Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
Масленица
В теме Фольклорный ансамбль содержаться замечательные тексты масленичных народных песен.
http://www.donsloboda.ru/forum/index.php?PAGE_NAME=read&FID=6&TID=41

Я подумала, что в этой теме замечательные тексты песен могут остаться не замеченными, и решила открыть новую тему smile:)
Дорогие форумчане!

В преддверии праздника Масленицы хочется поделиться с вами интересным материалом, который волею судеб оказался в моем личном архиве.
Это книга преподавателя Орловского института искусств и культуры Веры Вячеславовны Белозеровой "Традиционная культура Орловского края". - Орел: ОГИИК, 2005. - 365 с.

Одна из глав этой книги посвящена традициям празднования Масленицы в Орловском крае. Думаю, этот материал будет интересен собирателям фольклора и всем, кто интересуется русскими народными традициями.

В.В. Белозерова. Масленица
Народные традиции празднования Масленицы.

Как они появились, с чем связаны и почему этот праздник так любим в русском народе. Вот некоторая информация об этом. Точного источника, к сожалению, не помню. 5 лет назад мне попалась эта информация и показалась довольно понятной и разносторонней. Может быть она заинтересует и вас smile:)

Масленица

Масленица, или сырная неделя, отмечается за семь недель до Пасхи и является переходящим праздником, т.е. приходится на период с конца февраля до начала марта. Это самый веселый и разгульный праздник. Празднование Масленицы известно на Руси еще с языческих времен - тогда на Масленицу провожали зиму. С принятием христианства Масленичная неделя стала предварять Великий пост.
К Масленице готовились еще с субботы предшествующей недели. Так, в Калужской области, хозяйка заранее пекла блины и отправляла самого младшего сына «встречать Масленицу»: мальчик, с блином в руке, скакал верхом на кочерге по огороду и напевал:

Прощай, зима сопливая!
Приходи, лето красное!
Соху, борону –
И пахать пойду!

С субботы же начинали праздновать «малую Масленку» и на Владимирщине. Ребятишки бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом «Масленицу везешь?» Кто отвечал: «Нет», того били лаптями. В этот же день молодежь каталась с ледяных горок на салазках: существовала примета - кто дальше прокатится, у того в семье лен уродится длиннее. Последнее воскресенье перед Масленицей называлось «мясным воскресеньем». В этот день тесть звал зятя в гости, «доедать барана».

Каждый день Масленицы носил свое название: Понедельник - «встреча»; Вторник – «заигрыш»; Среда –«лакомка», «разгул», «перелом»; Четверг – «широкий», «разгуляй-четверток»; Пятница – «тещины вечера»; Суббота –«золовкины посиделки», «проводы»; Воскресенье – «прощеный день». За каждым днем были закреплены определенные обряды, правила поведения, игры и затеи. Вся масленичная неделя именовалась «честная, веселая, широкая боярыня-Масленица».

«Без блинов – не Масленица, без пирогов – не именины» - было традицией печь блины на Масленицу. Круглый золотистый блин символизировал солнце. У каждой хозяйки был свой фирменный рецепт приготовления блинов, который передавался по наследству дочерям и держался в строгом секрете от соседок.

Первый испеченный блин клали на окошко «для душ родительских» со словами: «Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!» - за упокой. Блины были в своем роде участниками масленичных забав: про них складывали загадки (Ток железный, посад яровой. (Блин на сковороде.) На плешь капнешь, вставишь, попаришь, вынешь, поправишь. (Пекутся блины.) Берега железны, рыба без костей, вода дорога. (Сковорода, блин и масло.) и поговорки (Блины брюха не портят; Блин не клин – брюха не расколет), сочиняли и пели песни:

Пришла маслена неделя.
Была у кума на блинах.
У кума была сестрица.
Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть,
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И... блины-то все поели!

Или

Как на масленой неделе
Из трубы блины летели!
Уж вы блины мои,
Уж блиночки мои!

Раньше Масленица совпадала с Новым Годом, поэтому праздничной трапезе отводили особое значение. Существовало поверье, что обилие пищи в первый день нового года обеспечит семью достатком на весь год. Несмотря на то, что календарь был изменен, праздничный стол не оскуднел. Теперь же руководствовались пословицей – «Не все коту масленица, будет и Великий пост».

