конечно, всяко бывает, но речь идёт о главной цели и обязанностях тех, кто выполняет это послушание постоянно, "назвался груздем...". 

А, что касается красивых терминов, то их надо употреблять к месту, если  Вы называете «софистикой» тексты богословия Православной Церкви, но зачем Вы в Церкви? Богословие не может быть примитивным, да, надо напрягать и разум, который Господь даровал нам, и молиться о Божией помощи, чтобы открылось то, что и разумом не понять. Это нелёгкий труд, к чтению православной литературы надо себя сподвигать, но для христиан - это благостная радость. А проверить приведённые мною тексты нетрудно. Если вся эта «выжимка» из многочисленных источников, благословлённых Церковью, Вас не устраивает, то я ещё раз напоминаю, что это не мои «личные мнения»! 

Задумайтесь, например, над тем, что крины (лилии) на памятниках христианского искусства  ещё XVI в. – не языческая, а христианская символика, и для человека позднего средневековья этот знак ещё не был просто красивым узорочьем – он его «прочитывал» не только разумом, но и душой. 

Какая уж тут софистика, если я пишу о том, что оазис – это вредное химическое вещество, а Вы отвечаете, что «оазис для Вас – это ваза» (но и о значении вазы-сосуда, в том числе и на праздник Успения Пресвятой Богородицы, художник церковного цветосложения просто обязан знать)!

 То есть я говорю о том, что шар круглый, а Вы возражаете: нет, он красный. Если Вы ищете доказательств своему личному мнению, самости, то цитаты из книг, изданных по благословению Церкви и изречения Святых отцов для Вас – это «софистика»? 

Много ли пользы в таком обсуждении? Да и стоит ли на это время терять и место на форуме занимать?
 Читайте православную литературу – в ней много пользы! 
Путь один - или принятия законов искусства Церкви, а для этого их надобно знать и изучать всю жизнь, так как абсолюта не достичь никогда, или нет. Третьего не дано.
В виде голубя нередко изготавливалась дарохранительница – сосуд для хранения Святых Даров, который подвешивали над престолом. Иногда голубя вешали  внутри особой напрестольной башенки, но постепенно голубь стал помещаться не внутри башни, а наверху, утрачивая своё первоначальное значение. В России существовали лампады подобного вида. 
Ольга Дмитриевна, либо я недостаточно ясно и понятно выражаюсь, либо Вы невнимательно читаете. 
Вы, вероятно, будете удивлены, но я согласна с Вашими утверждениями об изучении и осмыслении  наследия православной Церкви, что в меру своих сил и стараюсь делать. 
Если все, лично Вами написанное, не подлежит критике, то получается, что этим Вы приравниваете себя к Святым отцам, то ....
Вот это и есть то, что я назвала "софистикой". 
Простите, если обидела Вас.
Впредь, обещаю держать свои впечатления при себе и не занимать место на форуме.
Цитата
татьяна тимофеева пишет:
Давно хочу предложить для обсуждения тему использования окрашеных цветов в храмовых украшениях.
Ольга Дмитриевна пишет:
" В «Настольной книге священнослужителя» читаем:
«Следует избегать украшений икон искусственными цветами, оскорбляющими честь святыни: ”Они предосудительны в церковном обиходе – не потому, что они малоценны, но потому, что заключают в себе ложь”, – говорил Святейший Патриарх Алексий..."

Мне кажется, что искусственно подкрашеные , хотя и живые, тоже заключают в себе ложь, независимо от способа окраски (применялся ли для этой цели спрей или разведенный в воде краситель). Ольга Дмитриевна, неоднократно использовала в своих композициях окрашеные цветы. Как я понимаю, Вы относитесь к этому терпимо и, когда требуется по замыслу, считаете оправданным.

И еще, насколько допустимо применение в украшении икон, да и вообще в храме, флористической бижутерии, игрушек, мишуры и т. п.? Это вопрос ко всем украсителям. Все это элементы светского дизайна, не так ли?

Всякий раз, при посещении могилок своих родителей, особенно, на Радоницу, моему взору открывается необычная картина: огромное пространство Крестов, памятников и с ними, повсюду, яркое, обильное, неувядаемое, искусственное, цветочное , бумажное и матерчатое разноцветье,"украшающее" могилки любимых, дорогих людей и уже ставшее почти традицией на наших кладбищах в любой сезон!  

 Так, в последнем посещении, несу свои два небольших букетика из свежих хризантем, гвоздик, тюльпанов и спрашиваю у идущего со мной священника: " Ну, вот зачем всю эту ЛОЖЬ-ЦВЕТЫ  навязывают и предлагают людям, чтобы так  лицемерно им выражать свои искренние чувства к почитаемым усопшим родным?" 
В ответ слышу: "Есть спрос - будет и предложение!" Да, тут подумала я про себя, вот в чем причина - оказывается, в нас самих, в спросе, а не в стремлении истинного выражения чувств!
По-видимому, продажа окрашенных цветов в срезке или в грунте, тоже определяются, исключительно, нашими же творческими запросами.

