О. Дмитрий, уточняю. Шумиха возникла не только из-за этого фильма, но и сам фильм является шумихой по теме неустроенности российской жизни. Если же вы вспомнили Писание, то само Писание шумихой не является. Вокруг него было и ломается много копий, но само по себе оно касается человека и его отношений с Богом, какая уж тут шумиха? А вот этот фильм содержит в себе оценку нашей реальности. Причем, по моему мнению, искаженной реальности. Он сам в себе несет уже смысл, он не отражает события, он их искажает в угоду своему взгляду на то, какими должны быть, по мнению автора, эти события. Думаю так понятнее, что я имел в виду в правиле о шумихе.
Цитата |
---|
свщ.Дмитрий Ведяшкин пишет:
Все слои общества оскотинились, и Ваш, многоуважаемый kdl тоже, как и мой. Поэтому, что плохого увидеть это и очередной раз попытаться изменить образ жизни. |
Это банальность, о.Дмитрий. Мир катится в бездну, все кончится плохо - это штампы, которые уже просто надоели и которые просто мешают взгляду внутрь себя. Мне не нужен этот или какой-то другой фильм, чтобы изменить себя. Я вообще с трудом представляю, как фильм может изменить меня. Изменить меня могу только я сам, да и то при наличии помощи свыше. Фильм может помочь мне увидеть то, чего я не вижу в себе сам. Но что этот фильм помогает увидеть, например, мне? Что есть продажные люди? Пардон, но это опять штамп. Продажный человек, вообще-то тоже человек, со своими маленькими радостями и сам себя весьма часто продажным не считает. И цели его почти наверняка не содержатся только в желании в любой ситуации быть продажным. А что, мы, что ли, не продаемся постоянно, каждый день в разных ситуациях и по разному поводу? К чему мне нужен постоянный рефрен о продажности власть предержащих? А что, автор фильма, оказавшись при власти, смог бы избежать искушения продажности?
Вот, в качестве иллюстрации приведу слова из курса лекций Ермишина "Религиозная антропология", прочитанного в ПСТГУ и выпущенного отдельной книгой. Купил при случае в Новоспасском монастыре. Он пишет и цитирует Исаака Сирина:
"...Пафос этой возвышенной идеи божественного предназначения человека свойственен и архим. Софронию, что роднит его с прп. Симеоном Новым Богословом. Указанную тенденцию можно обозначить как святоотеческую антропологию обожения, в отличие от более распространенной антропологической традиции, описывающей падшее состояние человека, его страсти и способы борьбы с ними. Вместе с тем, по слову Исаака Сирина, если подвижник будет размышлять только о падении и страстях, то его духовный опыт будет недостаточен: "...он только сосредоточен на страстях и упражняет ум свой. Но если он размышляет о Боге и изумляется свойствам Его и исследует одного лишь Бога, он просветляется... <...> Ни красота служения, ни знание состязаний и борений,ни мысленное противостояние страстям не составляет цели надежды, которая нам проповедана...<...> Как можем мы умудриться и ощутить это, если мы только в противостоянии и противоборстве страстным помыслам, в спорах с ними и постоянной заботе о них пре бываем ночью и днем?" В данном случае прп.Исаака вовсе не отрицал пользы размышлений о негативной стороне аскетического подвига, он только указывал на одностороннюю сосредоточенность на негативной антропологии, на то, что духовный опыт, основанный исключительно на ней, может утратить подлинно евангельское измерение "благовестия надежды", направленной на преображение и воскресение человека."
Если не ошибаюсь, приблизительно об этом же говорит и уважаемый вами Порфирий Кавсокалевит. Мне кажется, этот фильм именно ввергает человека в "негативную антропологию". Заставляет в ней существовать и смотреть на мир ее глазами. Зачем? Я могу предположить, что человеку в состоянии постоянного негативизма и чернухи, которой и так достаточно в реальной жизни, этим фильмом в подсознание вносится мысль - это правило жизни, свыкнись с тем, что никакого просвета нет, вокруг все ложь и нечего нет светлого в мире. Человек ставится у стенки, а не у двери, за которой есть выход. Дальше что? Биться головой об стенку? Или искать выход? А выхода фильм не показывает. Его просто нет по фильму. Тот выход, который показан там, это опять тупик и стена.
В этом и есть главная моя претензия к такого рода фильмам. Он ничего нового ни о человеке, ни о мире не говорит. Он только сосредотачивает внимание человека на том, что любой человек так или иначе видит и в мире и в себе. Это тупик. Это отвращает человека от небесного и заставляет вариться в земном. Нет, конечно, наверное, есть люди, для которых рассказанное в фильме является откровением. Но мы ведь с вами не дети, так ведь?