Масленица издавна считалась на Руси «сезоном любви», что, собственно, связано с наступлением весны. Целый ряд масленичных обрядов был направлен на то, чтобы ускорить намеченные на будущий год свадьбы, и содействовали холостым найти себе пару. На Масленицу молодоженам оказывалось больше всего почета и внимания. Молодые пары катались по всей деревне в расписных санях, ходили в гости к своим знакомым, в общем, всем себя показывали. Незамужних девушек «выборанивали» – парни таскали борону вдоль домов, чтобы девкам легче было выйти замуж. А холостым парням девушки привязывали колоды - это шуточное наказание за то, что не женился в прошедший мясоед. От колоды и от довольно откровенных насмешек приходилось откупаться вином блинами, конфетами. "Доставалось" и парам, женившимся в прошлом году. Например, существовал обычай под названием «целовник»: холостые деревенские парни целовали замужних женщин, которые встречали свою первую Масленицу хозяйками дома. Молодушка подносила гостю ковш пива, за что тот трижды целовал ее. А молодого мужа утром на масленичной неделе вытаскивали на улицу и закидывали его снегом, а то и прямо зарывали в снег, приговаривая: «Молодых затьев зарывать пойдем!». Жена должна была выкупить своего мужа, поднести «зарывальщикам» угощение и столько раз целоваться с мужем, сколько просили.

Проводы Масленицы приходились на воскресенье. Его называли «прощеным», поскольку в этот день все просили друг у друга прощения, желая очиститься от скверны перед Великим Постом. По старинной традиции, делали из соломы большую куклу – Масленицу, которую вечером, после пиршеств и потех, сжигали на костре. Пепел от сгоревшей куклы разбрасывали по озимым полям, чтобы урожай выдался богатым. Соломенное чучело символизировало зиму, а его уничтожение означало уход зимы и устранение всего плохого.
Так уж получается, что у нас в народе православие и языческие традиции очень тесно переплелись.

Масленица - веселый праздник. Хорошо на масленичной неделе угостить родных и друзей блинами. Я думаю, что никто их нас при этом не поклоняется богу солнца и не кладет первый испеченный блин на окно "для поминовения душ родительских", катание с ледяных гор не связывается с длинной льна, которому суждено уродиться на будущий год - мы уже давно не растим сами лен, сжигание чучела стало просто веселой забавой, да и поиск невест теперь не связывается с определенным сезоном, а происходит, к сожалению, в любое время и по собственному хотению, а не по воле Божией.
Какой получился чудесный праздник!
Пели под балалайку, водили хороводы. Катались на ледяной горке у храма. Разъезжали в санях, запряженных пркрасной белой лошадью. Само солнце улыбалось, глядя на наше веселье и не скупилось на свои яркие лучи. А после ели горячие румяные блины. Масленица удалась! Убедитесь сами!

Фотогалерея праздника Широкой Масленицы от Инессы Абакумовой
На сайте "Православие и мир" размещена интересная статья

"Масленица: уход от бытового язычества".

Вот отрывок из нее:

Я не сторонник того, что Церкви нужно отменить Масленицу и убрать это слово из своего словаря. Может быть, это и было бы хорошо, если бы у нас за плечами не было тысячелетней традиции этого праздника. Нет, стоит оставить Масленицу, но при этом привнести туда сугубо христианское содержание, а дурной языческий элемент просто исключить. Например, можно сделать Масленицу поводом для вдумчивого отношения ко времени <…> Уметь искать общее между нами христианами и другими людьми, в том числе и на почве масленицы – это духовное искусство. На этом пути, конечно, возможны ошибки, и даже соблазны и в одну и в другую сторону. Проще, наверное, отменить Масленицу для себя и поставить точку, но проще не значит лучше.

В чем причина любви русского народа к языческим традициям и как соединить сущность праздника и его внешние атрибуты? На эти и другие вопросы отвечает профессор Давид Гзгзян, преподаватель Свято-Филаретовского православного института, член Межсоборного Присутствия.
"Масленица, или сырная неделя, отмечается за семь недель до Пасхи и является переходящим праздником, т.е. приходится на период с конца февраля до начала марта. Это самый веселый и разгульный праздник. Празднование Масленицы известно на Руси еще с языческих времен - тогда на Масленицу провожали зиму. С принятием христианства Масленичная неделя стала предварять Великий пост".

