Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5
Основные принципы цветосочетания при работе над цветочным убранством в храме, Для создания гармоничного цветочного убранства в храме необходимо учитывать не только цвета богослужебных облачений и цветовую символику,но и законы цветосочетания
Преподобный Серафим 1
10.jpg (217.57 КБ) [ Скачать ]
8.JPG (68.52 КБ) [ Скачать ]
6.jpg (202.07 КБ) [ Скачать ]
9.jpg (190.91 КБ) [ Скачать ]
7.jpg (187.07 КБ) [ Скачать ]
Преподобный Серафим 2
11.jpg (91 КБ) [ Скачать ]
Ольга Дмитриевна, большое  спасибо Вам за такое особое внимание и изложенное мнение о нашей с Еленой работе к Престольному празднику преп. Серафима Саровского, а также и за откровенные размышления по данному поводу.)))

Согласна полностью с Вами, что о предстоящей работе надо обязательно подходить с размышлением для каждого  конкретного случая! Как же без этого? 

Не буду повторяться с ответами, но ведь и так постаралась все наиболее подробно изложить, в т.ч. и мотивы.

Однако, следует отметить, что:

1)  размещая в соответствующих темах форума свои небольшие сообщения по этой работе, надеюсь очевидно, что мною не преследовалась цель рекламы своей деятельности, а лишь на данном конкретном примере показать некоторые интересные практические моменты.

2) думаю, что не следует торопиться с выводами, основываясь только одним просмотром фотографий. Объективная реальность может в разы отличаться!)) Главной роли зеленой гортензии в работе не планировалось, а также и цветосочетания с церковной завесой на Царских Вратах.

 Поэтому, простите, но ни один из предложенных Вами фото цветосочетаний не подошел бы для нашего варианта.
Всем пришлась по душе- от о.благочинного, прот. Иоанна, о. настоятеля, прот.Александра, семи священнослужителям и до прихожан, такая совмещенная, 2-х ярусная радостная цветовая подборка цветов у праздничной иконы и вокруг киота преподобного батюшки Серафима.

Как то, по-особенному, это убранство украшало икону и выделялось на пении Тропаря: " От юности Христа возлюбил еси..." и Величания, усиливая слова: "Ублажаем тя, преподобный отче Серафиме и чтим память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов".

Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!  Слава Богу за все!"
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Этими днями прогулялась по просторам и-нета и к своему удивлению нашла еще иные варианты цветочных убранств у иконы преподобного Серафима.
Все фотографии привожу без указания имен исполнителей работ и названий храмов в которых эти иконы * с такими цветочными убранствами, в качестве наглядных примеров деятельности наших цветоукрасителей и всем для размышлений по возникшему цветовому вопросу.))
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
продолжая:
01.jpg (93.31 КБ) [ Скачать ]
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
  и такие фото:
9Lh5hGyVALk.jpg (105.28 КБ) [ Скачать ]
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
В данной теме надеюсь продолжить общение по вопросу цветосочетания для цветочного убранства иконы к празднику Сретения, как с автором Татьяной Завьяловой, так и с участниками форума. 
Большую часть композиции Татьяна построила из переплетающихся полос кустовой хризантемы, но с контрастным цветовым сочетанием белого и бордо. По внутренней же части венка еще яркими точками просматриваются сине-фиолетовые соцветия статицы, а в верхней части венка центральная группа цветов имеет тоже свои цветовые нюансы.
Мы что-то давно не касались вопроса о цветовой составляющей в своих композициях, которая также способна нести в себе большую часть воплощаемого цветами образного сюжета.
Татьяна, если я не ошибаюсь, то вижу, что и в Вашей работе присутствует некая цветовая идея, поделитесь ею?
CAM00105-1.jpg (124.79 КБ) [ Скачать ]
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Да, Людмила Александровна, Вы совершенно правы! В своей работе мне хотелось передать сюжет этого великого праздника Сретения. Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Сретение — это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом. Встреча Ветхого и Нового Завета. Отсюда и переплетение белых и бордовых хризантем. Образ старца Симеона я постаралась передать в виде большой белой хризантемы в центральной части композиции. Рядом едва раскрывшаяся белая лилия, как образ Пречистой Богородицы. 
Симеон Богоприимецбыл человек праведный и благочестивый — по преданию, один из семидесяти двух учёных толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II Филадельф (285—247 до н. э.) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык. Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества пророка Исайи.
С другой стороны хризантемы - совсем нераскрытый бутон лилии - как образ младенца Иисуса. Большая полураскрытая роза с белого цвета с ало-бордовыми кончиками лепестков символизирует вдову Анну-Пророчицу. Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна Пророчица, восьмидесяти четырёх лет, служившая Богу постом и молитвой день и ночь все долгие годы своего вдовства. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нём всем в Иерусалиме.

Ещё два бутона лилии по краям этой цветочной группы и немного в стороне по моему замыслу должны символизировать двух голубиных птенцов, принесённых в жертву Марией и Иосифом. Согласно евангельскому повествованию, на сороковой день после Рождества Христова и по исполнении дней законного очищения Пречистая Богородица вместе со святым Иосифомпришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенцаХриста. По закону Моисееву, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения[2]. При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву. Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом и принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.
Вкрапления сине-голубой статицы внутри композиции - попытка увязать цветочное оформление с цветом праздничного богослужения и облачения священнослужителей в голубые одежды.
CAM00105-1.jpg (124.79 КБ) [ Скачать ]
Изменено: Татьяна Завьялова - 25.02.2015 18:01:42 (размер шрифта)
Цитата
Татьяна Завьялова пишет:
... В своей работе мне хотелось передать сюжет этого великого праздника Сретения. ... Сретение — это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом. Встреча Ветхого и Нового Завета. Отсюда и переплетение белых и бордовых хризантем. Образ старца Симеона я постаралась передать в виде большой белой хризантемы в центральной части композиции. Рядом едва раскрывшаяся белая лилия, как образ Пречистой Богородицы.... 
...С другой стороны хризантемы - совсем нераскрытый бутон лилии - как образ младенца Иисуса. Большая полураскрытая роза с белого цвета с ало-бордовыми кончиками лепестков символизирует вдову Анну-Пророчицу...  
Ещё два бутона лилии по краям этой цветочной группы и немного в стороне по моему замыслу должны символизировать двух голубиных птенцов, принесённых в жертву Марией и Иосифом.....  
....Вкрапления сине-голубой статицы внутри композиции - попытка увязать цветочное оформление с цветом праздничного богослужения и облачения священнослужителей в голубые одежды.


