Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: Пред. 1 ... 4 5 6 7 8 След.
Цветы у Креста в православном храме., Новая тема!!! Виды и формы цветочных убранств, составляемые у Крестов в православных храмах. Размышления и мнения по созданию у Креста гармоничного цветочного убранства
Цитата
Юлия Кудрявцева пишет:
Людмила, спасибо за щедро предоставленный фотоматериал - фотогалерея вся тут! smile;)

Осталось теперь дело за малым - рассказать нам, как же Вы решили вопрос с креплением гипсофилы и золотарника вокруг самого Креста?
Какой раскрой оазиса был на оргстекле?
Что за красные ягодки встречаются среди роз? Не бузина ли? Давно на нее смотрю - уж до чего красивый сочный цвет у этих ягод!

Юлия, у меня так сразу много получилось фотографий в сообщении потому, что пользуясь Радикалом занесла их все сразу, надеясь потом разнести куда какие, лишние же - удалю, а еще, подумалось, и для того, чтобы все лучше заметили допущенные в работе ошибки) smile;)

Для чего тоже постаралась еще до своих пояснений дать фото с работой с разных ракурсов: может, при просмотре, для кого-то и готовые ответы найдутся, да и ко мне сразу по-больше вопросов будет. Что и говорить, согласитесь, ведь убранство, по своим размерам, получилась достаточно большим и это всего то за три с небольшим часа работы! 

Спасибо сотрудникам Волоколамского цветочного хозяйства за привезенные на открытую продажу в Перловку свои свежайшие розочки, выручили! Цветы не только замечательно вписались в цветочном убранстве, но меня поразила и та, словно кем-то отмеренная, точность их количества! Ведь в работу ушло роз ровно столько, сколько их произвольно сама же разноцветными и набрала при покупке, с точностью до одной, а происходило это накануне и без всякой идеи их расстановкиsmile;)

Рисунок

Если размеры Креста составили  60 Х 40 см, то основа под цветочное убранство( венок) по высоте для него была уже близкой к метру!

Крест, который теперь отдельно выносился настоятелем из алтаря был без цветочного венка и уже не крепился к основе, а лишь держался только на двух, согнутых из проволоки, кольцеобразных петлях, установленных в центре оргстекла.

Рисунок

Если дело за малым, то вопрос установки гипсофилы и золотарника  по абрису Креста решился с помощью специально дополнительно изготовленной его формы-контура из найденной у нашего столяра полоски оргстекла, а затем зафиксированной снова 6 шурупами в тех же местах крепления к Кресту, как когда-то у прежней, зеленого цвета, металлической формы: 

Рисунок

Ширина полоски оргстекла была 15см, что и позволило нам распилить ее вдоль на две нужных части( 7Х40 см и 8Х 60см), а еще недостающие кусочки мы отдельно вырезали из обрезков и подклеивали клеем, формируя нужную форму Креста. Для надежности каждого проклеенного шва накладывали по линиям стыков еще и скотч с двух сторон. Спустя двое суток, швы просохли и форма была готова к использованию в работе. Обратная сторона Креста с прикрепленной формой показана на фото:
Рисунок
Рисунок

Далее следовал процесс  декорирования  маленькими веточками гипсофилы и золотарника, которые поочередно и аккуратно вставляла в получившиеся  в нижней части Креста зазоры и так по всему периметру Креста.  Работала за низким столом, что напрягало спину. Простите за неубранный мусор на полу, попавший в кадр). Фото рабочее и я торопилась быстрее завершить этот кропотливый этап работы.

Рисунок

Юлия, а Вам понравилось такое решение, или как? 

Работа по созданию некого образного сияния у Креста для меня оказалась кропотливой и заняла почти час времени, что ровно столько же по времени, которое мне потребовалось на составление основного венка в т.ч. с установкой оазиса и при этом, мне надо было еще не забывать о воплощаемом в работе образном сюжете.smile;)

По виду и форме выставленных цветов в убранстве уже можно понять, что тут был особо подобранный и продуманный раскрой оазиса с треугольным сечением и нечто подобием от прямоугольной трапеции. Надо сказать, что раскрой оазиса, в первую очередь, сильно зависит и определяется конкретным задуманным сюжетом, а также представляемой формой композиции. Фото не делала, поверьте на слово, если у меня получится, то постараюсь его сделать, но теперь уже после разборки.
 Если обратили внимание, то теперь у Креста цветочный овал принял более правильную форму для чего мне, дополнительно, пришлось в нижней части пластиковой основы установить к ней и согнутую дугой сантех. трубку, а потом еще протонировать всю полученную конструкцию краской, сделав "золотое" напыление. Установленная т.о. трубка значительно повысила жесткость всей большой основы. Прежде, под большим весом оазисов с цветами на ней, она как-то "погуливала" и потому, что толщина оргстекла составляла не 5-6мм, а лишь 4мм.  