Ничего подобного! Сырная седмица ВСЕГДА предваряла Великий пост и является ИЗНАЧАЛЬНО ХРИСТИАНСКИМ ОБЫЧАЕМ (см. Типикон, который, конечно же, составлялся не на Руси). Так почитаешь то здесь, то там, окажется, что все христианские праздники и традиции пришли из язычества smile:D На самом же деле, человек просто склонен впадать в язычество, превращая каждый праздник в разгул. Отсюда и известная проблема "язычества в христианстве".
Ну а о Масленице см. интересную статью свящ. Алексия Дарашевича "Проблемы совмещения Масленицы и подготовки к Великому посту в Церкви нет" на "Татьянином дне" : http://www.taday.ru/text/306093.html
Цитата
"Масленица, или сырная неделя, отмечается за семь недель до Пасхи и является переходящим праздником, т.е. приходится на период с конца февраля до начала марта. Это самый веселый и разгульный праздник. Празднование Масленицы известно на Руси еще с языческих времен - тогда на Масленицу провожали зиму. С принятием христианства Масленичная неделя стала предварять Великий пост".


Отец Олег, простите за неточность формулировки. Не моей.

Масленица или ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ изначально были языческим праздником.

А МАСЛЕНИЧНАЯ или сырная НЕДЕЛЯ - безусловно изначально христианский празник.

Христианские праздники не пришли из язычества. Придя в русскую культуру, христианские праздники вобрали в себя языческие традиции и духовно их преобразили. Масленичная неделя просто по времени совпала с Проводами Масленицы, так как то и другое приходится на начало весны smile:) Думаю, так...
C такой формулировкой я тоже не соглашусь. Язычество по сути - это религиозные верования, не имеющие богооткровенного происхождения, сформировавшиеся вторично как заблуждения, а в конечном итоге - культ страстей и бесослужение (см., например, у святителя Афанасия Великого "Слово о воплощении Бога Слова..").
Поэтому "вбирать в себя языческие традиции" христианство не может по определению и должно с этим явлением всячески бороться. А вот культурные, народные традиции, действительно могут воцерковляться, именно в том смысле, что они очищаются от язычества и духовно преображаются.
Да, в таком сложном духовном вопросе порой нелегко подобрать точное выражение smile:oops:

Прочитав Ваше возражение, задумалась о том, что привычное уже выражение "вобрать в себя языческие традиции" и правда, неверно и даже антицерковно что ли.

Так что спасибо за верное уточнение о том, что народные традиции очищаются от язычества и духовно преображаются.

Это очень пригодится мне при разговоре о фольклорных традициях, так любимых в нашем приходе smile:)
Проблема настолько актуальная, в т.ч. и для нашего прихода, где действует фольклорный ансамбль с элементами этнографических реконструкций, что я начал подумывать о написании специальной статьи, чтобы все "точки над i" были расставлены, а ее уже написали  smile:) :
http://www.bogoslov.ru/text/1578843.html
Правда, "слишком много букв", но вдумчивая, толковая статья.
Особенно, в контексте нашей беседы интересна вторая часть. Вот некоторые важные мысли.
Итак, народная культура ценна только той "вечной" частью, которая и становится "детоводителем ко Христу".
Церковь может освящать эти элементы, во-первых, включая их в культ (язык, гимнография, музыка, терминология, внешняя обрядность), или, во-вторых, оприраясь на них в миссионерском служении.
Темная языческая сторона народной культуры должна умереть, как умирает "ветхий человек" в крещальной купели. Этой стороной могут интересоваться лишь этнографы и даже православные миссионеры в диалоге с "родноверством" и "неоязычеством", но "воскрешать" ее нельзя. Как нельзя воскрешать эллинское язычество, друидизм или ханаанские культы (а ведь некоторые пытаются).
Ну а практический вывод отсюда: "семь раз отмерь - один отрежь". И при праздновании Масленицы, и Радоницы, и Святок.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)