Первая конференция Богословских курсов

30 мая, в конце учебного года, в актовом зале Духовно-просветительского центра прошла Первая Богословская конференция, приуроченная ко Дню славянской письменности. С приветственным словом к гостям и участникам конференции обратился директор Центра священник Олег Мумриков.

Для гостей и участников конференции была организована выставка книг «Свет Разума государству Российскому». На ней были представлены издания из приходской библиотеки, посвященные жизни и трудам просветителей славян, эпохе принятия христианства на Руси, древнерусской литературе, пронизанной Евангельскими сюжетами, а также началу книгопечатания в России и истории славянских шрифтов. Были широко представлены учебные пособия по церковнославянскому языку для детей и взрослых, как использовавшиеся до революции, так и выпускаемые в наши дни, словари церковно-славянского языка, а также православные буквари, соединяющие в себе обучение церковно-славянской грамоте и знакомство с русской православной культурой.

Особое место на выставке занимали дореволюционные издания, хранящиеся в приходской библиотеке и впервые выставленные на широкое обозрение. Эти книги более века несли Свет Разума нескольким поколениям христиан, что конечно, не могло не отразиться на их сохранности. Священник Борис Тимофеев помог определить тип и особенности каждого издания, составить подробное описание каждой книги. Перед началом конференции он познакомил собравшихся с библиотечной коллекцией старинных книг, тематика которых оказалась самой разнообразной. Среди них – издания Священного Писания Ветхого и Нового Завета, различные издания Псалтири, в том числе содержащее увещание ко учителям, как им учить грамоте, и как детям учиться Божественному Писанию и разумению, Жития Святых, Часословы, «Добротолюбие» и журналы «Христианское чтение», издававшиеся Санкт-Петербургской духовной Академией. Особый интерес вызвал огромный том под названием «Щит веры», представляющий собой катехизис старообрядчества. Слушателям курсов, изучающим Историю Русской Церкви, представилась возможность своими глазами увидеть исповедание веры, ставшее причиной раскола Русской Церкви в XVII веке. С особым трепетом рассматривали и старинные листы «Скитского покаяния» и фрагменты акафистов Иисусу Христу и Божией Матери, написанные неким монахом от руки кириллическим шрифтом, ничем не отличающимся от типографской печати.

Участниками конференции стали слушатели выпускного курса, подготовившие доклады по своим дипломным работам, а также слушатели второго курса, посещающие факультатив изучения древнегреческого языка и имеющие возможность боле глубокого постижения догматов веры путем анализа значений слов в греческих первоисточниках.

Вниманию собравшихся был представлен доклад и мультимедийная презентация Елены Петровны Ситниковой и Николая Маркина на тему «Чины ангельские и сотворение невидимого мира», в которой были отражены не только цель творения ангельского мира и ангельские чины, но и подробно с использованием богатейшего иконографического материала представлены особенности и характер каждого ангельского чина, на основе библейской истории освещено их участие в жизни человека: от Авраама до близких к нам по времени святых.

Доклад Любови Викторовны Бычковой «Догмат о Пресвятой Троице. Упоминание о Пресвятой Троице в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов» помог слушателям еще раз убедиться в том, что указание на триединство Божества содержалось уже в Ветхом Завете, хотя и не сознавалось во всей полноте еврейским народом до прихода Христа. Об этом свидетельствуют как многочисленные употребления глаголов множественного числа при существительном Бог, употребленном в единственном числе на языке оригинала, так явление трех ангелов Аврааму, ставшее первым откровением человеку о триединстве Божества. В докладе рассматривалось указание на отдельные ипостаси Божества в Ветхом Завете и откровение о Святой Троице в Новом Завете. Изучение догмата о Пресвятой Троице призвано помочь каждому православному человеку откликнуться на призыв апостола Петра: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать отчет с кротостью и благоговением» (1 Пет.: 3, 15).