Те самые красные ягодки, которые встречаются среди роз в нижней части венка - действительно, это ягоды бузины. На мой взгляд, они прекрасно дополнили образную картину в цветочном убранстве. Для большей сочности- ягодки следует еще слегка и помаслить любым маслом.smile:)

Рисунок
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Цветочное убранство на праздник Происхождение древ Животворящего Креста Господня в храме Андрея Первозванного.
Рисунок
С уважением, Ирина
https://vk.com/id156119749
Цветочное  убранство для Креста в храме Иоанна Предтечи на праздник Происхождение древ Животворящего Креста Господня.
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Рисунок
Изменено: Ирина Шандровская - 27.09.2016 15:55:43
С уважением, Ирина
https://vk.com/id156119749
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня! Цветочное убранство у Креста  для храма Андрея Первозванного.
Рисунок
Рисунок
Изменено: Ирина Шандровская - 27.09.2016 16:02:55
С уважением, Ирина
https://vk.com/id156119749
Убранство из цветов для праздника Крестовоздвижения в храме Иоанна Предтечи.
Рисунок
Рисунок
Изменено: Ирина Шандровская - 27.09.2016 16:07:27
С уважением, Ирина
https://vk.com/id156119749
С праздником Воздвижения креста Господня!
Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок
Людмила Александровна, очень впечатлил ваш вариант убранства для креста! Это касается и цветочного решения, и положение его относительно креста, когда ни одна из частей креста не закрывается зеленью. Наверное это решение было вами продумано в свете предыдущих рассуждений об убранстве икон, когда здесь на форуме многие согласились с тем, что надо давать больше воздуха и пространства, а не делать вплотную? Я сама очень хотела, чтобы крест не соприкасался с венком, но до конца не удалось так все исполнить, так как подложка очень ограничивает. Очень празднично и аккуратно все у вас смотрится! Из всех ваших аналогичных работ эта лично мне нравится больше всего.
Хотя и возник вопрос: как я читала здесь же на форуме, и как вы, например, всегда и делали до этого, что для убранства креста пользуются  белым цветом и красным (на Крестопоклонной неделе) и фиолетовым (на Воздвижение). Об этом приводит много выдержек из Богослужебных указаний  Ольга Малова еще в начале этой темы. Почему решили отойти от общепринятой сложившейся традиции?
Вчера долго не могла уснуть, так как увлеклась на сайте Патриархии рассматриванием фотографий с мест служений Патриарха. Как же пышно стараются украсить храмы к таким событиям! И на мой вкус очень даже хорошо это делают в большинстве случаев. Думаю еще не один вечер надо будет посвятить этому сайту с целью ознакомления с творчеством наших благоукрасительниц)))
На одном из фото (его вчера на Правмире публиковали в связи с праздником) был украшен как раз крест к Воздвижению. Гамма цветов опять же была не "стандартная". Но общий вид меня очень смутил. привожу ниже фото. Что думаете об этом, форумчане?

Рисунок
Изменено: Олеся(Анастасия) - 27.09.2016 22:18:58
Понравилось "Слово о Кресте" митр.Бориса (Разумова) Болгарской Православной Церкви. 

Думаю, эти слова потрясающе точно передают торжество, красоту Креста - нашего знамени спасения.

"...Воздвигнутый на Голгофе в давние времена Крест Христов сияет, как единственный свет в сумраке веков, простирая руки в бесконечную даль, Он хочет охватить всю вселенную и объять всеобъемлющей Божественной любовью всех людей и народы на земле. Должны будут разрушиться все кумиры.., обрушиться все капища, ..., уничтожиться все чудища, ... ; человек должен будет освободиться от поклонения мертвым идолам, стоящим на каждом шагу его пути, от рабства темным силам, которые владеют его жизнью, дабы суметь припасть ко Кресту и поклониться святыне Божией. Будут спущены все знамена раздора и разъединения, ненависти и озлобления, вражды и разрушения. Все племена и народы, все слои и сословия, все разновидности людских объединений должны будут снять и отбросить свои знамена и соединиться под одним единственным знаменем Креста! Ибо нет другой силы, которой мы смогли бы победить зло, кроме силы Креста. Ибо нет другого имени, которым мы смогли бы спастись, кроме имени Господа Иисуса Христа!..."

Источник здесь: Слово о Кресте

Собственно, это дает пищу для размышления - а какие цвета и цветы мы можем использовать в убранстве венка у Креста? Красный? Белый? Фиолетовый?... Почему?


Олеся, я не нашла особых указаний на цвет венка в богослужебных указаниях. Возможно, что невнимательно изучила еще этот вопрос.  Только вот это "...И приходит настоятель, нося на главе честный Крест до среды церкве пред святыя Царския двери: тамо убо уготовану аналогию, полагает верху его честный Крест, и кадит крестообразно. Таже творит поклоны три до земли, в койлибо буди день, и взем честный Крест с благовонными василками, на подножии Креста обложенными, станет пред аналогием зря к востоком..." Источник тут.

Вот указания по-русски по Чину Воздвижения . Тут просто живые цветы упоминаются, без уточнений.



Если смотреть на пышное убранство у Креста в главном храме страны, то там есть и фиолетовый, и красный, и белый, и желтый, и пурпурный. Соблюдены ли здесь те самые богослужебные указания о фиолетовом? 
Кстати, обратила внимание - при таком сверх-пышном венке на аналое какие-то непонятные букетики из роз (на мой взгляд) стоят. Почему так? И еще другой вопрос тоже возникает - что означает такое обилие цветов, разложенных/расставленных на аналое в разные стороны? У меня пока ответов нет. 