Татьяна
, что и говорить! Все так, но да и не все так! 
Если цветок лилии и бутон успешно справились с отведенными им ролями, то посмотрим на качество центральной белой хризантемы, которой тут надлежало бы быть более свежей, сияющей, радостной при такой долгожданной, но состоявшейся Встрече! Нижние лепестки, готовые у нее вот-вот поникнуть, говорят об усталости цветка а значит и ее образа. Тут можно было бы сослаться и на почтенный возраст, однако, он не в счет при такой  исторической и ликующей Встрече!
 Хорошо понимаю, что еще с этапа заготовки цветов и после их отпаивая на воде - нет 100% уверенности в последующем их качестве. Особенно, когда исключается дублирование и нет возможности иного выбора. 

Не совсем  согласна с тем, что подразумевается в образе переплетение белых и бордовых хризантем. Пожалуй, что тут по цветовому сочетанию белого и бордо более подходит трактовка Образов Богомладенца и Его Пречистой Матери, а сама встреча Вами уже выложена центральным цветочным акцентом в виде большой белой хризантемы и белого бутона лилии. Другое дело, почему этот бутон Вы даете в композиции с противоположной стороны от цветка лилии? Если посмотреть на икону, то старец Симеон, взяв Младенца на руки не отвернулся с ним от Девы, да тут  и сам цветок лилии тоже направлен в другую сторону, т.е. в итоге, в цветочных образа получилось, что не встреча, а спина к спине!  smile:oops:
По-моему, Вам следовало бы розу выставить чуть выше, на место белого бутона, а два зелененьких бутончика не разъединять и в противовес розе,  поставить их вместе, но позади и правее цветка лилии

Что же касается попытки увязать цветочное оформление с .... ,  то, к сожалению, такого вида попыткой не был найден подходящий вариант. В данном случае определить подходящие места в композиции для установки соцветий синей статицы можно было лишь после завершения всей расстановки цветов по задуманной Вами идее. Так считаю, потому, что роль синей статицы  здесь и заключается лишь в том, чтобы  только слегка ею внести в  композицию требующийся  для провязки синий оттенок.

Татьяна, особо не печальтесь!  Очень хорошо, что так подробненько изложили все этапы работы. 
Надеюсь, что эти небольшие недочеты только помогут Вам в творческих трудах. smile:)
02-1.jpg (180.24 КБ) [ Скачать ]
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
Цитата
Цитата
Татьяна Завьялова пишет:
... В своей работе мне хотелось передать сюжет этого великого праздника Сретения. ... Сретение — это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом. Встреча Ветхого и Нового Завета. Отсюда и переплетение белых и бордовых хризантем. Образ старца Симеона я постаралась передать в виде большой белой хризантемы в центральной части композиции. Рядом едва раскрывшаяся белая лилия, как образ Пречистой Богородицы.... 
...С другой стороны хризантемы - совсем нераскрытый бутон лилии - как образ младенца Иисуса. Большая полураскрытая роза с белого цвета с ало-бордовыми кончиками лепестков символизирует вдову Анну-Пророчицу... 
Ещё два бутона лилии по краям этой цветочной группы и немного в стороне по моему замыслу должны символизировать двух голубиных птенцов, принесённых в жертву Марией и Иосифом..... 
....Вкрапления сине-голубой статицы внутри композиции - попытка увязать цветочное оформление с цветом праздничного богослужения и облачения священнослужителей в голубые одежды.
Татьяна , что и говорить! Все так, но да и не все так! 
Если цветок лилии и бутон успешно справились с отведенными им ролями, то посмотрим на качество центральной белой хризантемы, которой тут надлежало бы быть более свежей, сияющей, радостной при такой долгожданной, но состоявшейся Встрече! Нижние лепестки, готовые у нее вот-вот поникнуть, говорят об усталости цветка а значит и ее образа. Тут можно было бы сослаться и на почтенный возраст, однако, он не в счет при такой исторической и ликующей Встрече!
Хорошо понимаю, что еще с этапа заготовки цветов и после их отпаивая на воде - нет 100% уверенности в последующем их качестве. Особенно, когда исключается дублирование и нет возможности иного выбора. 

