О секретах оформления здания и территории Донского храма и Духовно-просветительского центра – рассказ специалиста

Одним из важнейших условий развития нашего Духовно-просветительского центра им. свмч. Георгия Извекова при Донском храме г. Мытищи является обеспечение открытости деятельности Центра для всех заинтересованных людей.

Основными своими задачами центр ставит церковное и общекультурное воспитание детей, молодежи и взрослых, а также миссионерско - просветительскую работу. Центр выстраивает диалог с людьми, приходящими в наш храм. Однако такой диалог не может состояться без создания системы информирования о деятельности Центра всех прихожан. Информационная открытость, правильная организация движения информации на приходе является залогом эффективности просвещения и развития.

Информирование на приходе осуществляется через разные формы. Это и приходские листки, и просветительские листовки в праздники, приходской сайт, приходское консультирование, миссионерские богослужения, а также информационные стенды и объявления.

Мое участие в оформительской работе на территории центра началось летом 2009 года и продолжается по настоящее время. За это время были оформлены: изречения святых отцов и подвижников благочестия, информационные стенды и информационные объявления.

Эта работа велась по поручению и под руководством духовенства – настоятеля храма священника Иоанна Осипова и директора нашего Духовно-просветительского центра протоиерея Олега Мумрикова.

Чтение мудрых изречений святых служит назиданию, утешению современных христиан в их проблемах и духовных исканиях. Жизненно-опытное слово побуждает к исполнению написанного, став маленьким путеводителем в деле духовного возрастания и спасения.

Стенды и объявления создавались для освещения жизнедеятельности нашего прихода: работы подразделений Центра, истории создания храма и о многом другом. А информационные объявления - для оповещения прихожан о предстоящих мероприятиях: концертах, мастер-классах, выставках, лекциях и т.п.

Информационные стенды – это одно из самых эффективных средств размещения информирующих материалов в пределах непосредственной досягаемости людей. Их отличает наглядность, универсальность, максимальная доступность информации, а также удобство в расположении и использовании. На информационных стендах размещается различная текстовая информация ознакомительного, просветительского, миссионерского, а также отчетного характера. Например, информационные объявления помогают всем желающим участвовать в постоянно проходящих мероприятиях.

Наличие информационных стендов и объявлений в центре создает правильную организацию движения информации на приходе, помогает поддерживать достойный ритм приходской жизни, сохранять целостность и единство общины, развивать ее, больше взаимодействовать внутри себя, а подразделениям Центра – между собой. Это объединяет прихожан для служения Церкви.

Создать хороший информационный стенд, который справится с возложенными на него задачами – целое искусство. В этом деле много мелочей, которые могут свести «на нет» все усилия оформителя. Чтобы привлечь внимание и интерес зрителя, активизировать его восприятие, нацелить в нужном направлении сознание, а, главное, донести актуальную и точную информацию, необходимо учитывать основные требования, предъявляемые к оформлению и размещению стендов на территории храма. Эти требования основываются на психологических особенностях восприятия человека. Поэтому при размещении стенда и объявления на территории храма, нами учитывались следующие особенности:

1) стенд должен располагаться в удобном для чтения месте, находиться на уровне глаз для комфортного восприятия предложенной информации;

2) необходимо регулярно заменять устаревшую информацию на актуальную;

3) информацию на стендах или объявление нужно дублировать - располагать в нескольких местах - на территории и за территорией храма, чтобы доступ к ней был, даже когда храм закрыт.

При создании и оформлении информационного стенда и объявления нами учитывались следующие требования:

1) выразительность композиции изображения (гармоничность стилевого и цветового решения в соответствии с архитектурой храма и центра);

2) выделение ведущей темы стенда или объявления;

3) владение необходимыми знаниями в области дизайна, компьютерных технологий (графическими редакторами) и, конечно же, православного вероучения;

4) информационный стенд или объявление должны быть заметными и привлекательными с большого расстояния.

Создание и оформление изображения для стенда велось нами по определенному алгоритму действий:

1) директор Центра предлагал мне осветить деятельность определенного направления центра. Таким образом, появлялась тема для стенда;

2) руководитель подразделения давал мне необходимую исходную информацию для оформления: текст, фотографии, иногда, название стенда;

3) а затем мной создавался макет изображения с помощью специальных компьютерных программ и знаний основ дизайна с учетом пожеланий руководителя подразделения;

4) затем это изображение выводилось на печать.

Разработка стендов и объявлений – это, безусловно, процесс творческий. Поэтому изысканность и оригинальность дизайнерского решения стенда помогает значительно увеличивать восприятие информации, размещенной на стенде, максимально привлечь внимание и заинтересовать.

Найти удачное решение в оформлении помогают основные средства художественной выразительности композиции, которые применяются в дизайне любого направления. Это: гармония - основа композиции, контраст, цвет, баланс, форма, ритм, акцент. Активными художественными элементами являются также: шрифт, свободное пространство – фон, полноцветные элементы (фотография, клипарт), симметрия, асимметрия. Источник творческого вдохновения - неотъемлемая часть создания выразительной композиции.

Все стенды и объявления созданы с использованием всех вышеперечисленных средств художественной выразительности для воплощения определенной темы.

Использование компьютерных технологий при создании изображений (графических редакторов Adobe Photoshop и CorelDRAW) позволяет легко получать высококачественные макеты для воспроизведения изображений любой сложности с фотографической точностью, на различных материалах, необходимого размера и в любом количестве. Все изображения стендов и объявлений можно размещать на нашем сайте.

Необходимо отметить и значение богословских знаний в оформительской работе, так как она подразумевает катехизацию, просвещение и воцерковление прихожан.

Подводя итоги, можно сказать, что соблюдение всех вышеперечисленных условий и требований при разработке стендов и объявлений позволило систематизировать оформительскую работу центра, сделать ее более удобной и продуктивной, а также вывести ее на новый качественный уровень. Это помогает нашему Духовно-просветительскому центру целостно и системно выполнять миссионерскую и просветительскую работу.

На наш взгляд, накопленный опыт и систематизация наработок в области информационной оформительской деятельности будет полезна практической стороны. А при создании единого интернет-пространства для духовных центров по всей России миссионеры могли бы, например, напрямую обмениваться друг с другом накопленным опытом в решении задач православной миссии.

Было бы ценным и активное участие прихожан в обсуждении развития концепции оформления территории храма и Духовно-просветительского центра – ждем Ваших предложений и пожеланий!

Ольга Кузьмина, дизайнер-оформитель,
выпускница Богословских курсов 


Возврат к списку