А что вы думаете?
Изменено: Юлия Кудрявцева - 28.09.2016 01:38:10
Юля, меня цвет венка заинтересовал оттого, что при моем малом еще опыте, видела, и здесь на форуме в том числе, только варианты бело-красно-фиолетового в приоритете убранстваsmile;) А Людмила Александровна вдруг делает совершенно новое. И в храме Христа Спасителя тоже многоцветие... Значит это все-таки не канон??? И КАК тогда распознать что есть канон, а что нет??? ведь не раз в богослужебных указаниях говорится о цветах. При этом четко прописывается цвет богослужебных облачений, например, который мы ведь не оспариваем и не говорим, что это все условности... Не следует ли из этого, что должен быть и определенный цвет цветов (желательно)?
А убранство на фото мне лично не симпатизирует своей какой-то неряшливостью что ли... И положен не очень ровно, так, что одна сторона оказалась выше другой. Вообще мне кажется, что в Храме Христа спасителя работают проф.флористы, особо не вникающие в смысл. При этом от Патриарха (!) видимо замечаний нет ни по слишком ярком иной раз или пышном, отвлекающем внимание убранстве. Я конечно только предполагаю. Может есть кто из москвичей, кто знает как там обстоят дела?
Цитата
Олеся(Анастасия) пишет:
... многоцветие... Значит это все-таки не канон??? И КАК тогда распознать что есть канон, а что нет??? ведь не раз в богослужебных указаниях говорится о цветах. При этом четко прописывается цвет богослужебных облачений, например, который мы ведь не оспариваем и не говорим, что это все условности... Не следует ли из этого, что должен быть и определенный цвет цветов (желательно)? ...
Олеся, нет, не канон. 

Дело в том, что каноны в цветочном убранстве храмов еще не сложились. Пока только традиции. Да и то, не совсем устоявшиеся. Поэтому, не стоит паниковать. У нас еще есть возможность эксперементировать, искать. smile;)

Что касается облачений священства, действительно, прописаны определенные цвета. Хотя, в Греческой Православной Церкви, к примеру, немного иначе. 
По цветочным убранствам, как видим, в богослужебных указаниях строгости такой нет. Потому что в прежние времена цветы были сезонными участниками богослужений. А сейчас - иначе. 
Т.е. традиции, каноны варьируются. 

Нет никакого смысла в привязке к цвету облачений цвета убранства. На днях с настоятелем об этом как раз и говорила. Он подтвердил это. Зато, на мой взгляд, мы можем внимательнее посмотреть на икону и вникнуть в смысл праздника. Ведь в иконописи тоже цвета имеют определенные значения. А через это цвет уже сам о себе заявит.

Я понимаю Ваши опасения. Конечно, можно ошибиться. Но, если мы сначала вникнем хорошенько в смысл праздника, то и промаха с цветом не случится. А даже если и случится, то это не страшно. На ошибках - учимся! Не забывайте - цветы - творения Божии, своей красотой и ароматом они славят нашего общего Творца. Вот это - важно. А оттенки цветочные - уже вторично. 
Поэтому, у Крестов и появляются разноцветные убранства. В одном из наших храмов тоже было разноцветье. И слава Богу!

Цитата
Олеся(Анастасия) пишет:
...Вообще мне кажется, что в Храме Христа спасителя работают проф.флористы, особо не вникающие в смысл. При этом от Патриарха (!) видимо замечаний нет ни по слишком ярком иной раз или пышном, отвлекающем внимание убранстве. Я конечно только предполагаю. Может есть кто из москвичей, кто знает как там обстоят дела?...
Может, флорист был в отпуске или так захотел выразить что-то, только мы не поняли замысла. Так бывает. Патриарх, даже если и замечает это, скорее всего, просто терпит. Бог же терпит наши немощи. И нам велел терпеть - "друг друга немощи носите и так исполните закон Христов". Или так - радуется тому, что есть цветы в храме. От многих священников это слышала - слава Богу, что вообще есть цветы! Вот так.

Вообще, на Руси всегда любили "побогаче", "попышнее" (так наша староста все время говорит)). Почему-то так сложилось уже в головах наших, что чем богаче, тем лучше. Вот и стараются люди. От всей своей широкой души!)
Так что, будем учиться лучшему и сторониться худшего. 
Цитата
Олеся(Анастасия) пишет:
Юля, меня цвет венка заинтересовал оттого, что при моем малом еще опыте, видела, и здесь на форуме в том числе, только варианты бело-красно-фиолетового в приоритете убранстваsmile;) А Людмила Александровна вдруг делает совершенно новое. И в храме Христа Спасителя тоже многоцветие... Значит это все-таки не канон??? И КАК тогда распознать что есть канон, а что нет??? ведь не раз в богослужебных указаниях говорится о цветах. При этом четко прописывается цвет богослужебных облачений, например, который мы ведь не оспариваем и не говорим, что это все условности... Не следует ли из этого, что должен быть и определенный цвет цветов (желательно)?


Олеся
, прежде продолжения разговора о многоцветии в цветочном убранстве у Креста, хотела бы спросить: "Знакомы ли Вы с ответами, которые ранее были даны в постах: #117 от 05.11.2015 и #118 от 17.05.2016 в теме: Основные принципы цветосочетания при работе над цветочным убранством в храме ?" 
Еще рекомендую Вам внимательно ознакомиться и с материалами, ссылки на которые приводила в том своем сообщении Ольга Исаковская. 


Спасибо  и Юлии Кудрявцевой за участие в данном вопросе и изложенное мнение: действительно то, что по сей день вопрос цветового "тождества" или же "соответствия" церковным облачениям так и не имеет конкретного решения/ рекомендаций, а ведь он весьма актуален и уже давно озадачивает многих исполнителей. 

Сбор мнений, рассмотрение советов и предложений, анализ всех "за" и "против"- уверена, что может значительно ускорить решение интересующего вопроса и форум для общения есть! smile;) Эх, было бы только желание участвовать)
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Напишу -ка я завтра на свежую головуsmile:D
Изменено: Олеся(Анастасия) - 02.10.2016 11:49:01
Работа, выполненная к Празднику Крестовоздвижения в Новомученическом храме, г.Королев. 26-27 сентября 2016г.