Выступление Виктории Серединой «Преподобный Сергий Радонежский, чудотворец и наставник» имел целью познакомить с ролью преподобного Сергия в становлении монашеской жизни на Руси. Близкий и понятный нам монашеский устав преподобного Сергия лишь рождался во времена основания Троице-Сергиевой Лавры. XIII век был переходным временем в истории русского монашества. Формы устройства монашеской жизни не обрели еще определенности, которая бы соответствовала русским условиям. Монашество в то время еще не сделало выбора между киновией (общежитием) и пустынничеством или особножительством. Монастыри в городах или в их окрестностях служили прибежищем для тех, кто искал спасения; лишь иногда подвижники отваживались удаляться в темные, дремучие леса. Игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский, как и основатель русского монашества Антоний Печерский, черпал сокровища духовности и аскетического опыта на Афоне. Пережив эпоху распада Киевского государства и татаро-монгольское иго, века аскетизма и богоборчества, основанный преподобным Сергием монашеский устав, претерпев некоторые изменения, сохранился до наших дней. Изучение его истоков поможет лучше понять глубинные основы русского монашества – настоящей духовной сокровищницы Православия.


В докладе Евгения Вишневского «Данные библейской археологии о пребывании праотца Авраама в Египте» зримо и наглядно была представлена жизнь библейского патриарха и отца народов. Библия не вдается в подробности жизни людей, о которых повествует, не описывает условий, в которых они жили: в ней говорится только о том, что служит святой цели и замыслу Божественного домостроительства. Археологические же изыскания существенно восполняют картину древнего мира, в котором проходила жизнь Авраама и его соплеменников. Изучив в процессе написания дипломной работы весь период жизни Авраама, в своем сообщении Евгений остановился на втором периоде его жизни: от переселения Авраама в Египет до возвращения в землю обетованную. Данные археологии позволяют нам наглядно представить время пребывания праотца в Египте, составлявшее, по мнению ученых, несколько месяцев. В книге Бытие в качестве причины переселения Авраама называется наступление голода в Ханаане. Однако, по свидетельству И. Флавия, Авраам ходил в Египет не только для того, чтобы избежать голодной смерти, но и для исследования египетской религии. Увидев, что египетская религия пуста, он пользовался всяким случаем, показывая истинность веры в Единого Бога. Ясностью своих доводов он приобрёл почитание среди египтян. По словам Иоанна Златоуста, Авраам «сделался для египтян учителем», ибо египтяне на опыте убедились, что Бог пребывает с Авраамом и помогает во всех его делах.

Ирина Кожук познакомила участников и гостей конференции со «Студийским уставом». Богослужебный устав представляет собой совокупность указаний, определяющая структуру и порядок православных богослужений и их сочетаний на все дни года. Книга, в которой устав записан, называется «Типико́н», что в переводе с греческого как раз и означает «образец, устав». В Русской и некоторых других церквях с конца XVII века используется Славянский Типикон, сложившийся в своём современном виде на основе Иерусалимского устава. До XIV века в Киевской митрополии действовал Студийский устав, составленный преподобным Феодором Студитом, настоятелем Студийского монастыря в Константинополе и введённый на Руси преподобным Феодосием Печерским. Знакомство с особенностями Студийского устава, берущего начало в Вифинии, поможет понять преемство литургической традиции в Русской Православной Церкви, особенности устроения монашеской жизни того времени, а также даст возможность более глубокого понимания святоотеческого наследия XI-XIII веков.