Не совсем согласна с тем, что подразумевается в образе переплетение белых и бордовых хризантем. Пожалуй, что тут по цветовому сочетанию белого и бордо более подходит трактовка Образов Богомладенца и Его Пречистой Матери, а сама встреча Вами уже выложена центральным цветочным акцентом в виде большой белой хризантемы и белого бутона лилии. Другое дело, почему этот бутон Вы даете в композиции с противоположной стороны от цветка лилии? Если посмотреть на икону, то старец Симеон, взяв Младенца на руки не отвернулся с ним от Девы, да тут и сам цветок лилии тоже направлен в другую сторону, т.е. в итоге, в цветочных образа получилось, что не встреча, а спина к спине! smile:oops:
По-моему, Вам следовало бы розу выставить чуть выше, на место белого бутона, а два зелененьких бутончика не разъединять и в противовес розе, поставить их вместе, но позади и правее цветка лилии
Что же касается попытки увязать цветочное оформление с .... ,  то, к сожалению, такого вида попыткой не был найден подходящий вариант. В данном случае определить подходящие места в композиции для установки соцветий синей статицы можно было лишь после завершения всей расстановки цветов по задуманной Вами идее. Так считаю, потому, что роль синей статицы  здесь и заключается лишь в том, чтобы  только слегка ею внести в  композицию требующийся  для провязки синий оттенок. 

Татьяна, особо не печальтесь! Очень хорошо, что так подробненько изложили все этапы работы. 
Надеюсь, что эти небольшие недочеты только помогут Вам в творческих трудах. smile:)

Людмила Александровна, большое спасибо за такой подробный комментарий моей работы!
 Очень полезно. 

 Забыла о ещё одном "но"... Оазис на каркас был закреплён таким образом, что его узкая боковина оказалась основной рабочей, а более широкая сторона ушла внутрь, т.о. для формирования центральной композиции у меня было очень мало поверхности оазиса и разместить цветы иначе я попросту не смоглаsmile:(
Цитата
Татьяна Завьялова пишет:
Людмила Александровна, большое спасибо за такой подробный комментарий моей работы! Очень полезно.    ...для формирования центральной композиции у меня было очень мало поверхности оазиса и разместить цветы иначе я попросту не смоглаsmile:(

Нет, не согласна! Иначе и не требуется. Тут всего лишь должна поменяться местами расстановка у парочки цветов и отведенного места на оазисе хватило бы.
Татьяна, простите, что ранее не точно дала пояснение о двух зеленых "бутонах-горлицах". Оказывается, что список иконы несколько отличается от того, который я себе представляла. Когда же увеличила фото с иконой, то и мне стали понятны места размещения, как этих двух бутонов, так и соцветий синей статицы. Сделала Вам, на скорую руку, схематичный набросок для предлагаемого мною варианта с иной расстановкой цветов.
CAM00105-1.jpg (124.79 КБ) [ Скачать ]
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Для еще лучшего изучения основ колористики, добавлю-ка в тему вот эту ссылочку с необычной, на мой взгляд, но очень занимательной цветовой развлекалкой-рисовалкой: "Еще одна красивая флэшка"  smile:Dsmile:Dsmile:D   

 http://reanimar.ru/post160239962/

Принцип рисования очень прост: надо лишь по-разному перемещать мышкой стрелку по экрану, т.о. сразу и начинается этот красочный, захватывающий творческий процесс. Зрителям остается только успевать наблюдать за непрерывно меняющейся красочной палитрой на экране!!!
Можно при рисовании добавить еще и музыку. Для этого, слева, чуть ниже экрана нужно выбрать мелодию, нажать на  кнопку воспроизведения и рисовать, рисовать, рисовать......

На фото: показываю снятые на мобильный мои первые рисунки в этой занимательной и воздушной технике.))
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Людмила, спасибо за ссылочку. Увлекательно. )
Но пока не пойму - как это в колористике помогает?
Как-то встречала ссылки у дизайнеров на цветовые схемы и сочетания. К примеру, вот этот очень полезный (по крайней мере для дизайнеров))  http://colorscheme.ru
Изменено: Юлия Кудрявцева - 20.05.2015 00:12:32
Цитата
Юлия Кудрявцева пишет:
Людмила, спасибо за ссылочку. Увлекательно. )
Но пока не пойму - как это в колористике помогает?
Как-то встречала ссылки у дизайнеров на цветовые схемы и сочетания. К примеру, вот этот очень полезный (по крайней мере для дизайнеров)) http://colorscheme.ru


Юля
, правда, действует увлекательно! но чтобы понять, как эта игра-развлекалка сможет помочь Вам в колористике, возможно, что для этого просто надо ею почаще увлекаться? smile:D
Превосходно, что и Вы знакомы с работой этой цветовой схемы http://colorscheme.ru smile;)  

Но, скажу, что еще в 2012 году, в посте # 16 от 31.10.2012, когда советовала всем участникам почаще обращаться за подсказками и помощью именно к этой схеме, знала о ней и ранее)) 
Более того, не так уж и давно, в апреле этого года, в посте 457 от 02.04. 2015, но в другой теме:Помощь в церковном цветочном убранстве, где сообщала Елене да и другим пользователям о возможности применения и в нашей цветоукрасительской работе этой схемы.
 Вы же, Юля, лишь подтвердили мое предложение !
Приятно слышать! smile:Dsmile:Dsmile:D
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Дорогие участники форума!

На праздник Покрова Божией Матери я украсила икону только белыми и розовыми цветами (белая хризантема, розовые розы и гипсофила ), хотя наш батюшка был в облачении голубого цвета, думаю получилось не плохо! smile:)smile:)smile:)

Как вы считаете, можно ли мне было так поступать и не учитывать в убранстве цвет богослужебных облачений на этот церковный праздник?
С уважением, Тамара
Добрый вечер, Тамара. Цветочное убранство к празднику Покрова Пресвятой Богородицы получилось очень торжественное, воздушное, сияющее. Убранство из цветов гармонирует с Образами на иконе праздника, очень точно и в то же время символично передает смысл праздника - Покров Пресвятой Богородицы. Замечательная работа!