В этот раз поэтапных снимков не делала. Непосредственно работа с цветами заняла ок.трех часов.
Никаких идей особо не было. Только общее направление выбрала - хотела попробовать сделать что-то похожее на свою первую работу, сделанную ровно год назад в Перловке.
Т.е.сочетание белого и красного. Белый основной. Цветы самые простые - белые кутовые хризантемы Зембла, Балтика, Евро и красные гвоздики - кустовые и обычные.

Кроме того, и букеты постаралась выдержать в том же стиле. Были использованы альстрамерии белые и красные, белые кустовые хризантемы и красные одноголовые гвоздики.

Сначала были составлены букеты - 2 у солеи и 2 у аналоя. Более подробно см.Фотогалерею.
А 26 сентября собирала венок у Креста.

Фотографии сделаны спустя три дня:

Рисунок

Рисунок


Вчера переформировала букеты и сегодня чуть подправила венок. Снимки сегодняшние.

Рисунок

Рисунок

и крупным планом нижняя часть:

Рисунок
Цитата
Олеся(Анастасия) пишет 02.10.2016г.:
Напишу -ка я завтра на свежую головуsmile:D

Вот и я решила последовать примеру Олеси и отложить на завтра свои идейки и размышления по цветочному убранству у Креста, которые мне хотелось заранее, м.б. в помощь нуждающимся, озвучить в преддверии Крестопоклонной недели.

Пока лишь скажу, что цветы в цветочном венке у Креста правильнее выставлять согласно Тропарю, который поется в Крестопоклонную неделю:

"Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим" - главная идея для композиции задана, как теперь на практике ее реализовать в цветочном венке?

Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
Цитата
Юлия Кудрявцева пишет в посте этой темы от 27.09.2015г:

.....Накануне мне попалась статья о. Константина (Пархоменко) на сайте "Фома.ру" http://foma.ru/prosto-krest.html http://foma.ru/prosto-krest.html
Там есть очень подробное описание казни и мучений человека на кресте. Читала я без задних мыслей - не знала, что буду участвовать в украшении к празднику Воздвижения Креста. Но, видимо, это был Промысел. Так что, кое-какие мысли при составлении композиции у меня возникли по впечатлениям от этой статьи....

Юлия , спасибо за ссылку. Перечитала еще раз статью о.Константина, действительно, она - живой источник не только идей в поиске сюжета для составления цветочного убранства у Креста, но и проявлением обоснования конкретных различий и особенности при выборе цветочных оттенков у такого венка ....
Но, продолжу....
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Прежде, хочу предложить участникам и нашим гостям, здесь, на форуме, познакомиться еще и с иными цветочными убранствами, составленными у Креста Господня, но уже другими исполнителями и взятыми мною из интернета, чтобы хотя бы таким образом расширить диапазон обзора из уже хорошо всем знакомых работ наших участников форума, а заодно, самостоятельно получить реальное представление о состоянии и качестве исполняемых цветочных работ за прошедшие годы в разных храмах Русской Православной Церкви.

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Продолжу сообщение. 


Рисунок


Рисунок


Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Даже в столь малом количестве приведенных работ, примеров с совершенно различными подходами в решении и вариантами цветочных убранств у Креста Господня оказалось не так уж и мало.
Не ставлю своей задачей разборку этих составленных работ, пусть каждый желающий позволит себе провести ее самостоятельно, но только после знакомства с предлагаемыми далее материалами.

Итак, для начала, со всей тщательностью постараемся разобраться и вникнуть в суть совершившегося на Кресте, что особо важно учитывать при подаче цветов в цветочном убранстве, выставляемых направлениях в венке.( мое прим. для чего отдельные моменты в тексте выделила жирным шрифтом), для чего вернемся к материалу, размещенному в журнале "Фома", где из приведенной в нем статьи священника Константина Пархоменко, читаем о Кресте:

"С первых веков существования Церкви древние христиане особое значение придавали Кресту Господню. На нем пострадал наш Спаситель, на этом Кресте произошла искупительная смерть, которая соединила людей, даже самых распоследних грешников с Богом. По сути Крест Христов явился мостом переброшенным через бездну отделявшую нас от Бога.

Знак креста христиане высекали на своих гробницах, украшали им свою одежду, свитки священных книг… В то время, конечно, демонстрировать крест значило подвергать себя риску, христиане были гонимы; именно поэтому кресты на себе не носили. После легализации христианства в 4 веке знак Животворящего Креста Господня христиане начинают носить на себе.

Святитель Иоанн Златоуст, порицая неразумных женщин, возлагавших на крещенных младенцев амулеты, восклицал: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста!» Кресты для ношения на теле изготавливаются из простого камня и железа и из благородных металлов, часто кресты украшают драгоценными камнями, не счесть разнообразия и не описать изящества крестов, дошедших до нас.

Уже на рубеже 7-го – 9-го веков формируется восточный и западный тип иконографии креста. Дело в том, что в 5-м – 7-м веках Православная Церковь вела догматический спор с монофизитской ересью. Монофизиты утверждали, что человеческая сущность Иисуса Христа полностью поглощена Божеством и поэтому в ней следует признавать только одну Божественную природу.