Простой пример: если реализовать идею составления зимой, большого размера, флага России да и свежими цветами, то откуда же взять такое большое количество васильков или им подобных, еще и естественного окраса?
С теми же, чьими-то "рекомендациями" храмовым цветоукрасителям,- с требованием на соответствие цвету облачений, а, следовательно, цвету праздника и окраса цветов, устанавливаемых для убранства праздничной иконы,- не понимаю. Такие условия создают впечатление и выглядят, по меньшей мере, как реализация какого-то, заранее согласованного,  совместного, коммерческого проекта для очередного спроса на такие цветы, окрашенные в синий, голубой, оранжевый, зеленый, фиолетовый оттенки. 
 Сейчас же полагаю, что все цветы для храма, используемые, как подношение к Святым Образам или для праздничного цветочного убранства, должны очень тщательно проверяться и отбираться еще при покупке и только с их естественной окраской, Богом данной! 
Признаюсь, честно, что ранее и сама не задумывалась над этим вопросом, составляла в храме работы по цвету, например, в "сине- белом", на Казанскую, осенью, 4 ноября, для цветочной, полноцветной  радуги-дуги  на Пасху, о чем теперь и сожалею. 

Относительно другого Вашего вопроса, о допустимости применения в цветочном украшении икон, да и вообще, в храме, флористической бижутерии, игрушек, мишуры и т. п.- скажу, что рассмотрение цветоукрасителями в своих приходах и этого вопроса должно быть весьма тщательным и со всем вниманием, учитывая индивидуальные обстоятельства на приходах, взаимопонимание  и профессиональную подготовленность.

В моей практике, но только иногда,  для усиления акцента на восприятие прихожанами  созданного  у иконы цветочного сюжета, мне , все-таки, приходилось  использовать и некоторые элементы из флористического декора. Отмечу, однако, что пока,  использование таких элементов носит временный характер, лишь подсказывающий и помогающий  прихожанам научиться увидеть, понять и тот необходимый для навыка "чтения" сюжет, чтобы  с помощью его и  выложенных у праздничной иконы цветов,  быстрей обрести тот благодатный молитвенный настрой, наполнив свои души чувствами любви, благоговения и радости.

Надо мне найти те работы и привести конкретные к ним пояснения.
177.jpg (33.85 КБ) [ Скачать ]
150.jpg (33.55 КБ) [ Скачать ]
137.jpg (34.53 КБ) [ Скачать ]
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Татьяне Тимофеевой  и Ольге Маловой!

Спасибо вам за выложенные на форуме вопросы, очень актуальные для наших  цветоукрасителей, за ваши приведенные материалы, особенно, с напоминанием о том, что: " Цветочно-растительные композиции в православном храме должны быть и подлинно церковными, и высоко-художественными. Да, это трудно, но это цель, к которой надо стремиться: богословие и ремесло!"

Согласна, что: " Красота в Церкви должна быть осмысленной: радость для глаз и пища для ума и сердца!".
Только у меня  вопрос теперь  в малом, - каким же образом и какими  способами  мы будем добиваться  этого высоко-художественного, так необходимого всем нам в храмах уровня, чтобы  с радостью  для глаз,  пищей  для ума и сердца?  И тут же вижу его ответ,- только в общении, совместными нашими усилиями и с активной работой на форуме, но с терпением и без личностных обид, а с конкретными предложениями!  
Тут, посмотрев на последнее, №9 фото в посте #33 от Ольги Дмитриевны, заметила, что ведь за тем, символическим Голубком, хорошо просматривается и сложившаяся, вообще, к настоящему времени, ситуация цветочного убранства в храмах, с его обычным, мало-художественным исполнением!
 Почему же такой вывод, спросите? Да потому, думаю, что когда работаем без необходимого рассуждения, с формальным подходом исполнения, а также при недостаточном желании самих украсителей к постоянному повышению уровня собственного профессионализма, вот это и приводит, в итоге, к стоянию на одном и том же месте уже достаточно большой период времени.  

Прочла и те, последние, ваши эмоциональные  сообщения-общения, из которых  заметила, на мой взгляд, странное, возникшее напряжение в каком-то недопонимании друг-друга: " ... если я пишу о том, что оазис – это вредное химическое вещество, а Вы отвечаете, что «оазис для Вас – это ваза" или же: ...  "нет времени и места на форуме для рассмотрения личностных взглядов, а в ответ, читаю об обещании больше не высказывать собственного мнения  и не занимать места на форуме и  т.п.?  

 Про оазис, уточняю - это, одновременно, есть и держатель всевозможного растительного материала и есть искусственная корневая система для растений в срезке, с длительным удерживанием в себе водного, питательного раствора. Знаю, что о степени вредности его можно говорить только при сжигании его и о той, в нем содержащейся влаге, способной  значительно повредить соприкасаемые с ним, незащищенные поверхности на любом храмовом инвентаре и из любого материала изготовленного, кроме стекла.
Разумеется, что оазис - не ваза, которую не требуется еще и специально декорировать, а вот обычный, зеленый оазис, наоборот, не должен быть виден вообще-то нигде и  всегда закрывается от взора смотрящих, декорируемым,  растительным материалом.

