Стили, техники и технологии составления цветочных композиций для церковных праздников, Знакомство с различными стилями, техниками, технологиями, а также делимся своим опытом, полученным из личной практики проведения работ и полезными советами; информируем о различных сопутствующих материалах, аксессуарах, используемых инструментах и т.п.
Ольга Исаковская пишет:
Цветочное убранство к празднику Вознесение Господне. Георгиевская церковь. с.Алешино. 21 мая 2015 г.
Ольга, подскажите пожалуйста какие цветы и зелень Вы использовали?
Доброго дня всем форумчанам и Вам, Ксения. Ответ на Ваш вопрос решила разместить здесь, в "Стилях...", потому что в этот раз, когда собирала цветочное убранство к празднику Вознесения Господня, мне удалось сделать пошаговые фото, может быть, они тоже будут полезны для интересующихся.
Цветы и зелень, которые я использовала. Были куплены белые розы "Аваланж" - коротенькие для использования в убранстве вокруг иконы, они оказались разной степени раскрытости, что, собственно, мне и было нужно. Веточки прекрасной спиреи острозазубренной, или спиреи Аргута, или как ее в народе называют "невеста", пожертвовала к празднику р.Б. Валентина, моя соседка. Остальные растения все взяты из собственного сада: цветоносы незабудочника или Бруннеры сибирской с голубыми цветками, веточки дерена белоокаймленного, веточки кизильника блестящего, веточки зацветающей яблони Недзвецкого, а также использовала листья от роз. На фотографии цветов немного больше по ассортименту, так как их предполагала использовать для убранства к иконе святителя Николая Чудотворца.
Все растения были приобретены и срезаны накануне и на ночь поставлены на воду. В воду с розами добавила чуть-чуть "Аси". В качестве основы использовала отбитую трубку, напитанный водой и завернутый в пленку оазис флористической лентой привязала к основе и в некоторых местах дополнительно зафиксировала обычным тонким канцелярским скотчем. Поскольку драпирующего оазис материала (веточки дерена и кизильника) было достаточно, закрывать оазис листьями не понадобилось. Сначала задекорировала нарезанными веточками кизильника внутреннюю и внешнюю поверхность брусочков оазиса боковых сторон дуги, располагая их достаточно свободно, не очень плотно. Затем - размещала розы, веточки дерена пестролистного и листья от роз на фронтальной части.
Розы на боковых частях дуги располагала от более мелких внизу к более раскрытым к центральной части композиции, и, конечно же, устремленных к Небу, а не к созерцателям)))
Далее, декорировалась центральная часть дуги-основы. Внутренняя часть - голубые цветки незабудочника, центр всей композиции - крупная роза с прилегающими листьями и, конечно же, белоснежная спирея.
Вот, собственно, и все. Цветочное убранство готово к перемещению в Храм. Еще один нюанс. Листья от роз слегка, мягкой кисточкой, были смазаны растительным маслом для получения небольшого глянца. Иначе зеленые листики кизильника блестящего, имеющие естественный блеск, сильно выделялись, а листья розы казались немного тусклыми. Блеском для листьев я не пользуюсь, все же смущает резкий запах этого средства.
К слову сказать, цветы, приготовленные мною к убранству иконы святителя Николая Чудотворца, были использованы совершенно иным образом. Золотистые розы просто поставлены в вазы к двум настенным иконам Святителя, а, зная легкость трансформации основы для убранства и удобство в этом плане, праздничная аналойная икона святителя Николая Чудотворца была размещена настоятелем о.Романом на день праздника на этом же аналое, хотя размеры иконы значительно больше. На следующий день - икона Вознесения Господня вновь заняла свое место. Единственное, что мне пришлось сделать, - это заменить немного примятые и привядшие поэтому цветки незабудочника на небольшие веточки пестролистного дерена))), а из оставшихся цветов и веточек - сделать маленькие букетики для наших маленьких прихожанок, присутствующих в эти дни на богослужениях))). Цветки яблони, которые были в бутонах, не только не увяли, но раскрылись))) Фото было сделано на мобильный, прошу извинить за качество.
Ольга Исаковская пишет:
Цветочное убранство к празднику Вознесение Господне. Георгиевская церковь. с.Алешино. 21 мая 2015 г.
Ольга, подскажите пожалуйста какие цветы и зелень Вы использовали?
Доброго дня всем форумчанам и Вам, Ксения. Ответ на Ваш вопрос решила разместить здесь, в "Стилях...", потому что в этот раз, когда собирала цветочное убранство к празднику Вознесения Господня, мне удалось сделать пошаговые фото, может быть, они тоже будут полезны для интересующихся.