Поэтому на христианском Востоке, где догматические вопросы были обострены, появляется необходимость более полно раскрыть сюжет Распятия во всем величии Искупительной Жертвы Богочеловека. Такая иконография получает свое окончательное догматическое обоснование в 692 году, в 82-м правиле Трульского Собора.

В лучших традициях такого православного догматического взгляда Спаситель изображается на Кресте умершим. Глава Его склонена вправо («Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: свершилось! И приклонив главу, предал дух» – Ин. 19, 30.). Тело почившего Спасителя прямое или слегка изогнуто, руки имеют горизонтальное положение, открытые ладони пробиты гвоздями. Ступни ног пригвождены, каждая отдельно своим гвоздем.

Фигура Распятого выражает Божественный покой и величие, она как бы наложена на Крест, и Господь, как и на древних Распятиях, открывает свои объятия всем народам, сходя с Креста навстречу людям. Крестчатый нимб с греческой надписью «own», что значит Сущий, подтверждает догмат о Божественной стороне Богочеловеческой природы Христа и говорит о Крестной Жертве Господа.

Кроме физических страданий Христос претерпевал страшные душевные муки: Он нес на Себе грехи всего человечества.

Рисунок

Римская Церковь не поняла и не приняла этих принципов, и на западных Распятиях 8-го – 10-го веков Христос изображался живым, часто в царском обличии и короне. В Средние века на Западе отказались от идеализации Распятого в пользу земного реализма, и возник тот тип Распятия, который сегодня принято называть католическим. Христос на Кресте изображается как умерший, или умирающий (агонизирующий) человек. Натуралистически передается тяжесть провисающей на руках, страдающей плоти, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (западное нововведение 13-го века), голова Христа увенчана терновым венцом.

Изображения Распятого Спасителя, сходные с католическими, встречаются и на православных крестах, особенно в 18-м – 20 веках.
«Такое реалистическое изображение с достоверными анатомическими подробностями является правдивой иллюстрацией казни, но ничего не говорит о главном – торжестве Господа, победившего смерть и открывшего нам жизнь Божественную.

Концентрируя внимание на муках и смерти, оно обладает лишь простым эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения своих греховных страданий с безгрешными искупительными Страстями Христа», – замечает современный исследователь истории Креста Юрий Федоров.
Основной формой Креста Господня, принятой византийской и русской иконописью, является четырехконечный крест, дополненный двумя небольшими перекладинами сверху и снизу. Верхняя перекладина означает дощечку с надписью вины Христа, установленную по приказу Понтия Пилата и описанную во всех четырех Евангелиях. Ввиду того, что этой надписи не усваивалось догматического значения, на древних крестах она отсутствует, а вместо нее с 7-го по 16-й век пишется IС ХС (Иисус Христос). Надпись «Иисус Назорей – Царь Иудейский» (I.Н.Ц.И.) впервые появляется на Западе, а в русских памятниках – только с 17-го века.

Несколько иначе обстояло дело с нижней перекладиной, которая обозначала подножие. Несмотря на то, что в Евангелии о подножии не говорится, оно упоминается многими отцами Церкви и имеется на византийских и русских изображениях Распятия с древнейших времен.
Самое первое значение подножия – безусловно, поддерживать тело Распятого на Кресте.
На ней стоял осужденный на смерть, на нее опирался пробитыми ногами, подтягиваясь, чтобы сделать живительный глоток воздуха.
…Именно такое значение перекладина имела на ранних изображениях Креста Христова, но постепенно возникают другие символичесие значения этой перекладины.

Согласно византийскому церемониалу, подножие означает величие изображаемого лица. Поэтому на древних изображениях креста подножие имело кубическую форму и было похоже на подножие, изображаемое на иконах у Престола Вседержителя, тем самым показывая Спасителя и на Кресте как Царя Славы.

Постепенно, с десятого века, объемное кубическое подножие в византийском и русском искусстве превратилось в широкую доску. В русских крестах с 15-го – 17-го веков оно начинает изображаться со скошенным кверху правым концом.
Появляется и особое толкование. Как мы помним, по обе стороны Креста Христова были распяты два разбойника. Один из них хулил умирающего Господа, другой просил: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем». Перекладина концом вверх указывает на «благоразумного» разбойника (справа, поэтому вверх направлена правая сторона Креста), концом вниз – на разбойника, хулящего Господа.


ВЫВОДЫ: 

Какие же предварительные выводы относительно расстановки цветов в убранстве у Креста уже можно сделать из прочитанного выше? 
Во-первых, все цветы в составляемом вокруг Креста Господня цветочном убранстве, не ставим смотрящими головами вниз!!!, словно собой отображая ситуацию траура, печали и душевной скорби, как если это было бы в случае с католическим Крестом, а только смотрящими вверх, славящими Бога, и не по сторонам, на прихожан!

Как очень наглядный пример с подобной недопустимой и грубой ошибкой, заметила в одной из работ, выложенных на Популярном цветочном форуме и что главное, ведь нашлись те, кому она понравилась и они сказали свое: "СПАСИБО". Пять-то пользователей сказали, а сколько увидело, сколько таких, слепо повторивших?

Популярный флористический форум: 5 пользователя(ей) сказали cпасибо: LyupinaЕкатерина ЩербаковаИваннаИрискаЛариса

Рисунок


Не приведи Господи, кому-то еще последовать в подобном слепом копировании, а вложи прежде разумение!
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
На следующем этапе предлагаю к рассмотрению другую, но тоже важную проблему, возникающую при составления цветочного убранства у Креста:"Задумываемся ли мы всерьез, работая над цветочным убранством у Креста Господня, отобразить цветами в нем Славу Спасителя на Кресте, как Царя Славы?  