Успенский пост - завершился, наступила пора золотой осени, так нас радующая своим теплым Бабьим летом, пора сбора спелых плодов, но и в т.ч. - духовных, пора  взаимопониманий!
Напоминаю вам, что:

Наш форум открыт для всех желающих и неравнодушных, переживающих и  интересующихся,  вопросами цветочного убранства, независимо от глубины богословских познаний, убеждений и уровня  профессионализма каждого участника и его писательских способностей!

  Наш форум открыт и для всех желающих цветоукрасителей повысить уровень своих знаний, не только знакомством с различными теоретическими аспектами, но и путем свободного общения и прямого, в корректной форме, открытого выражения своих личных мнений по уже выполненным цветочным работам, а также и в возникающих вопросах по данному  виду творческого послушания в храме!  
Количество же "мест", т. е. рассматриваемых тем и вопросов на форуме, - не ограничено!!!!!

 Проявление Внимания, Взаимоуважения, Терпимости, Заботы и Доброжелательности друг ко другу - то, что всегда надо соблюдать  в общении на форуме!
  
Вот и ежик, уж очень такой хорошенький, "узнал" о рассматриваемом на форуме вопросе и поспешил показать нам, собранные им листочки, естественной окраски осени!  smile:)
_2_~2.JPG (70.16 КБ) [ Скачать ]
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
В мое последнее, 37-е сообщение, от 10.09.13г., пришлось внести некоторые изменения, т.к. оно писалось  в ночное, очень позднее время суток. Простите, за ранее изложенные неточности.

Сегодня, все еще продолжая  размышлять над  поставленными, Татианой Тимофеевой, вопросами: о допустимости использования в цветочных убранствах у икон и в праздничном украшении интерьера храма, любого, но крашенного растительного материала, а также, об использовании в храмовых цветочных убранствах  всякого рода флористических, светских  дополнений - пришла к такому выводу:

- если перед цветоукрасителем стоит задача: у любой праздничной иконы со Святым Образом создать, при помощи цветов, выражение таких искренних чувств: Любви, Благоговения, Благодарения, Почитания и т.п., но, как от лица всех прихожан, предстоящих и молящихся в храме, то тут  станет очевидным и невозможность использования всякого рода искусственно подкрашенных цветов, как бы ими, символически предупреждая о не искренности, лицемерности  выражаемых такими людьми чувств, подносящих свои цветы. Это же понятие, думаю, что можно отнести и к использованию в храме искусственных  цветов, пусть и очень "натуральных" в исполнении.

- если же, перед цветоукрасителем поставлена иная задача о высоко-художественном воплощении в цветочном убранстве у праздничной иконы некого, заранее  выбранного сюжета( к примеру, цитаты или даже, тропаря) и символически отражающего или подчеркивающего собой смысл праздника, тогда тут уже, конкретно, выбираются и цветы, с подходящими оттенками и окрасками, формами, размерами и их расстановкой в общей композиции. 
 Преимущество такого варианта цветочного убранства заключается в том, что он дает прихожанам, еще до начала богослужения в храме, удивительную возможность: лишь только окидывая и "прочитывая" взглядом, составленное у иконы цветочное украшение, как тут же,  в душе  появляется и молитвенный настрой на службу. 
 При таком варианте, совсем по-другому нужно воспринимать и используемые в работе окрашенные цветы, естественно, как цветочную палитру! Правда, пожалуй, они могут в символических сюжетах еще отражать собой и конкретную роль "лжеца". smile;)