Цветы и зелень, которые я использовала. Были куплены белые розы "Аваланж" - коротенькие для использования в убранстве вокруг иконы, они оказались разной степени раскрытости, что, собственно, мне и было нужно. Веточки прекрасной спиреи острозазубренной, или спиреи Аргута, или как ее в народе называют "невеста", пожертвовала к празднику р.Б. Валентина, моя соседка. Остальные растения все взяты из собственного сада: цветоносы незабудочника или Бруннеры сибирской с голубыми цветками, веточки дерена белоокаймленного, веточки кизильника блестящего, веточки зацветающей яблони Недзвецкого, а также использовала листья от роз. На фотографии цветов немного больше по ассортименту, так как их предполагала использовать для убранства к иконе святителя Николая Чудотворца.
Здравствуйте, Ольга. Спаси Господи за подробный и наглядный ответ.
Доброго утра всем добрым людям) Ксения, ответ на Ваш первый вопрос - об использовании цветков гладиолуса - дан в этом же разделе "Стили, техники и технологии ..." в постах ## 107-111, в них Людмила Бондаренко очень подробно с фотографиями рассказывает об одной из своих работ, как раз используя цветки гладиолуса.
По второму вопросу Вы можете почитать ответ Ирины Шандровской на аналогичный вопрос, в свое время заданный участниками нашего форума, в разделе "Первые шаги....." посты ## 219-220, в котором очень подробно об этом написано))).
Поделюсь своим опытом: оборачиваю брусочки с мокрым оазисом кусочком пищевой пленки в один слой, стараясь сделать так, чтобы пленка максимально плотно прилегала к брусочку, подворачивая внутрь боковые края пленки. Когда оазис уже будет прикреплен к какой-то основе, перед тем, как поставить срезанный цветок, пользуюсь обычным шилом, предварительно прокалывая дырочку в нужном месте, а затем уже ставлю цветок. Можно использовать острый краешек флористического или канцелярского ножа, которым работаешь.
Еще в "Фотогалерее участастников форума" на 15 странице пост # 351 есть несколько фотографий цветочного убранства для Престольного праздника в храме Всецарица г.Керчи, над которым работала Ирина Шандровская. На мой взгляд, очень интересная работа. Помощи Божией Вам, Ксения, в работе)))
Ксения Леванова пишет:
Здравствуйте , подскажите пожалуйста простоят ли одиночные цветки гладиолуса 2-3 дня в оазисе или в гирлянде
Простоят, если Вы прежде правильно подготовите цветы гладиолуса для установки их на оазис не отдельно взятыми со стебля, а с его кусочками и сделаете на них длинные косые срезы, которые уже будут плотно прилегать внутри оазиса.
Пояснения на фото.
Как и обещала, размещаю фотографии с небольшими пояснениями по ассортименту используемых растений и по способам крепления основы для них в процессе приготовления цветочных убранств к некоторым уже прошедшим праздникам: дню памяти св.апостолов Петра и Павла, к образу Божией Матери Казанская, к празднику Преображение Господне, к Успению Пресвятой Богородицы.
День памяти Всехвальных и Первоверховных апостолов Петра и Павла. Георгиевский храм. с.Алешино
Немного о растениях, которые были использованы. Во-первых, совершенно неожиданным образом, на обочине по дороге в храм, рядом с засеянным кукурузой полем, мне на глаза попался просто чудесный "букет" из колосьев пшеницы! Откуда он взялся, Бог весть. Во всей округе ничего подобного мы больше не обнаружили. Поэтому основой для убранства к праздничной иконе апостолов Петра и Павла послужили именно эти пшеничные колосья! Вариант использования колосьев в венке мне, честно говоря, совсем не нравится: собранные и направленные вверх, они напоминают герб; а направленные вниз - вообще непонятно что. Поэтому, чтобы сохранить природную красоту хлебного злака - пшеницы, было принято решение оставить колосья в таком виде, как они растут на поле, поставив их в вазы рядом с аналоем.
Для цветочного убранства самой праздничной иконы были использованы листья и цветки водосбора, цветки рудбекии, цветки и листья хосты, вербейник, мелколепестник однолетний, нивяник или ромашка, цветки календулы, цветущие веточки астры осенней, цветки тысячелистника, веточки жимолости Брауна фуксиевидной, несколько цветков бархатцев, цветущие веточки лапчатки "Голдфингер".
Основой для крепления флористической губки послужил кусочек оргстекла с высверленными в нем отверстиями и кусочек металлопластиковой трубки, предварительно хорошо отбитой молотком, которая была согнута в виде дуги.
Сначала, предварительно напитанный водой оазис, плотно завернутый в пищевую пленку, привязывается к дуге, а затем дуга крепится к кусочку оргстекла.
На фотографиях вроде бы все видно и понятно, поэтому пояснения больше не нужны. На всякий случай внизу каждой фотографии проставлены номера по порядку, по которым можно легко ориентироваться.
Далее идет наполнение растительным и цветочным материалом собранной конструкции. Сначала внешний край оазиса декорируется листьями в данном случае водосбора, затем - устанавливаются остальные растения. К сожалению, очень подробно, по этапам сделать фото мне не удалось, времени оставалось совсем мало, но, думается, что и так более менее все понятно))).