Потому, что вникнув в это важное обстоятельство, сразу найдутся и те, соответствующие правильные решения в выборе подходящих вариантов для данного цветочного убранства, несмотря на то, что среди "храмовых" флористов все еще бытует установка в выборе оттенков срезки цветов лишь в "тон церковных облачений", или как они еще называют - в "цвет праздника". Вопрос цвета в цветочном убранстве - не столь определяющая задача, если в нее не вложен смысл, а скорее, без идеи- даже пустая и очень обманчивая. В приведенных ранее примерах подобное, к сожалению, тоже хорошо просматривается.    

Почему именно здесь, на Крестопоклонной неделе, возникает вопрос о Славе Господней? Замечательный ответ найдем в словах катехизиса у Святителя Филарета( Дроздова), Митрополита Московского:

Рисунок

"Крест Господень,- это явление совершенной Божественной Любви. 
 В нем открывается Любовь Бога Отца, - распинающая,
 Любовь Сына,- распинаемая и Любовь Святаго Духа, торжествующая силою Крестною,
 ибо так возлюбил Бог мiр, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всех спасти!"

Святитель Филарет поясняет:

Но мы не хотим мудрствовать горняя. Мы отреклись от Слова. Священное Божественное слово - Слово, сотворившее вселенную, Слово, подающее жизнь и мудрость, - это слово стало пустой игрушкой среди людей. И вот в ужасной безвестности "спасительное Слово Божие, рождаясь плотию, приходит посетить всю землю погибельную". 
Приходит для того, чтобы указать миру последнюю точку опоры - крест.

"Сии простертые руки объемлют и поддерживают мир над бездной, изрытой под ним его развратом".
Несущий на себе тварь адамантовый мост слова Божия открывается и познается, как крест воплотившегося Бога Слова. Соприкосновение Слова с бездною рождает крест. Крест ложится в основание мира, составляя его пространственные координаты, крестом время сопрягается с вечностью, "так как и мгновение смерти Богочеловека, по соприсутствию вечного Божества, равняется вечности". 

Крест есть образ существования Слова в мире, ибо "...вся жизнь Иисуса была единый крест; и никто не прикасался к бремени его, разве для отягчения оного... Божественное соединяется с человечеством, вечное с временным, всесовершенное с ограниченным, несозданное с своим созданием, самосущее с ничтожным: какой необозримый и непостижимый крест из сего уже слагается!". 

Крест есть Божественный принцип мира и мера Церкви Христовой, крест есть голгофский жертвенник, на котором совершается вселенская Божественная Литургия, и "средоточие сотворенного бытия" вообще: Совершение искупления восполняет совершение творения. "Судьба мира висит на кресте". 

Крестом Бог нисходит до глубины адской бездны, и оттуда начинается восхождение человека к нетлению Божественной жизни. Крест есть ключ Давидов, которым воскресший Христос отверзает ад и изводит осужденных, отверзает небо и вводит помилованных. И потому крест неотделим от Славы Христовой, крест следует "за Иисусом на самый Фавор, и слово крестное не разлучается от слова прославления", и "сквозь язвы Распятого Христа струится свет бессмертия".

Но кто распинает Христа? Воины творят чужую волю. Пилат умывает руки. Народ желал воцарения Иисуса. Первосвященники по закону не имеют власти казнить. Князь тьмы не смел распоряжаться и жизнью Иова. "Таким образом то, чего не хотели, не могли, не знали, пред целым светом совершилось теми самыми, которые не хотели, не могли, не знали. 

Ибо этот внешний Крест, "сложенный из вражды иудеев и буйства язычников", есть только земной образ таинственного креста  Небесного. Но имеющий очи видит "глубочайшее основание и первоначальный состав креста", и видит его - в любви. В конечном счете крест складывается "из любви Сына Божия ко Всесвятому Отцу Своему и любви к человечеству согрешившему, одна другую пересекающих, и одна другой предержащихся, по-видимому разделяющих единое, но воистину соединяющих разделенное".

Итак, Крест есть любовь:
"Любовь Отца - распинающая. 
Любовь Сына - распинаемая. 
Любовь Духа - торжествующая силою крестной. 
Тако возлюби Бог мир!"
 

Путь нисхождения Бога в мир ведет от Фавора к Голгофе - путь твари на Фавор не может миновать голгофского восхождения. Впрочем, Голгофу и Фавор таинственно связывает воедино также слово - слово молитвы.

 Преображение Господне свершилось, когда Он молился: Бысть, егда моляшеся, - и Евангелист Лука обращает на это наше внимание, очевидно, именно для того, "...чтобы указать нам в молитве путь к свету Фаворскому, ключ тайн духовных, силу откровений Божественных".

Но молитва эта была молитвою о кресте. "Как же среди молитвы о страдании открылась слава? - Как самородный, так сказать, цвет и плод обильной живою силою молитвы. Дух молитвы, сливаясь с Духом Божиим, исполнил светом душу Иисусову; преизбыток сего Света, не удерживаясь в душе, пролиялся на Тело - и просиял в Лице..."

http://pagez.ru/philaret/about039.php

ВЫВОД:

Потому, что именно в этот день, слова Славы, произносимые нами в молитвах: "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!"  раскрывают все величие и Славу Господа на Кресте, как Царя Славы, а тогда получается цветочный венок - это венок Славы Господней - МАНДОРЛА!!!
Наиболее часто в иконографии встречаем Мандорлу на иконах Успения, где Господь предстоит в Славе, приняв на руку Душу Пречистой Матери:

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Отсюда понятно, венок Славы не может быть по форме таким - кому, как и что "взбредется", типа "креативно" либо без сегмента, по усеченой форме, удобной в обстоятельствах: мол прикладываться, чтобы не замять лишний раз цветы(?)  Мандорла - или венок Славы, - это прежде всего неразрывный и замкнутый контур,  а не составленный из частичных ломаных, в виде абриса или "зиг-заг" линий, отрезков дуг и в т.ч. "П", "подковы"- образных форм. Ширина же у такого венка может варьироваться в зависимости от  имеющихся материальных и пр. обстоятельств, а вот сама форма,- нет. 