И, наконец, к уже данному мною ответу, о допустимости использования в храмовых убранствах, всякого рода флористических, светских дополнений, теперь, тоже надо внести некоторые корректировки  и посоветовать всем желающим еще раз обратиться к сообщению священника, о. Олега Мумрикова, которое он давал  в посте #45 от 19.10. 2011г. , темы  О роли и значении цветов в церковных, цветочных убранствах .
 Батюшка пишет: "Я уже начал думать о написании специальной статьи, чтобы все "точки над i" были расставлены, а ее уже написали: 
http://www.bogoslov.ru/text/1578843.html 
Правда, "слишком много букв", но вдумчивая, толковая статья. 
Особенно, в контексте нашей беседы интересна вторая часть. Вот некоторые важные мысли. 
Итак, ЛЮБАЯ культура ЛЮБОГО народа ЦЕННА, но только той "вечной" частью, которая и становится "детоводителем ко Христу". 
Церковь может освящать эти элементы, во-первых, включая их в культ (язык, гимнография, музыка, терминология, внешняя обрядность, БЛАГОУКРАШЕНИЕ ХРАМА ЦВЕТАМИ); во-вторых, опираться на них в миссионерском служении. 
Темная языческая сторона народной культуры, связанная непосредственно с идолослужением, однозначно должна умереть, как умирает "ветхий человек" в крещальной купели. 
Светлая же с сторона, относящаяся, говоря словами Климента Александрийского, к действию Логоса, Бога-Слова в любой нехристианской культуре, подлежит воцерковлению. 
В первую очередь, уместным было бы использовать элементы Икэбаны, конечно же, в японских православных храмах. В храмах Русской Церкви, наверное, - по принципу : "семь раз отмерь - один отрежь". 
Фраза: " Мы православные или кто?" - к сожалению, используется как аргумент по принципу "ПРОТИВ ЛОМА НЕТ ПРИЕМА..." 
Мы православные, принадлежащие, кстати, к 15-ти Поместным Православным Церквям-Сестрам, несомненно должны следовать святоотеческой традиции, но традиция состоит не только в слепом самовоспроизведении, но и в творческом преображении окружающего Божиего мира, ибо "нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос" (Кол 3:11). 
А как это должно быть на практике, где та тонкая грань допустимости - в каждом отдельном случае определять вам - храмовым благоукрасителям и нам - священнослужителям. 
С уважением и благодарностью ко всем участникам форума, 
свящ. Олег М."
Прочитав, я и получила полный ответ по этому, возникшему среди нас, при составлении цветочных убранств в храмах, вопросу .
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Дорогие форумчане, Спаси Господи нас всех! 
Низкий поклон всем за науку!
Когда прочитала последние посты, то какое-то смутное чувство тяжести возникло, но, правда, не на долго- ему на смену пришла радость - благодарность Господу за всё!
Мы все разные, и даже глядя на одни и те же вещи, цветы, каждый видит их по своему, наверное, в этом есть какой-то промысел!

Если можно, то я тоже выскажу своё мнение.
Я  думаю, что в храме главное - это молитва, и всё то, что помогает молиться, уместно, а то, что мешает - грешно.
Я думаю уместен принцип - не навреди и согласна с Людмилой, что если окинув взглядом праздничное убранство, человек настраивается на молитву- задача цветоукрасителя выполнена!

Сейчас тоже понимаю, и недоумеваю - как же можно было мне разместить бутафорские фрукты в украшении праздничной иконы на Преображение Господне!
Мне кажется, что и само восприятие цвета, настолько всегда субъективно, что кому-то сочные цвета - радуют глаз, а вот я, наоборот, испытываю почти физическую боль, поэтому у меня и  украшение, о котором  вспоминает Людмила(символизирующее радугу), вызвало внутренний протест, наверное, какой-то получившейся своей искусственностью.
Ёжик очень красивый и главное, уместный!
Он так смешно подпрыгивает, когда его пытаешься погладить, и при этом страшно фыркает.
Низкий поклон всем за науку.
Спаси, Господи, нас всех!
https://vk.com/id200858147
Цитата
Марина Федорович пишет:


Мне кажется, что и само восприятие цвета, настолько всегда субъективно, что кому-то сочные цвета - радуют глаз, а вот я, наоборот, испытываю почти физическую боль, поэтому у меня и украшение, о котором вспоминает Людмила(символизирующее радугу), вызвало внутренний протест, наверное, какой-то получившейся своей искусственностью.