Предлагаю Вам поразмыслить о маленьком букетике, который Вы расположили в нижней части аналоя. В чем его смысл и каково назначение? Сейчас очень многие из украсителей в храмах "заполняют" это пространство цветами. На мой взгляд, убирать цветами "междуножье" аналоя совершенно нет никакой необходимости. А в Вашем конкретном варианте, судя по выложенной фотографии, пол застелен ковровой дорожкой с плотным цветочным орнаментом. Букетик + цветочный орнамент на ковре создают излишнюю пестроту. Сами по себе резные деревянные "ноги" у аналоя - уже его естественное украшение. Если бы была фотография данного цветочного убранства в Вашем храме общим планом, тогда можно было бы подумать о других вариантах дополнительного расположения цветов.
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Цитата
Тамара Иванова пишет: "На праздник Покрова Божией Матери я украсила икону только белыми и розовыми цветами (белая хризантема, розовые розы и гипсофила ), хотя наш батюшка был в облачении голубого цвета, думаю получилось не плохо! РисунокРисунокРисунок 

Цитата
Как вы считаете, можно ли мне было так поступать и не учитывать в убранстве цвет богослужебных облачений на этот церковный праздник?
Об этом говорилось и говорится очень много, мнения разные. Конкретных указаний о соответствии убранства из цветов цвету богослужебных облачений на любой праздник НЕТ. То есть церковным каноном установлены определенные цвета облачений священнослужителей и всего церковного убранства (воздухи и покровцы, одежды престола и жертвенника, чехлы аналоя и платы, хоругви и пр.), каждый из них значителен как вещественный церковный символ и как предмет церковного обихода.

Да и само убранство из цветов, честно говоря, не является необходимым для совершения богослужения. Слава Богу, Литургия совершается и может совершаться и при отсутствии цветов! Живые цветы - эти творения Божии вызывают самые трепетные чувства, покоряют взоры и сердца своей красотой, отличаются разнообразием, но это материал хрупкий, недолговечный, привносится в храмы на очень короткое время своей "скоротечной жизни". Поэтому, на мой взгляд, цветочное убранство должно оставаться цветочным, а не церковным.
Другое дело, законы цветосочетания, законы гармонии необходимо изучать и применять в цветочных убранствах в православном Храме, чтобы не нарушать и не разрушать молитвенного устроения, не забивать своими временными цветочными композициями любое свободное пространство в храме, используя приемы все той же светской флористики с какой-то агрессивностью, стремлением закрыть своими " цветочными творениями", к примеру, уже имеющуюся тонкой работы мастеров резьбу на киотах или на иконостасе, которая, кстати сказать, имеет прямое отношение к церковному убранству Храма.

Поделюсь своими размышлениями, почему пришла к такому выводу. В качестве аргументов буду давать ссылки на материалы, размещенные в интернете.

Немного истории. О развитии профессиональной флористики (начало 90-х годов), об инициативах и идеях украшения цветами храмов. Фрагмент из беседы с директором Образовательного центра «ЭФдизайн» Ириной Давыдовой (от 01.09.2008 г.), в котором начал проводиться и проводится «уже который год специализированный курс «Цветы в Православии»:

-  «…В 1994–96 годах мне довелось быть организатором и председателем оргкомитета больших флористических фестивалей «Цветы в Кремле». Это были незабываемые дни и для участников этого праздника, и для его гостей. Профессиональная флористика в нашей стране делала только первые шаги, и проведение таких масштабных мероприятий требовало большого труда.
    В 1996 году Московская Патриархия выступила с инициативой проведения в Кремлевском дворце большого праздника «Пасха в Кремле». Это совпало по времени с проведением нашего фестиваля.
    Пасха, цветы, праздник... Во всех залах дворца — выставки цветов, конкурсных работ, посвященных Пасхе и весеннему возрождению природы. В концертное сценическое действо органично вплетаются флористически выполненные костюмы в народных традициях... Незабываемые впечатления.
    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий посетил этот праздник в Кремле, и я была удостоена чести сопровождать его по выставке, представляя участников и знакомя с особенностями ремесла. Впечатление от этой встречи и всей атмосферы праздника подкрепило нашу идею о создании специального курса «Цветы в храме».
    Наша инициатива по праздничному оформлению цветами пасхальной патриаршей службы в кафедральном Богоявленском соборе в 1997 году была одобрена священноначалием, и затем превратилась в традицию. Мы также работали в Даниловом монастыре, Сретенском монастыре, на освящении храма в Софрино. У нас тогда уже второй год существовала Школа флористики, и наши слушатели и выпускники вместе с преподавателями стали принимать участие в оформлении этих торжественных церемоний.
    Полученный практический опыт подкрепил идею создания специального курса в рамках школы. Его методическую разработку взяла на себя Елена Яковлевна Юдаева, обладающая уникальным опытом методической и преподавательской работы. 
    Однако до реализации этой идеи прошел не один год. Задача требовала серьезного осмысления»...
С полным текстом беседы можно ознакомиться здесь: Библиотека по цветоводству. Цветы в храме. http://flowerlib.ru/news/item/f00/s01/n0000103/index.shtml

В 1996 г. вышла в свет замечательная книга Александра Николаевича Стрижева, прозаика, литературоведа, библиографа, «Цветы и храм». Материалы из этой книги были почти полностью, с небольшими дополнениями (предположительно авторскими - Е.Я.Юдаевой) взяты за основу для написания своих статей по украшению цветами православных храмов. Думается, что на тот момент другой информации было взять особенно негде.

С текстом «Цветы и храм» А.Н.Стрижева можно ознакомиться, пройдя по одной из ссылок http://el-eparhy.ru/cvety-v-xrame/. Приведу лишь цитату из нее, потому что, похоже, неправильное понимание и/или незнание, что означает церковное убранство в храме, а отсюда,  соответственно, неправильная трактовка написанного, привели к сейчас уже повсеместному распространению ОШИБОЧНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, что цветы, которыми убирается храм должны быть такого же цвета, что и облачения священнослужителей. (Жирным шрифтом некоторые слова и словосочетания выделены мной, чтобы обратить на них особое внимание).