Вопросы преемства в Церкви затрагивались и в докладе Валентины Павловны Боковой «Литургия первых веков». На пасхальной вечери Ветхого Завета евреи благодарили Бога за избавление от казни египетской, а также просили Бога пасти народ еврейский, заботиться о нем, облегчать страдания и избавлять от бедствий. Сутью Новозаветного богослужения стала Жертва Христова и Евхаристия – приобщение Телу и Крови воплотившегося Логоса и соединение тем самым с Живым Богом. Исчезло различие между народами. Возможность крещения позволяла каждому «языку» стать наследником Царствия Божия. Однако структура Литургии естественным образом оказалась связанной с Веттхозаветным богослужением. Имея своим истоком Тайную вечерю, на которой было совершено преломление хлеба, Литургия в первые десятилетия представляла собой именно приобщение святых Христовых Таин. Не было, например, еще торжественных облачений, однако естественное чувство благоговения перед Богом и желание выразить свою благодарность Ему в скором времени привело к постепенному складыванию чина Литургии, имевшего естественные заимствования из Ветхозаветного богослужения. К таким заимствованиям можно отнести чтение Священного Писания и толкование на него, получившее впоследствии современный вид священнической проповеди; пение псалмов (помимо псалмов Давидовых, в богослужение постепенно начинали включаться новые песнопения, сочинявшиеся «богомудрыми из братии»), возгласы священников, призывавшие ко вниманию; молитвенные прошения о мире и плодородии, пастырях церкви, царях и всех христианах; благословение народа, поминание усопших и некоторые другие элементы. Особенность Литургии первых веков заключается в том, что чин Литургии только складывался. Отсюда часто молитвы рождались непосредственно в момент Богослужения, песнопения исполнялись впервые, священники из апостолов были свидетелями жизни и крестной смерти Спасителя, христианин, пришедший на Богослужение непременно приобщался Святых Таин, ибо в соединении с Богом видел смысл своей жизни. Отсюда особую ценность для нас представляет исторически сложившийся чин Литургии, основанный на следовании Священному Писанию и Преданию, на непосредственном апостольском преемстве, сохраняющемся в православной Церкви. Бог, оживотворивший собой наше существо, поныне пребывает с нами. Современная Литургия, обогащенная призыванием и прославлением целого сонма христианских святых, современной певческой традицией и гимнографией, является свидетельством Торжества Православия и вечной молодости светильника христианской веры.

Доклад Ирины Анатольевны Фоминой «Страницы жизни Святейшего Патриарха Сергия: Японская миссия» был посвящен важнейшему этапу жизни будущего патриарха Сергия (Старогородского), во многом определившему стратегию его служения в роли предстоятеля Русской Православной Церкви. Одной из главных заслуг Патриарха Сергия является то, что он сохранил Церковь в тяжелейшие годы, провел ее через бури, треволнения и испытания к моменту восстановления патриаршества. Три года (1900-1903) миссионерской деятельности Сергия (Старогородского) в Японии под началом Преосвященного Николая среди язычески враждебного народа под агрессивно-неприязненным оком государственной власти в условиях, когда многим привычным в церковной жизни приходилось жертвовать ради главной цели распространения и поддержания христианской веры, послужили опорой в дальнейшей деятельности будущего патриарха. Именно в этот период сложилось у Сергия (Старогородского) убеждение, что «побеждают не люди, а благодать и истина. Поэтому и самые приемы нашей миссии, – писал он о своем служении в Японии, – носят на себе особый, чисто апостольский отпечаток. Миссия никогда не пыталась поставить свою волю на место Божией, никогда не упорствовала проповедовать, когда убеждалась, что проповедь в данном месте бесполезна, что воли Божией пока нет, чтобы тут была церковь».

Краткие, но емкие и содержательные сообщения слушателей второго курса, посещающих факультатив греческого языка, помогли участникам конференции в понимании важных догматических истин православия. Светлана Крюгер в докладе «Значение слова «Евангелие»» рассказала о происхождении и значении столь привычного любому христианину слова Евангелие, означающего «радостную весть о спасении во Христе Иисусе» и «жанр раннехристианской письменности, в котором повествуется о жизни, смерти и воскресении Иисуса из Назарета». Имея древнее происхождение, слово Евангелие («добрая и радостная весть») в Ветхом Завете употреблялось далеко не во всех житейских обстоятельствах, а преимущественно в применении к мессианским пророчествам, предуказывающим новозаветное царство внутреннего покоя и фактической свободы от ига греха. «Евангелие» для евреев было только предсказанием о славном пришествии Мессии и не имело соответствия в действительности. Во Христе гадательное «besorah» («благая весть» или «Евангелие») сделалось живой реальностью. В новозаветном понимании слово «Евангелие» приобретает следующие значения. Во-первых – это добрая весть о том, что Иисус Христос совершил примирение людей с Господом, снял с людей проклятие первородного греха, и дал им возможность достичь Царства Небесного и спасения своей души. Во-вторых, «Евангелие» – это учение Иисуса Христа, проповедуемое Им Самим. И, в-третьих, это изложение христианского учения о спасении, сначала передаваемое в устной форме, а потом записанное Евангелистами и представляющее собой Священное Писание Нового Завета.