Радуга – это мост между Ветхим и Новым Заветом. Жизнью временной и вечной. Эта связь (в обоих смысловых значениях) осуществляется Христом и во Христе как Ходатае за весь  род человеческий, дабы он более не был истребляем волнами потопа, но обретал бы спасение о воплотившемся Сыне Божием. С этой точки зрения радуга есть не что иное, как образ сияния Славы Господа Иисуса Христа. Е.Н. Трубецкой писал: «проникая в тёмную глубину земли, солнечный луч вызывает оттуда те живые ростки, которые в цветении трав и деревьев воспроизводят на земной поверхности живую радугу, в этом воспроизведении радуги в жизни мы имеем ещё более глубокое откровение той самой сущности в радуге небесной». На стенописях собора в Афоно-Иверском монастыре в северной части алтарного свода – Вознесение Господне – Спаситель изображён на радуге, в ореоле, поддерживаемом двумя ангелами, радугу на плечах Девы Марии можно видеть на иконе «Гора Нерукосечная». В Богородичных иконах новгородского письма мир, собранный во Христе вокруг Богоматери, являет собою как бы многоцветную радугу. Глубокое понимание её мистической сущности можно найти, например, в иконе «Неопалимая Купина», где изображено преломление единого солнечного луча Божьего – и многоцветный спектр ангельских чинов, собравшихся вокруг Богоматери, и через Неё властвующих над стихиями мира. Необыкновенная яркость радужных красок – характерная черта русских икон XV в. Их воспроизведение не в состоянии передать радужность потому, что в иконах заложена неведомая нам красота духовной жизни того времени. О новгородской иконе XV в. «Вознесение» Е.Н. Трубецкой пишет: «Это радужное земное преломление небесного света красноречивее всяких человеческих слов выражает смысл евангельского текста: се Аз с вами до скончания века. Это – не единственный пример явления радуги в иконе. Она появляется там в самых разнообразных сочетаниях; но при этом всегда, неизменно выражает собою высшую радость твари земной и небесной, которая либо преломляет в себе солнечное сияние потустороннего неба, либо прямо вводится в окружение Божественной славы. Это всего лишь «введение в тему», радуга в иконографии предполагает большой и обстоятельный разговор. Делаем вывод: прежде чем что-либо обсуждать, необходимо приводить богословскую основу образа, тем более это касается церковных аранжировщиков цветов, когда они приступают к работе.  «Нравится – не нравится» – пагубный подход в обсуждениях флористических работ. Не раскаиваться, Людмила Александровна, а радоваться надо тому, что Вами была создана эта композиция именно на Пасху, ведь недаром же существует традиция, правда не во всех храмах и по разным причинам, когда священнослужители переоблачаются во все цвета радуги именно на Пасхальном Богослужении. Если мы не желаем изучать язык христианского искусства, тогда   в композициях и будет присутствовать ложь. Язык  христианства, как и любой язык, надо изучать, познавать, а не руководствоваться личными ощущениями. О какой тогда проповеднической роли растительно-цветочных композиций в храме может идти речь, если не иметь знаний о том, что проповедовать... получается, что не учение-наследие Церкви, а личные видения, чувствования и т.д. играют главенствующую роль. Простите, сестры, но очень часто превалирует банальное женское упрямство. И тут сразу отпадает вопрос о том, что молитвенная или, не настраивающая на молитву, композиция. Обоснуйте образ с точки зрения богословия и искусства Церкви - и нет вопросов. Если уж благоукраситель не видит благолепие и глубину образа радуги, то, что уж говорить о "захожанах" в храм. Зашёл человек в храм и увидел цветочную композицию в форме радуги и красках ей присущих, у него и вопрос сразу возник "А почему?" "Какой в этой композиции смысл заложен?" А благоукраситель, объяснив, и просвещает: "Это образ сияния славы Господа Иисуса Христа". "Почему?" - расскажите об иконографии, сошлитесь на Священное Писание (Быт. 9: 9, 13; Ис. 66: 1; Откр. 4: 3, 10: 1). Вот и будет "молитвенность", нам ли рассуждать о том, что подстать только святым отцам и старцам.
Дорогая Ольга!Это я наверное неправильно сформулировала свою мысль,я совсем не говорила о радуге как таковой,(не встречала в жизни ни одного человека,которого она оставила бы равнодушной и меня в том числе)Но цвета небесной радуги-настолько нежны и гармоничны,что выкрашенные цветы просто всё опошлили.Я прекрасно понимаю, насколько наши потуги передать красоту Божественную ничтожны,что живые цветы-это хотя бы отблеск небесного.Может к кому-то в храме и подходят прихожане с вопросом,что обозначает эта композиция,а я всё таки думаю,что люди идут в храм молиться,и если кто-то во время Литургии будет задавать себе подобные вопросы,то грош мне цена!Я к великому своему сожалению,редко бываю в храме- только во время  богослужения,да ещё ночью украшая храм. Не имею времени на проповедническую деятельность,пытаюсь спастись сама,да боюсь безуспешно.Ваши глубокие знания меня приводят в восхищение,моё же природное упрямство не даёт мне никакого покоя,где бы взять силы побороть его?Одно только страшит-когда дела мои обнажатся,какой ответ дам,чувствую,не пригодятся мне знания!Поэтому прошу вашего снисхождения ко мне,да и не обращайте внимания на глупости,которые я(конечно не желая кого нибудь оскорбить своим невежеством) вдруг когда нибудь напишу.Низкий поклон Вам,за науку!Господи,спаси нас всех!
Низкий поклон всем за науку.
Спаси, Господи, нас всех!
https://vk.com/id200858147
Цитата
Марина Федорович пишет:
Дорогая Ольга!Это я наверное неправильно сформулировала свою мысль,я совсем не говорила о радуге как таковой,(не встречала в жизни ни одного человека,которого она оставила бы равнодушной и меня в том числе)Но цвета небесной радуги-настолько нежны и гармоничны,что выкрашенные цветы просто всё опошлили.Я прекрасно понимаю, насколько наши потуги передать красоту Божественную ничтожны,что живые цветы-это хотя бы отблеск небесного.Может к кому-то в храме и подходят прихожане с вопросом,что обозначает эта композиция,а я всё таки думаю,что люди идут в храм молиться,и если кто-то во время Литургии будет задавать себе подобные вопросы,то грош мне цена!Я к великому своему сожалению,редко бываю в храме- только во время богослужения,да ещё ночью украшая храм. Не имею времени на проповедническую деятельность,пытаюсь спастись сама,да боюсь безуспешно.Ваши глубокие знания меня приводят в восхищение,моё же природное упрямство не даёт мне никакого покоя,где бы взять силы побороть его?Одно только страшит-когда дела мои обнажатся,какой ответ дам,чувствую,не пригодятся мне знания!Поэтому прошу вашего снисхождения ко мне,да и не обращайте внимания на глупости,которые я(конечно не желая кого нибудь оскорбить своим невежеством) вдруг когда нибудь напишу.Низкий поклон Вам,за науку!Господи,спаси нас всех!
В Церкви своё - особое понимание Красоты - Божественной красоты, поэтому, прежде чем приступать к выполнению послушания при работе с цветами, надо для себя это уяснить раз и навсегда для того, чтобы не "шарахаться" в разные стороны, руководствуясь своими чувствами. Очень часто, если уже не традиционно, оценки "красиво-некрасиво", "нравится-не нравится" и даже "пошло", далеки от ценностей церковных, то есть субъективны. Спасение в одиночку – это вопрос к Вашему духовнику. В Церкви большое значение имеет общение. Но нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15: 13). Я вовсе не призывала Вас разговаривать во время Литургии, то, что это грех я знаю с детства. А благоукрашение храма растительно-цветочными композициями и есть проповедь, в противном случае они становятся ненужными и даже вредными в храме. А благоукрасители, соответственно, – проповедники. Изучайте символику в Церкви, учение Спасителя, которое воплощает в своих образах христианское искусство, и Вы откроете для себя мир Божественной красоты, без которой нельзя ни композиции составлять, ни душу спасать.
В церкви имеет обширное место символика
(образность), христианину надобно её разуметь и
проникать умом в сокровенный смысл её.
Прав. Иоанн Кронштадтский 
…в храме всё поучительно и нет ничего праздного,  ненужного.