«…Подбор растений во многом связан с тем или иным сезоном, со своеобразием местности. Но есть и определенные традиции украшения церквей. В храме все едино, все согласовано. Церковное убранство должно соответствовать облачениям священнослужителей, цвета которых глубоко символичны. Воскресные дни, праздники апостолов, пророков и святителей 
отмечаются в ризах золотого (желтого) цвета. В праздники Богородицы, бесплотных Сил Небесных облачения голубые или белые, в дни памяти мучеников – красные, преподобных и юродивых – зеленые. День Святой Троицы, Духов день, Вход Господень в Иерусалим празднуются в зеленых облачениях. Вознесение и Преображение – в белых. В дни чествования Креста Господня цвет риз – фиолетовый или темно-красный, в посты – темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный.
Растения, используемые для украшения храма, должны гармонировать с основным цветом, присутствующим в тот или иной праздник. Цветы, зелень призваны оттенить и даже выразить духовный смысл отмечаемого Церковью события». 

Теперь для сравнения цитирую фразу, написанную в одной из статей Е.Я.Юдаевой, и также выделю жирным шрифтом некоторые слова для наглядности. «Цветы должны гармонировать с основным цветом отмечаемого праздника, соответствовать облачениям священнослужителей. Воскресные дни, праздники апостолов, пророков, святителей отмечается в ризах золотого цвета. В праздники Богородицы – облачения голубые, в дни памяти мучеников – красные, преподобных и юродивых – зеленые. День Святой Троицы, Духов день, Вход Господень в Иерусалим также празднуются в зеленых облачениях, Вознесение и Преображение – в белых. В дни чествования Креста Господня цвет риз фиолетовый, в Великий пост – фиолетовый, черный». 

Полностью тексты статей можно посмотреть по ссылкам: http://agniyogaineverydaylife.bestforums.org/viewtopic.php?f=15&t=668, http://www.plantopedia.ru/news/details/floristika2/ukrashenie_hrama_tcvetami/, http://hram-ckb1rzd.prihod.ru/cvety-v-xrame/. В этих статьях все очень правильно написано о том, как нужно убирать цветами наши православные храмы, но только на практике получается все с точностью наоборот (в большинстве случаев), все перевернулось с ног на голову, «крупным помолом» тиражируется и быстро распространяется. 

В этих статьях еще есть один интересный момент/рекомендация об использовании искусственных цветов в храме. Но об этом – в другой теме. 

Вот такая закралась ошибочка))) или, может быть, это было придумано намеренно, чтобы хоть как-то отличить украшения цветами в храмах от того, что делается флористами в миру, поскольку приемы и формы используются одни и те же. Бог весть.

Дорогая Тамара и многие-многие другие, ответ на волнующий всех вопрос звучит, видимо, так: растения, используемые для украшения храма, должны гармонировать с основным цветом, присутствующим в тот  или иной праздник, а не соответствовать облачениям священнослужителей. И знать цвет облачений нужно лишь для того, чтобы создать гармоничное цветочное убранство к определенному празднику в православном Храме.
Изменено: Ольга Исаковская - 05.11.2015 13:07:42
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Цитата
Ольга Исаковская пишет:
Цитата
Тамара Иванова пишет: "На праздник Покрова Божией Матери я украсила икону только белыми и розовыми цветами (белая хризантема, розовые розы и гипсофила ), хотя наш батюшка был в облачении голубого цвета, думаю получилось не плохо!
Цитата
Как вы считаете, можно ли мне было так поступать и не учитывать в убранстве цвет богослужебных облачений на этот церковный праздник?
Об этом говорилось и говорится очень много, мнения разные. Конкретных указаний о соответствии убранства из цветов цвету богослужебных облачений на любой праздник НЕТ . То есть церковным каноном установлены определенные цвета облачений священнослужителей и всего церковного убранства (воздухи и покровцы, одежды престола и жертвенника, чехлы аналоя и платы, хоругви и пр.), каждый из них значителен как вещественный церковный символ и как предмет церковного обихода.

Да и само убранство из цветов, честно говоря, не является необходимым для совершения богослужения. Слава Богу, Литургия совершается и может совершаться и при отсутствии цветов! Живые цветы - эти творения Божии вызывают самые трепетные чувства, покоряют взоры и сердца своей красотой, отличаются разнообразием, но это материал хрупкий, недолговечный, привносится в храмы на очень короткое время своей "скоротечной жизни". Поэтому, на мой взгляд, цветочное убранство должно оставаться цветочным , а не церковным .
Другое дело, законы цветосочетания, законы гармонии необходимо изучать и применять в цветочных убранствах в православном Храме, чтобы не нарушать и не разрушать молитвенного устроения, не забивать своими временными цветочными композициями любое свободное пространство в храме, используя приемы все той же светской флористики с какой-то агрессивностью, стремлением закрыть своими " цветочными творениями", к примеру, уже имеющуюся тонкой работы мастеров резьбу на киотах или на иконостасе, которая, кстати сказать, имеет прямое отношение к церковному убранству Храма.

Поделюсь своими размышлениями , почему пришла к такому выводу. В качестве аргументов буду давать ссылки на материалы, размещенные в интернете.