Надежда Игнатьевна Апекишева выбрала для изучения «68 псалом о страданиях Мессии-Христа», содержащий пророчества о Крестной смерти Спасителя. При толковании псалмов, имеющих пророческий характер, важно не просто верное буквальное понимание смысла текста, но уяснение его смысла в контексте событий земной жизни Мессии. В качестве примера достаточно привести 6-ой стих псалма: «Боже! Ты ведаешь безумие мое и прегрешения мои от Тебя не сокрыты». В этих строках безумием именуются страдания Иисуса Христа, то есть то, почитали безумием те, кому был не ведом истинный смысл жертвы. Распятый Христос был иудеям соблазн, эллинам же безумие. Совсем иначе крестная жертва выглядит в очах Божиих. Сын Божий говорит Отцу: «Ты, Отче, предвидел домостроительство крестное и Тебе известны прегрешения, которые я взял на себя».

Темой выступления Виктории Каравановой стала «Беседа Иисуса Христа с иудеями о Небесном Хлебе по 6-й главе Евангелия от Иоанна». Иудеи представляли Мессию как могущественного земного царя. Христос же хотел, чтобы иудеи видели в Нем основателя духовного, небесного царства и раздаятеля вечной жизни. Тем, кто желал всегда получать от него пищу даром, Он отвечает: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда». По замечанию св. Иоанн Златоуста, когда иудеи рассчитывали получить от Иисуса земное благополучие, они признавали, что Его власть от Бога, а когда потеряли надежду на это, начали роптать. Господь же ничего не стал им открывать о Своем рождении, но вместо этого сказал: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец». Назвав Себя Хлебом жизни, Христос дает одну из главных заповедей христианства: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». Итак, начав издалека, Христос теперь уже открыто говорит о чрезвычайной необходимости и спасительности для человека будущего Таинства Евхаристии. Каждый человек, желающий своего спасения, должен с верой приходить к таинству Евхаристии, – вот главный смысл беседы Христа с иудеями о Небесном Хлебе, тот смысл, который каждый из нас должен видеть в этой главе Евангелия, возвещенного нам Иоанном Богословом.

Ряд прозвучавших докладов вызвал вопросы слушателей. Богословская тематика докладов, требующая точного понимания существа проблемы, вовлекла в обсуждение и преподавателей, под руководством которых велась работа над изучением освещавшихся тем. Накануне конференции состоялся набор слушателей Богословских курсов на новый учебный год. Те, кому только предстоит посещать лекции, читаемые священниками – выпускниками Московской Духовной Академии, смогли окунуться в атмосферу богословского поиска и узнали много нового.

В заключение конференции Виктория Караванова  рассказала о своем участии в выездном семинаре Школы православного молодежного актива «Вера и дело», проходившем 6-8 мая 2010 г. Рассказ сопровождался фотопрезентацией. На конференцию были приглашены двое участников выездного молодежного семинара, представлявшие различные православные молодежные организации. Информация о деятельности православной молодежи в других приходах Московской области, безусловно, поможет в создании подобной организации и в приходе, где эта работа только зарождается.

Конференция закончилась праздничным концертом. Тропарь и величание Троицы в исполнении хора Богословских курсов еще раз напомнили собравшимся о Дне рождения христианской Церкви, основы жизни которой призваны донести до каждого занятия на Богословских курсах. Оперная певица Екатерина Малышева, являющаяся слушательницей 2 курса, исполнила арии и романсы немецких, французских и русских композиторов. В исполнении пианистки Марины Рыженковой прозвучала «Баллада ре мажор» Иоганнеса Брамса. Удивительной красоты голос и виртуозное фортепианное исполнение подарили радость всем собравшимся. Присутствуя на таких концертах, ощущаешь величие Бога, наделяющего людей такими талантами и испытываешь необыкновенную благодарность к тем, кто щедро дарит свои таланты ближним.

Фотоотчет


Возврат к списку