Прав. Иоанн Кронштадтский
Изменено: Ольга Малова - 25.09.2013 22:58:59
Цитата
татьяна тимофеева пишет:
Ольга Дмитриевна, либо я недостаточно ясно и понятно выражаюсь, либо Вы невнимательно читаете.
Вы, вероятно, будете удивлены, но я согласна с Вашими утверждениями об изучении и осмыслении наследия православной Церкви, что в меру своих сил и стараюсь делать.
Если все, лично Вами написанное, не подлежит критике, то получается, что этим Вы приравниваете себя к Святым отцам, то ....
Вот это и есть то, что я назвала "софистикой".
Простите, если обидела Вас.
Впредь, обещаю держать свои впечатления при себе и не занимать место на форуме.
Я не приравниваю себя к святым отцам, а даю Вам материалы, которые изложены в православной литературе, на основе учения святых отцов, что называется, в готовом виде. Нет изданий, которые бы давали ответы на вопросы, которые возникают у флороблагоукрасителей в Церкви. Для собирания информации мне  понадобилось 10 лет. Страх Божий и благоговейное отношение к храму должны подвигать к познанию. Если угодно, могу дать библиографические списки, чтобы Вы убедились в том, что я не отождествляю себя с Преданием Церкви, а стараюсь ему следовать, чего и Вам желаю. Просто знаю, по личной переписке, что есть пользователи из разных уголков страны, которым эта информация необходима и воспринимают они её адекватно с пониманием того, что выбиралась она порой даже не по абзацу, а по предложению из огромного наследия Церкви. Только к написанию диплома в своё время по систематизации православной литературы было прочитано и просмотрено более 500 источников, но и после этого я не переставала читать, не прекращаю и сегодня это полезное занятие. И, не взирая на отрицательные эмоции, не могу  не давать ответы на вопросы, которые возникают на форуме, хотя по слабости духовной не раз уже решалась оставить это, но есть ещё и советы, и благословения исповедника. Простите, если чем-то обидела Вас, так как не Вас имела в виду, а свои материалы, на подготовку которых тратится время и, как выясняется при такой обратной связи, что они не достигают той цели, в результате которой была бы оказана  помощь в выполнении послушания и углублении знаний по теме форума. На странице фотогалереи Вы разместили фото своей работы, в которой использовали цветы, которые вырастила и принесла прихожанка. Если Вы считаете, что из пожертвованных цветов можно создавать только невыразительные композиции, то здесь вновь никакой логики.В том и уровень мастерства, чтобы из скромного сделать выразительное. Понятно, что в сентябре лилии не цветут, и прихожанка при всём желании их принести не могла, но и из хризантем можно сделать всё иначе, даже, если их всего лишь два-три вида или сорта. Для этого и существуют знания, которые помогают на практике. Просто надо было поработать с формой, которая помогла бы Вам распределить цветы иначе, то есть со сжатием, сама бы форма стала главенствующим элементом композиции, которая бы обращала внимание на себя и цветы бы веселее и выразительнее стали. А какую форму выбрать? Для этого надо особенности праздника изучить. Вот так, соединяя законы композиции в аранжировке и богословскую основу конкретного праздника, можно и из очень скудного и, казалось бы невыразительного по цвету и однородного по форме растительного материала, сделать совсем иную композицию. На конкурсах профессиональных флористов предлагают один и тот же материал всем участникам, только результат совершенно разный получается.
Изменено: Ольга Малова - 26.09.2013 18:37:50
Уж коль возник вопрос о флористических объектах – скульптурных, то как-то надо прояснить его до конца, чтобы вновь по прошествии времени к нему не обращаться. Вопрос о скульптуре в Православии очень важен для флороблагоукрасителей, так как большинство храмовых композиций имеет высоту, ширину и глубину, то есть они трёхмерны, и поэтому из всех видов изобразительного искусства украшение цветами ближе всего к скульптуре и архитектуре. Существует мнение, что скульптура в Православии запрещена, вернее нет единодушия в этом вопросе среди богословов. Но  Л.А. Успенский пишет, что «такого запрета вообще быть не может, так как он не мог бы  быть ничем обоснован» [Успенский, Л. А. Богословие иконы Православной Церкви / Л.А. Успенский. – М.: изд-во Западно-европейского экзархата. Моск. патриархат, 1989. – 475с. – С. 19 – это учебник в учебных заведениях Русской Православной Церкви], тем более, что есть много памятников, в том числе и древних (икона Божией Матери «Жировицкая», Годеновский Крест-Распятие, Святитель Николай Можайский и др.). Нигде не осуждает наличие изваяний в христианском городе и Святитель Иоанн Златоуст, которому принадлежит двадцать одно поучение под общим названием «О статуях». Советую благоукрасителям прочитать одну из статей, которая посвящена месту скульптуры в Православной Церкви , из книги известного исследователя иконы, опытного иконописца, кандидата философских наук, которая посвящена вопросам возникновения и развития сокровенной символики в священных образах.
Кутковой, В.С. Краски мудрости / Виктор Семёнович Кутковой. – М.: Паломник, 2008. – 655 с.: ил.
Материалы на тему имеются и в Интернете, правда статью из книги почитать полезнее:
 http://www.pravoslavie.ru/jurnal/99.htm
http://spbda.ru/news/a-1860.html
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
... да, я составляла цветочные убранства в храме по их цвету, например, в "сине- белом", осенью, 4 ноября,  на Казанскую и для изображения в  полном цвете цветочной радуги-дуги, на Пасху, о чем теперь и сожалею... 
Так, все-таки, придерживаться украшения икон по цвету облачения?..
Цитата
Ивановна пишет:
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
... да, я составляла цветочные убранства в храме по их цвету, например, в "сине- белом", осенью, 4 ноября, на Казанскую и для изображения в полном цвете цветочной радуги-дуги, на Пасху, о чем теперь и сожалею...
Так, все-таки, придерживаться украшения икон по цвету облачения?..