Немного истории. О развитии профессиональной флористики (начало 90-х годов), об инициативах и идеях украшения цветами храмов. Фрагмент из беседы с директором Образовательного центра «ЭФдизайн» Ириной Давыдовой (от 01.09.2008 г.), в котором начал проводиться и проводится «уже который год специализированный курс «Цветы в Православии»:

- «…В 1994–96 годах мне довелось быть организатором и председателем оргкомитета больших флористических фестивалей «Цветы в Кремле». Это были незабываемые дни и для участников этого праздника, и для его гостей. Профессиональная флористика в нашей стране делала только первые шаги, и проведение таких масштабных мероприятий требовало большого труда.
В 1996 году Московская Патриархия выступила с инициативой проведения в Кремлевском дворце большого праздника «Пасха в Кремле». Это совпало по времени с проведением нашего фестиваля.
Пасха, цветы, праздник... Во всех залах дворца — выставки цветов, конкурсных работ, посвященных Пасхе и весеннему возрождению природы. В концертное сценическое действо органично вплетаются флористически выполненные костюмы в народных традициях... Незабываемые впечатления.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий посетил этот праздник в Кремле, и я была удостоена чести сопровождать его по выставке, представляя участников и знакомя с особенностями ремесла. Впечатление от этой встречи и всей атмосферы праздника подкрепило нашу идею о создании специального курса «Цветы в храме».
Наша инициатива по праздничному оформлению цветами пасхальной патриаршей службы в кафедральном Богоявленском соборе в 1997 году была одобрена священноначалием, и затем превратилась в традицию. Мы также работали в Даниловом монастыре, Сретенском монастыре, на освящении храма в Софрино. У нас тогда уже второй год существовала Школа флористики, и наши слушатели и выпускники вместе с преподавателями стали принимать участие в оформлении этих торжественных церемоний.
Полученный практический опыт подкрепил идею создания специального курса в рамках школы. Его методическую разработку взяла на себя Елена Яковлевна Юдаева, обладающая уникальным опытом методической и преподавательской работы.
Однако до реализации этой идеи прошел не один год. Задача требовала серьезного осмысления»...
С полным текстом беседы можно ознакомиться здесь: Библиотека по цветоводству. Цветы в храме. http://flowerlib.ru/news/item/f00/s01/n0000103/index.shtml

В 1996 г. вышла в свет замечательная книга Александра Николаевича Стрижева , прозаика, литературоведа, библиографа, «Цветы и храм» . Материалы из этой книги были почти полностью, с небольшими дополнениями (предположительно авторскими - Е.Я.Юдаевой) взяты за основу для написания своих статей по украшению цветами православных храмов. Думается, что на тот момент другой информации было взять особенно негде.

С текстом «Цветы и храм» А.Н.Стрижева можно ознакомиться, пройдя по одной из ссылок http://el-eparhy.ru/cvety-v-xrame/ . Приведу лишь цитату из нее, потому что, похоже, неправильное понимание и/или незнание, что означает церковное убранство в храме, а отсюда, соответственно, неправильная трактовка написанного, привели к сейчас уже повсеместному распространению ОШИБОЧНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ , что цветы, которыми убирается храм должны быть такого же цвета, что и облачения священнослужителей. (Жирным шрифтом некоторые слова и словосочетания выделены мной, чтобы обратить на них особое внимание).

«…Подбор растений во многом связан с тем или иным сезоном, со своеобразием местности. Но есть и определенные традиции украшения церквей. В храме все едино, все согласовано. Церковное убранство должно соответствовать облачениям священнослужителей , цвета которых глубоко символичны. Воскресные дни, праздники апостолов, пророков и святителей
отмечаются в ризах золотого (желтого) цвета. В праздники Богородицы, бесплотных Сил Небесных облачения голубые или белые, в дни памяти мучеников – красные, преподобных и юродивых – зеленые. День Святой Троицы, Духов день, Вход Господень в Иерусалим празднуются в зеленых облачениях. Вознесение и Преображение – в белых. В дни чествования Креста Господня цвет риз – фиолетовый или темно-красный, в посты – темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный.
Растения, используемые для украшения храма, должны гармонировать с основным цветом, присутствующим в тот или иной праздник . Цветы, зелень призваны оттенить и даже выразить духовный смысл отмечаемого Церковью события».

Теперь для сравнения цитирую фразу, написанную в одной из статей Е.Я.Юдаевой, и также выделю жирным шрифтом некоторые слова для наглядности. «Цветы должны гармонировать с основным цветом отмечаемого праздника, соответствовать облачениям священнослужителей. Воскресные дни, праздники апостолов, пророков, святителей отмечается в ризах золотого цвета. В праздники Богородицы – облачения голубые, в дни памяти мучеников – красные, преподобных и юродивых – зеленые. День Святой Троицы, Духов день, Вход Господень в Иерусалим также празднуются в зеленых облачениях, Вознесение и Преображение – в белых. В дни чествования Креста Господня цвет риз фиолетовый, в Великий пост – фиолетовый, черный».

Полностью тексты статей можно посмотреть по ссылкам: http://agniyogaineverydaylife.bestforums.org/viewtopic.php?f=15&t=668 , http://www.plantopedia.ru/news/details/floristika2/ukrashenie_hrama_tcvetami/ , http://hram-ckb1rzd.prihod.ru/cvety-v-xrame/ . В этих статьях все очень правильно написано о том, как нужно убирать цветами наши православные храмы, но только на практике получается все с точностью наоборот (в большинстве случаев), все перевернулось с ног на голову, «крупным помолом» тиражируется и быстро распространяется.

В этих статьях еще есть один интересный момент/рекомендация об использовании искусственных цветов в храме. Но об этом – в другой теме.

Вот такая закралась ошибочка))) или, может быть, это было придумано намеренно, чтобы хоть как-то отличить украшения цветами в храмах от того, что делается флористами в миру, поскольку приемы и формы используются одни и те же. Бог весть.