Свобода есть в количестве и в подборе цветочного материала, которые в совокупности с уровнем достигнутого мастерства и профессионализма помогут успешно справиться с воплощением в венке Славы Господней требуемой темы.

Не следует проявлять беЗпокойство по поводу защиты цветов в нижней части венка, которые при прикладывании к Кресту в той или иной степени, но в результате все же подвергаются подмятию. Тут уже не ругаем за неаккуратность, а, наоборот, только радуемся и благодарим!!! Потому, что замятые в нижней части венка цветы, как результат многочисленных прикладываний, - это особый показатель невидимой духовной красоты, т.е. застывший отпечаток почитания Святыни среди верующих!

Итак, имея цветы и согласно Тропаря, мы, грешные: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое, своими безгрешными цветами, славим!"

Возвращаясь ко всем своим предыдущим работам, вопрос один - справились ли с подобной темой?
Разобрались ли в допущенных ошибках, если таковые обнаружены? 
Не "уложили ли, случайно, Крест Господний на землю" неверно выставленными в венке цветами? 
Учли ли в цветочных убранствах главные и основные принципы при работе с цветами в православном храме: 

1. У Бога все живы!   
2. Всякое дыхание да хвалит Господа!   
3. Крины сельные - раскрываются к  Небу!   
4. Цветы - остатки Рая на земле!

Наконец, у меня остался не отвеченным лишь вопрос о выборе цветовой гаммы в цветочном венке у Креста на Крестопоклонной неделе о котором ранее интересовались некоторые участники на форуме.
 С ответом все как-то долгое время затруднялась, но он нашелся у меня лишь после уяснения, что именно в этот день, слова Славы, произносимые нами в молитвах: "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!" которые раскрывают все величие и Славу Господа на Кресте, как Царя Славы.  Так и эта проблема, неожиданно, прояснилась. Слава, Богу!

 Известно, в цветовом круге присутствуют три основных цвета: "желтый", "красный" и "синий", как при этом из них образуются дополнительные цвета: оранжевый, зеленый и фиолетовый, думаю, тоже понятно: "Во Свете( белый, дневной) без  Солнца жизни( желтый), ни трава в холоде( синий) не зазеленеет, ни апельсины спелых плодов( оранжевый) без тепла ( красный) не дадут", ни температурного комфорта между теплом и холодом не будет ( фиолетовый). В природе день( Свет, белый) сменяет ночь(Тьма, черный), а ночь- день и так постоянное чередование. Белый цвет - цвет Святости, оттого белый цвет всегда присутствует в цветочных работах в православном храме. 

Основная цветовая гамма: желтый, красный, синий - она же есть подобный треугольник от духовного, оттого и иной треугольник: Вера, Надежда, Любовь - это так же желтый, синий и красный.  Хотя Постовой цвет облачения - фиолетовый( т.е. красный+ синий), однако, это не помешает выстраивать иные, созвучные цветовые сочетания в венке у Креста из свежих цветов, гармонично воплощающие в себе Величие, Славу и Любовь: Отца - распинающую,  Сына - распинаемую, Духа - торжествующую силою крестной! 

Какие же из срезанных цветов подойдут для убранства? 

Сообразно треугольнику и из них также можно выделить три основные группы цветов по значению и структуре: первая, для символического образа Отца, во главе - крупная, сияющая лучами хризантема, вторая, для символического образа Сына, во главе - благоухающая роза с множеством раскрывающихся лепестков и третья, для символического образа Духа, во главе - воздушная гипсофила. Все - это главные, определяющие цветы в треугольнике, но в центре которого, для символического образа Богородицы, во главе - белая лилия. Понятно, что дополнительные виды и сорта так же занимают соответствующие места в этом расположении и роли.

Согласна, материал накопился за год объемный, потребуется время на его изучение, но надеюсь, с Божией помощью, проклюнутся ростки творческих успехов у ищущих красоту в цветочном убранстве в храме!
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Цитата

Людмила Бондаренко пишет: 
Не "уложили ли, случайно, Крест Господний на землю" неверно выставленными в венке цветами? 

Возможно, что кому-то будет непонятен мой вопрос, поясню. При работе с цветами в православном храме, цветоукрасителю крайне необходимо соблюдать при составлении цветочного убранства и некоторые Богословские принципы. Один из них гласит: У Бога все живы!  О взаимосвязи его с расстановкой цветов уже было много и подробно рассказано в темах нашего форума, остается привести конкретный пример с убранством, словно опровергающим данный принцип: Нет, у Бога не все живы! 

Таким образом, с помощью неверно выставленных в венке цветов, Крест Господний, Образ на иконе, и может быть "уложен на землю", т.е. он лежит, значит мертв! Подобное будет случаться всякий раз, если у Креста или любой иконы, срезанные цветы  выставлены перпендикулярно центральной оси, поверхности, а не вдоль их. Если вернуться к приведенным примерам, то, к большому сожалению, подобных "лежащих" среди них будет не мало, а это нам уже весьма серьезный повод к серьезному размышлению. 