Дорогая о Господе, Анна Ивановна
Благодарю Вас за возникший, очень важный вопрос, который  во многих храмах и по настоящий день, по-разному, решается настоятелями и цв. мастерами, но соглашаясь с Вами в вопросе, предполагаю, что в итоге, он все-таки потребует пристального его рассмотрения! Мы, частично, уже касались этой темы здесь, на форуме.
Приводимое же Вами цитирование из моего сообщения о сожалении, прежде всего относится к тем срезанным цветам, которые специально перекрашиваются в иной, от их естественного, цвет( понятно и ради чего) и не касается  вопроса  зависимости выкладываемых у Образа цветов по цвету облачения священнослужителей.
 
Почему же, только спустя некоторое время, использование в храмовой, цветочной работе окрашенных цветов вызвало у меня, сожаление? 

Во-первых, в сознательно перекрашенных человеком цветах, узрела заключенное некое лукавство, противное воли Творца, но удобное в сфере фитодизайна.   
Во-вторых, за свою необдуманность и торопливость при выборе и приобретении цветов, ради воплощения задуманной идеи, которую при отсутствии в продаже всех цветов с натуральной их окраской, мне, срочно, надлежало бы видоизменить.
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Цитата
Марина Федорович пишет:
Может к кому-то в храме и подходят прихожане с вопросом,что обозначает эта композиция,а я всё таки думаю,что люди идут в храм молиться,и если кто-то во время Литургии будет задавать себе подобные вопросы,то грош мне цена.

Согласна! Действительно, Марина, вряд ли кто-то будет думать, придя на службу " почему это сегодня синий цветочек разместили над красным, а желтый-сбоку?..." Воспринимать цветочную композицию с точки зрения флориста-профессионала могут, согласитесь, не все. Я думаю, у человека, который взялся за украшение Храма есть вкус и чувство меры. Иначе можно такого наворочить -  "мама не горюй!"smile;))))
 Но опять же, все приходит с опытом. Не у всех иногда получается то, что хотелось показать. Не беда, в след. раз будет, обязательно, лучше! Ну где взять для всех Храмов "крутых" специалистов со специальным образованием ?)))) 

Мне довелось участвовать в помощи по украшению  Храма, расположенного в сельской местности, где вообще никто и никогда не видели даже украшения икон, не говоря о том, чтобы так делали. Посмотрели женщины-прихожанки принцип работы, помогая мне, многое и спрашивали. А на это Рождество батюшка уже привез им цветов и попросил украсить икону. Ничего, справились. И я считаю, что их первая работа получилась хорошей!