Дорогая Тамара и многие-многие другие, ответ на волнующий всех вопрос звучит, видимо, так: растения, используемые для украшения храма, должны гармонировать с основным цветом, присутствующим в тот или иной праздник, а не соответствовать облачениям священнослужителей . И знать цвет облачений нужно лишь для того, чтобы создать гармоничное цветочное убранство к определенному празднику в православном Храме.

Ольга, вместо Тамары я скажу Вам большое спасиБо за этот грамотный и полноценный ответ! Уже прошло как с пол-года, а видела ли она Ваш ответ, читала ли? Вопрос!

 Как прекрасно, доходчиво все Вы изложили о гармонии и тождестве между выбором цветочных оттенков для цветочного убранства у иконы и цветом облачения. Молодец!
Ведь скоро праздник Святителя и Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, Николая! Неужели  в цветочных убранствах у икон на "Николу-летнего" опять во главе цветов будет "сиять" то нелепое цветочное сочетание белого и желтого, подбитое с двух сторон зеленым  рускусом, папортником или салалом? 
Пожалуйста, не забывайте пользоваться и открывайте цветовые схемки.smile;) 
Пробегитесь по теме- в ней уже найдете много подобных образцов и схем. Есть примеры и определение процента  выбора каждой цветовой части для получения гармоничного сочетания в работе. Время еще есть и правильный выбор за нами!
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Цитата
Людмила Бондаренко пишет: Ведь скоро праздник Святителя и Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, Николая! Неужели  в цветочных убранствах у икон на "Николу-летнего" опять во главе цветов будет "сиять" то нелепое цветочное сочетание белого и желтого, подбитое с двух сторон зеленым  рускусом, папортником или салалом? 

Еще раз процитировала свои же слова, размещенные в посте выше #118, почти как год назад, от 17 мая 2016г. С тех пор - столь длительное молчание следует понимать под каким, все-таки, знаком: одобрения  или нет?

Также попрошу всех участников вновь внимательно перечитать и предыдущий пост #117 от 05.11.2016г., выложенный Ольгой Исаковской, чтобы еще и еще раз обратить свое внимание на смысл в приводимой цитаты: 

 "Церковное убранство должно соответствовать облачениям священнослужителей, цвета которых глубоко символичны", - взятой из брошюры А.Н. Стрижева "Цветы и храм".  Церковное, но ведь не цветочное! Надо понимать, что речь тут идет про аналойники и прочую церковную утварь из ткани. 

Все так и есть на самом деле! Не раз и сама видела, как наша старшая по-храму, Ирина Анатольевна, всякий раз, до начала вечернего богослужения и, уточнив у настоятеля цвет облачения у священнослужителей к службе, быстро заменяет все имеющиеся в храме аналойники и пр. на соответствующие облачениям цвета.  

А вот "растения, используемые для украшения храма, должны гармонировать с основным цветом, присутствующим в тот или иной праздник . Цветы, зелень призваны оттенить и даже выразить духовный смысл отмечаемого Церковью события" - поясняет А.Н.Стрижев. 

Далее, кто не в курсе или же забыл, внимательно прочтите и то, когда, кем и каким образом эти два понятия "соответствовать" и "гармонировать" нашли свою ОШИБОЧНУЮ интерпретацию уже в материалах и статьях по церковной, храмовой флористике, в цветочных убранствах и делайте выводы! 
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
В этом разделе хочу ответить на вопрос, заданный Людмилой Александровной в  разделе "Гостинной" по поводу использования в цветочном убранстве на Венчание синего цвета, т.к. свадьба (об украшении которой я пишу) была в синих тонах.

Начну с конца - синие окрашенные  хризантемы во время совершения Таинства Венчания были в тон нарядным элементам у молодоженов и орнаменту рушника. Иконы для Благословения тоже были перевязаны синими лентами. Все это было гармонично и радовало глаз. Признаюсь, что чувство удовлетворённости от успешной работы смешивалось с ощущением неловкости, что я переоблачила Храм Божий в синий ультрамариновый цвет ради прихоти человеческой.

Подобная мысль у меня возникла на стадии подготовки к работе. Но взвесив все "за" и "против" я все таки решилась сделать украшение с использованием синего цвета, хотя заказчики не настаивали, только выразили пожелание.
Хотелось бы прочитать здесь мнение других участников по этому поводу. Или не использовать подобное украшение на Венчание и совсем отказаться от цветоукрашения Икон. Пока на этот вопрос я для себя отвечаю так: это красиво, вызывает у присутствующих радость и умиление, значит это стоит делать.
1.jpg (65.81 КБ) [ Скачать ]
Елена, спасибо за пояснения), как хорошо, что Вы затронули очень нужный и важный вопрос цветочного убранства в храме к венчанию и открыто выразили свое мнение. 

Тоже собираюсь подключиться к разговору о венчании в синих{любых} тонах в храме, тем более, что несколько дней назад, когда уже был готов и мой развернутый ответ, случилось непредвиденное для меня огорчение - потеря текста при ответе и времени на него(( Сделала вывод, благодаря Бога, - поторопилась, а надо бы прежде услышать мнения других участников. 

Кстати, за эти два дня в нашем "полку" прибыло!  Встречаем еще двоих участниц: Софию Христову, нашу прихожанку из Перловки и Татьяну Брюханову из Красноярска - вот им бы и предоставить прежде всех слово! София, Татьяна, как готовы принять участие?
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Доброго дня всем добрым людям! В продолжение разговора, начатого в постах ##117-119 в данной теме (копировать не стала, думаю, интересующимся не составит труда подняться чуть выше и освежить в памяти то, о чем идет речь или вновь прочесть), о цветосочетании, о придуманном флористами "соответствии" цветовой гаммы цветочного материала цветам церковных облачений священнослужителей, хочется разместить следующий небольшой информационный материал о появлении различных цветов облачений.