Рисунок

Рисунок

Невольно вопрос: Вдоль центральной оси выставлять цветы в венке, это как?  Выглядит примерно так, как они даются на приводимых ниже работах:

Рисунок

Рисунок

Рисунок
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Спаси Вас Господь, Людмила Александровна, за проведенную Вами работу и за предоставленный материал!
Цитата
Таиса Романенко пишет:
Спаси Вас Господь, Людмила Александровна, за проведенную Вами работу и за предоставленный материал!

Во славу Божию! Буду рада, если проведенная мною работа не окажется впустую, а "воз и ныне будет на месте". Порой, смотрю в интернете на составленные работы и, в сожалении, вижу, какое же еще большое число их исполнителей работает неосмысленно или очень плохо представляет то, что цветами необходимо выразить в цветочном убранстве у той или иной святыни. 

 Поэтому мне хотелось бы конкретнее узнать, чем же для Вас он был полезен? Надеюсь, познакомите нас на форуме с фото и достигнутыми результатами))

А пока, далее, продолжу свое повествование, но теперь уже познакомлю с результатом нашей работы в храме к Крестопоклонной неделе и празднику Обретения Честного Креста и гвоздей святой царицей Еленой в Иерусалиме.
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
По многочисленным просьбам обратившихся ко мне наших прихожан, постаралась в наиболее полной и развернутой форме изложить фотосессию с Крестопоклонной недели из храма Живоначальной Троицы, в Перловке. Мытищинское благочиние. 19 марта 2017г.

Рисунок

Основная идея в венке- попытаться с помощью цветов выразить у Креста Любовь и Славу Отцу, Сыну и Святому Духу. Сияние, воссозданное белой гипсофилой у Креста, в нижней части венка, как бы преобразуется в две легкие восходящие боковые цветочные дуги с бутонами в верхней части, каждая из этих дуг также переплетена еще из трех: белая хризантема отражает Славу Отца, красная гвоздика - Славу Сына, а эустома с чуть фиолетовой поволокой - Славу Святаго Духа. Наличие разновеликих бутонов в верхней части венка - символизируют беЗконечный процесс этого славления. Четыре белых розы в середине каждой дуги, это с одной стороны те четыре Святых Гвоздя, словно  превратившиеся в благоуханные розы, а с другой - четыре Евангелия, насыщающие души чистотой истинного духовного благоухания. Венчает цветочное убранство сдвоенные белые розы в окружении не тернового венка, а нежной диадемы из мелких хризантемок , отображающие надпись на дощечке Креста "ИНЦИ". Одна из роз, обращенная ко Кресту, как распятого земного человека, а другая, устремленная к  Небу,- Образ Господа.  

Рисунок

Рисунок

Рисунок

В этот день в двух цветочных убранствах у Креста и у иконы Воскресения встречаем "Альфу" и "Омегу". И там и там мандорла. Во втором случае, на иконе Воскресения мандорлу видим в виде концентрических окружностей, но в цветочном убранстве ее даем в несколько ином виде. С помощью цветов белой хризантемки выстраиваем своеобразную замкнутую линию, и этим приемом, как вуалетку  над лицом, "приподнимаем" нижнюю часть мандорлы, как бы открывая зрителю для лобызания этот Святой Образ Господа. Две равностоящии красные розочки по бокам в убранстве - Адам и Ева, а св. розовая гвоздичка, - восходящая заря, спасение узников из тьмы ада.

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Основные технические подробности в нашей работе. Пока я раздумывала над раскроем оазиса для венка из имеющихся в наличии у нас цветов, сестры Юлия Копина и София Христова успешно справлялись с иной задачей: они формировали из белой гипсофилы, сорта "млн.звезд", подобие свечения, выставляя ее по абрису Креста, которое затем от низа венка, двумя боковыми восходящими цветочными дугами видоизменялось в мандорлу, венок Славы.

Рисунок

Рисунок

Отдельное спасибо всем нашим прихожанам прихода, внесшим свои пожертвования на приобретение цветов и Юлии Кудрявцевой, которая нам помогла купить их на цветочной базе в г.Пушкино. В нашем распоряжении было: 10 веток белой кустовой хризантемы Балтика, 10 веток эустомы, 10 шт. белой Подмосковной розы, 10 веток красной кустовой гвоздики и (5 +3) ветки гипсофилы двух сортов. К этому добавили из имеющихся в храме: три красных розы, 4 ветки белой Земблы и две розовых одноголовых гвоздики.  

Рисунок


Юлия( спиной) и София  за творческой работой:
Рисунок

Рисунок

В итоге, на абрис ушло 5 веток гипсофилы "Млн.звезд":

Рисунок
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
К началу Пассии фиолетовые аналойники заменили на черные, но цветочные убранства остались на аналоях позади Распятия. Замена цветового фона не повлияла на восприятие идеи воплощенной цветами в этих двух убранствах.

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок
Рисунок
Рисунок
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
 Вот то, что с помощью Божией и, в основном, под пение Юлии Березовой и Юлии Славянской у меня получилось. К тому, что Вы, Людмила Александровна, нам "разжевали", я добавила образ любимого ученика - желтую розу, а вместо лилии - розу.

Рисунок
Страницы: Пред. 1 ... 4 5 6 7 8 След.
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)