Без флор-х курсов, без изучения интернета, с Божьей помощью все сделали. Батюшка был доволен, Храм был празднично украшен. Что ещё нужно? Для этого ведь и цветы в Храме, чтобы ими подчеркнуть красоту богослужения, создать праздничный настрой.

 Повторюсь еще раз, необходимо помнить и соблюдать чувство меры, чтобы не "завалить" цветами святые иконы и лики. А то, порой, глядя на некоторые фотографии, создается впечатление, что это иконами решили украсить выставку цветов, разбавив выложенное цветочное великолепие... Но это ИМХО.
И, конечно,  цветочное украшение может восприниматься каждым прихожанином по-разному. Кому-то понравится, другому-нет. Немногие знают значение цвета, значение цветов и увы, порой и значение праздника. И так бывает! 
В том сельском Храме, о котором я писала выше, на Рождество было необычайно много народу. Кто знает, может быть, людей и привлекла по-праздничному выраженная красота в Храме? 

 Детки же из Воскресной школы того храма тоже постарались сделать вот такой, ( см.на фото) Рождественский вертеп в виде стенда и участвовать в работе проводимой акции- ярмарки!)))
Татьяна Владимировна
Благотворительная акция-там же. Ребятки реализуют свои поделки, зарабатывая себе на паломническую поездку! Раскупили всё!))))
карт.jpg (60.41 КБ) [ Скачать ]
рис.jpg (75.06 КБ) [ Скачать ]
Татьяна Владимировна
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
Цитата
Ивановна пишет:
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
... да, я составляла цветочные убранства в храме по их цвету, например, в "сине- белом", осенью, 4 ноября, на Казанскую и для изображения в полном цвете цветочной радуги-дуги, на Пасху, о чем теперь и сожалею...
Так, все-таки, придерживаться украшения икон по цвету облачения?..

Дорогая о Господе , Анна Ивановна !
Благодарю Вас за возникший, очень важный вопрос, который во многих храмах и по настоящий день, по-разному, решается настоятелями и цв. мастерами, но соглашаясь с Вами в вопросе, предполагаю, что в итоге, он все-таки потребует пристального его рассмотрения! Мы, частично, уже касались этой темы здесь, на форуме.
Приводимое же Вами цитирование из моего сообщения о сожалении, прежде всего относится к тем срезанным цветам, которые специально перекрашиваются в иной, от их естественного, цвет ( понятно и ради чего) и не касается вопроса зависимости выкладываемых у Образа цветов по цвету облачения священнослужителей.

Почему же, только спустя некоторое время, использование в храмовой, цветочной работе окрашенных цветов вызвало у меня, сожаление?

Во-первых, в сознательно перекрашенных человеком цветах, узрела заключенное некое лукавство, противное воли Творца, но удобное в сфере фитодизайна.
Во-вторых, за свою необдуманность и торопливость при выборе и приобретении цветов, ради воплощения задуманной идеи, которую при отсутствии в продаже всех цветов с натуральной их окраской, мне, срочно, надлежало бы видоизменить.
Людмила Александровна, благодарю сердечно за разъяснение!
Хотелось добавить к этой неисчерпаемой теме Использование искусственных, высушенных, стабилизированных цветов, рушников, горшечных растений и пр.в церковных, цветочных убранствах  и несколько своих впечатлений. 
Когда, 10 лет назад, я только еще начинала  свою цветоукрасительскую работу в храме к разным церковным Праздникам, то столкнулась с тем, что наши прихожане, в то время, были полностью уверены и считали, что используемые для убранства цветы - все искусственные!!!  smile;)Так продолжалось около 3-4 лет, когда люди не хотели даже жертвовать на цветочные украшения, будучи уверенными в том, что мы всегда украшаем иконы только искусственными цветами. И даже наше обращение к ним со словами: "Так потрогайте же и понюхайте!", их не убеждали!  В ответ слышали: "Просто это дорогие, качественного изготовления цветы, поэтому  они и выглядят, как настоящие!"

Много трудов, объяснений потребовалось пока наши прихожане поверили в натуральность используемых для украшения в храме цветов. И вот только тогда и сами стали приносить живые цветы к Праздникам и жертвовать на их приобретение. Стали радоваться, проговаривая: "Вот и мой есть цветочек в украшении!" 
Размещать в храме горшечные цветы у нас не благословляют, так же, как и вышитые полотенца-рушники. А любые подкрашенные или подрисованные я и сама не люблю использовать в храмовых работах.

Однако, знаю, что есть некоторые храмы, которые очень бедные и материальных средств на приобретение живых цветов нет совсем, да и взять их порою, в зимнее время, просто негде. Но людям, оказавшись и в такой ситуации, все-равно, как-то хочется тоже выделить и украсить к празднику икону, к примеру, любимого святого. Вот и используют от избытка любви сердечной и от бедности в украшениях на праздники искусственные цветы и вышитые полотенца-рушники! Кому же захочется оставлять в Праздники свою церковь совсем без цветочного убранства ?
Страницы: Пред. 1 2 3 След.
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)