К сожалению, сфотографировать процесс установки специально оставленных растений в вазы мне не удалось, поэтому только размещаю фотографии уже в конечном варианте. Стеклянные вазы разной высоты были заполнены влажным оазисом. Когда растения были установлены, немного подлили воды. Вазы слегка задекорированы колосьями и закреплены флористической лентой.
Цветочное убранство к образу Божией Матери Казанская. Храм вмч. и Победоносца Георгия. с.Алешино. 2015 г.
За основу для крепления брусочков оазиса был взят прошлогодний венок из веток дерена. Он сам по себе легкий, и предполагалось, что и цветочное убранство будет тоже легким, состоящим из небольших цветочных фрагментов.
Веночек к праздничной иконе Казанской Богородицы я собирала дома за несколько часов до вечернего богослужения. Икона Божией Матери Казанская по размеру совсем небольшая, поэтому хотелось, чтобы и цветочное обрамление было легким и воздушным.
Нарезанный на маленькие брусочки и завернутый в пленку оазис прикрепляла к основе из веток на этот раз не флористической лентой, а обычной проволокой для подвязки растений.
Вы, наверное, обратили внимание на присутствующую на фотографиях "заветную" коробочку с названием Hyundai. На всякий случай объясню для чего она: поскольку аналой, на котором размещается венок, имеет определенный угол наклона, то, соответственно, для удобства в работе, для правильного размещения цветочного материала специально используется определенной высоты возвышение. В данном случае - это вот такая коробочка))).
Растительный материал, который был использован: один цветок белой лилии, цветки колокольчика сборного или скученного, цветущие веточки спиреи Дугласа, цветки фасоли декоративной, листья и цветки астильбы, мелколепестник однолетний, поповник или ромашка, несколько соцветий тысячелистника белого и розового цветов, соцветия белого цвета плетистой розы мелкоцветковой. Все растения были срезаны из собственного сада, поставлены заранее на воду и использованы в данном цветочном убранстве.
Вроде бы с этим тоже все понятно, хочу остановиться только на одном эпизоде. Когда я устанавливала в самом центре цветок лилии, а мне представлялось, что он должен быть чуть наклонен вправо, пришлось сделать несколько отверстий в оазисе, а лилия никак "не хотела вставать" на свое место. Я уже начала паниковать, лишние проколы и срезы стебля совсем не были нужны(((. И вдруг цветок, наконец, занял свое место, плотно соприкасаясь с оазисом, но... получился развернутым в левую сторону.
Итак, работа была закончена и готовый веночек мы повезли почти к началу вечернего богослужения.
Каковы же было мое удивление и растерянность, когда на аналое я увидела совсем другую икону Матери Божией Казанская, которая была размещена в совершенно другом по размеру киоте!!! Увидев мое смущение, настоятель, о.Роман, как-то очень спокойно взял веночек и "надел" его на уголки киота. Причем венок держался так плотно, что можно было спокойно нести икону в вертикальном положении))). Для сравнения дам фото с цветочным убранством прежней иконы Богоматери Казанская.
Возвращаясь к лилии. Она получилась как бы связующей между иконой Казанской Богородицы на иконостасе и праздничной иконой на аналое, чуть повторив собой наклон лика Матери Божией на аналойной иконе. Дивны дела Твои, Господи.
Вазы с колосьями пшеницы, по просьбе о.Романа, были оставлены, только убраны увядшие цветы и заменены на свежие к празднику образа Пресвятой Богородицы Казанская.
Цветочное убранство к празднику Преображения Господня. Георгиевская церковь. с.Алешино. 2015 г.
Фотоотчет об этом цветочном убранстве удалось сделать довольно подробным. Поэтому, чтобы никого не утомлять долгими рассказами, очень коротко расскажу о растениях. Мне Бог послал волею случая, а в этом я просто не сомневаюсь, букет васильков, о которых я так мечтала, чтобы использовать их в убранстве в честь образа Божией Матери Казанская))).
И еще один момент: я не декорировала внешнюю сторону оазиса привычными зелеными листьями, а использовала только мелко нарезанные веточки солидаго, располагая их в шахматном порядке в два ряда, на фотографии это хорошо видно. Таким образом, внешняя сторона получилась легкой и ажурной.
В качестве основы - арка из трубки, на фото тоже все подробно показано.
Какие были использованы растения: цветущие ветки солидаго, васильки, цветки рудбекии, цветки астры белого цвета, цветки гортензии древовидной белого и чуть зеленоватого оттенков, цветущие зонтики укропа огородного, веточки дерена белоокаймленного, цветки лилейника красного цвета, два цветка цинии красного и оранжево-лососевого цветов.
Еще раз повторюсь, что оазис с внешней стороны арки закрыт только цветущими веточками солидаго, а со внутренней стороны - соцветиями гортензии - от светло-зеленого к белому.
Далее идет наполнение цветочным материалом боковых сторон арки. Цветы располагаются не хаотично и не симметрично, в соответствии с предварительным эскизом и образной идеей к празднику Преображения Господня. Каждая из сторон имеет свой цветочный орнамент.