Цвета церковных облачений

Как появились различные цвета церковных облачений

Изначально облачение делалось белого цвета. Основанием для этого служат строки из Откровения ап. Иоанна Богослова, где говорится, что праведники «омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр. 7:14). О белых облачениях пишут свт. Иоанн Златоуст, свт. Григорий Богослов.

С развитием богослужения стали использовать облачения и других цветов, однако количество цветов и их применение были вариативны. По указанию свт. Симеона Солунского в позднюю византийскую эпоху за богослужением использовалось два цвета – белый и пурпурный. Историк Е. Голубинский пишет, что на Руси восприняли эту практику. Долгое время на этих землях были распространены всего три цвета – белый, темно-красный (багряный) и желтый (золотой). Белое облачение использовалось в воскресенье, в великие праздники, при крещении и отпевании, желтое являлось повседневным, а багряное надевали преимущественно в пост и в праздники, посвященные Кресту Господню. Однако и эта система достаточно условна. Если при соборе имелось богато украшенное облачение, но другого цвета – на праздники использовали его.

Рисунок

В Типиконе, который был учрежден в середине XVII века, всего два указания на цвет облачения: в Великую Субботу перед чтением Евангелия на Литургии нужно надеть белые облачения, а в сам день Пасхи – «весь светлейший сан», то есть чисто белое. Еще одно указание на цвет облачения есть в Постной Триоди: «на вечерне при пении Господи воззвах священник изменяя священническую одежду исходит и кадит». Таким образом, богослужебные книги не говорят, как использовать тот или иной цвет.

Более или менее стройная система цветов облачений в богослужебной практике на Руси возникла только в XVII–XVIII веке и связана с усилившимся западным влиянием. Окончательная система, основанная на использовании пяти цветов, была установлена Папой Римским Пием V во второй половине XVI века. Именно под католическим влиянием возникла идея, согласно которой каждому празднику должно соответствовать то или иное облачение. Однако общей системы вплоть до ХХ века не существовало.

Каждый архиерей или монастырь устанавливали свою. До нас дошла система святителя Филарета (Дроздова). Например, в облачениях голубого цвета святитель Филарет служил по воскресеньям Великого поста, в Великий Четверг, в Рождественский и Крещенский сочельники. Пасхальную заутреню он служил в красном облачении, а Литургию и всю Светлую седмицу – в белом. Подобная ситуация была и в монастырях. Прп. Севастиан Карагандинский, преемник оптинского старчества, описывал дореволюционную практику в Оптиной пустыни. В частности, он говорил, что обычным облачением было красное, в постные дни служили в зеленом, а памяти преподобных – в голубом.

Только в ХХ веке система богослужебных цветов принимает современный вид и фиксируется в «Настольной книге священнослужителя». Однако до сих пор в некоторых епархиях и храмах придерживаются своей цветовой системы. В отдельных Поместных Церквях цвет облачений может отличаться от принятого в нашей Церкви. У одних есть своя система цветов, у других (например, в Греции) она может отсутствать, облачения используют согласно обычаям и традициям.

Таким образом, сложившая сегодня система богослужебных цветов – вопрос больше традиции, чем строгого Устава или правил, и может меняться в храмах. В этом литургическом разнообразии нет ничего плохого, ведь, по словам святителя Афанасия Сахарова, «церковный Устав не терпит однообразия, шаблонности».

Александр Адоменас выпускник ПСТГУ, бакалавр богословия.
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Что означают цвета облачения священников

В современном богослужении облачение престола и богослужебные облачения духовенства бывают разного цвета в зависимости от празднований, которые совершаются во время богослужения, – белого, красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного. Все эти цвета символизируют духовное значение праздников в честь святых и священных событий.

В праздники, посвященные Господу Иисусу Христу, а также в дни памяти пророков, апостолов и святителей цвет облачений царский – золотой или желтый всех оттенков.

В Богородичные праздники (а также Сретение) цвет облачений – синий или голубой, а в дни памяти бесплотных Ангельских сил – белый.

В дни памяти Креста Господня – фиолетовый или темно-красный, знаменующий силу Духа и крестный подвиг Спасителя.

В праздники преподобных и юродивых – зеленый. В зеленых облачениях всех оттенков, символизирующих цвет вечной жизни, празднуются также дни Пятидесятницы, Духа Святого и Вербное воскресенье.

В обычные дни Великого поста служат в черных облачениях, в субботы и воскресенья, Великий Четверг, Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи и Сорок мучеников Севастийских – фиолетовых, в родительские субботы, Лазареву и Великую Субботы – белых, Вербное воскресенье – зеленых, в Субботу Акафиста (и Благовещение, если оно приходится на Великий пост) – синих. Что же касается остальных постов, то цвет облачений в это время не меняется по сравнению с остальными днями церковного года.

Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях, ибо для христиан смерть является лишь переходом в лучший мир. Белый цвет определен и в праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения Господня и Преображения Господня, потому что он знаменует собой Божественный свет, освещающий и преображающий творение Божие.

Праздник Воскресения Христова начинается в белых облачениях в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя, но основной пасхальный цвет – красный с золотом. Красный цвет облачений принят также в дни памяти мучеников, а фиолетовый – в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

источник: сайт Азбука веры

Рисунок
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Еще очень полезный сайт с цветовыми сочетаниями Color in design
Эстетически привлекательный для меня, может кому-нибудь пригодится в работе
Изменено: Наталья Дремина - 23.04.2021 11:23:09
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)