Факультативные и выездные практические занятия форума "Цветы и храм" при Духовно-просветительском центре в Перловке., Практическое приложение к форуму "Цветы и храм".Консультации для желающих - в день проведения занятий или МК !!! Схема проезда к нам: см. в 11-м сообщении.
Думаю многих будет интересовать вопрос -" А в какой приоритетной цветовой гамме использовать цветы и различные материалы в украшении храма на Успение Божией Матери?" После обсуждения данного вопроса с двумя настоятелями и Людмилой Александровной вот, что получилось:
- обязательно должен присутствоватьбелый цвет - цвет погребения, печали и прощания;
- голубой цвет обозначает успение не кого либо , а именно Божией Матери;
- розовый цвет обозначает постоянное присутствие, жизнь Богородицы на земле с нами в скорбях, болезнях и искушениях. Как описывалось в Патерике, что Божией Матери нет в Раю потому, что она денно и нощно находится на земле, помогая немощным, больным и убогим.
Вот такое мини-расследование у меня получилось
Всем украсительницам желаю Помощи Божией в предстоящей подготовке храмов к Великому празднику и Покрова Божией Матери.
Анастасия Орлова пишет:
Думаю многих будет интересовать вопрос -" А в какой приоритетной цветовой гамме использовать цветы и различные материалы в украшении храма на Успение Божией Матери?" После обсуждения данного вопроса с двумя настоятелями и Людмилой Александровной вот, что получилось:
- обязательно должен присутствовать белый цвет - цвет погребения, печали и прощания;
- голубой цвет обозначает успение не кого либо , а именно Божией Матери;
- розовый цвет обозначает постоянное присутствие, жизнь Богородицы на земле с нами в скорбях, болезнях и искушениях. Как описывалось в Патерике, что Божией Матери нет в Раю потому, что она денно и нощно находится на земле, помогая немощным, больным и убогим.
Вот такое мини-расследование у меня получилось
Всем украсительницам желаю Помощи Божией в предстоящей подготовке храмов к Великому празднику и Покрова Божией Матери.
М. Анастасия, а почему именно розовый цвет обозначает постоянное присутствие?
Анастасия Орлова пишет:
Думаю многих будет интересовать вопрос -" А в какой приоритетной цветовой гамме использовать цветы и различные материалы в украшении храма на Успение Божией Матери?" После обсуждения данного вопроса с двумя настоятелями и Людмилой Александровной вот, что получилось:
- обязательно должен присутствовать белый цвет - цвет погребения, печали и прощания;
- голубой цвет обозначает успение не кого либо , а именно Божией Матери;
- розовый цвет обозначает постоянное присутствие, жизнь Богородицы на земле с нами в скорбях, болезнях и искушениях. Как описывалось в Патерике, что Божией Матери нет в Раю потому, что она денно и нощно находится на земле, помогая немощным, больным и убогим.
Вот такое мини-расследование у меня получилось
Всем украсительницам желаю Помощи Божией в предстоящей подготовке храмов к Великому празднику и Покрова Божией Матери.
М. Анастасия, а почему именно розовый цвет обозначает постоянное присутствие?
По-моему, тут просто понять почему розовый получается, ведь голубой -это Богородичный, а постоянно присутствующая жертвенная любовь Матери Божией ко всем,- красный. В их цветовом сочетании и получается розовый тон.*
*) Для продолжения начатого разговора был произведен перенос сообщений, т.к. для рассмотрения возникшего вопроса у нас есть специальная тема Основные принципы цветосочетания при работе над цветочным убранством в храме и где, ровно год назад, в посте#16, от 31.10.12г. приводила ссылку для наглядной убедительности различных цветосочетаний.
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]
Анастасия Орлова пишет:
Дорогая Людмила Александровна!
Да, Вы совершенно правы- уже поздновато было сообщено о мастер классе на Успение. Но это не отменяет нашего приглашения Вас в наш храм. Всегда рада находиться рядом , когда Вы создаёте свои "цветочные тропари" и всегда выношу после этого очень много нового и познавательного.
Спаси Господи!
Действительно, принимая Ваше приглашение, думаю, что составляя общую программу и число МК либо в виде курса, то тут, в первую очередь, будет разумнее поступить с учетом интересов самих участников и выбирать к рассмотрению темы, именно, из волнующих их проблем и желающих принять участие в намечаемых МК, в ноябре-декабре, организуемых при Вашем красивом, старинном храме Св. Николая, на Рогожке, на Таганке, в Москве.
Вопрос целевого взноса предполагается через пожертвование от каждого участника.
Если нужны будут: приобретение цветочно-растительного материала, организация трапезы, а также и выдача соответствующей справки об участии в МК, то эти вопросы решаемы, но отдельно.
Свои сообщения с предложениями тематики и заявки на участие можно давать в этой теме, писать на нашу почту форума или же днем звонить мне по тел.8-910-470-06-39.
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]
Эххх... я бы с удовольствием поучаствовала да еще и в храме Св. Николая Угодника!!! Но как раз в ноябре-декабре меня ждет другое волнующее событие)) Так что желаю всем участникам продуктивной, творческой работы во Славу Божью!!!
Элина Помпаева пишет:
Эххх... я бы с удовольствием поучаствовала да еще и в храме Св. Николая Угодника!!! Но как раз в ноябре-декабре меня ждет другое волнующее событие)) Так что желаю всем участникам продуктивной, творческой работы во Славу Божью!!!
Элина! Спаси Господи, Вас за Ваше откровенное мнение и отзыв к предстоящим, в храме Св. Николая, нашим практическим встречам.Искренне сорадуюсь вместе с Вами о произошедшем в Вашей семье долгожданном и волнительном событии!
Как в таком случае шутят педагоги: "Вам - зачет автоматом!!!
Особо и не печальтесь по поводу того, что не сможете сейчас присутствовать, успеете: пока, мне еще никто так и не направлял свои, интересующие по специализации вопросы для включения их в рассмотрение на МК, да и это быть может и хорошо, т.к. за истекший период времени мне пришлось еще найти основы и теоретически поработать некоторые, важные моменты из области Цветочной "механики" и их успешно выстроить для будущих цветочных работ. Помните, есть Механика космического полета, а у нас, по аналогии, теперь же можно назвать Механикой цветочного "полета"!
Подумала, действительно, что повторять то, о чем почти всем храмовым цветоукрасителям уже известно, а вот, после просмотра многих работ по цветочному убранству праздничных икон и оценивая их, поняла, что о механике-то мало кто и задумывается подчас, а нужно бы и это требуется, глядя на эти многие работы!
Прошлым летом, среди моих слушателей на МК был и самый юный, но очень внимательный, 5-месячный слушатель, Ярослав с мамой, матушкой Ларисой, так и Вы, Элина, теперь с дочкой приходите через пол-годика, летом!
важные моменты из области Цветочной "механики" и их успешно выстроить для будущих цветочных работ. Помните, есть Механика космического полета, а у нас, по аналогии, теперь же можно назвать Механикой цветочного "полета"!
Людмила Александровна! Как было бы здорово заснять Ваш м.к. на видео, думаю мы (те, кто находится далеко от Москвы) с радостью купили бы диски, или получили информацию электр. почтой.Я прошу Вас и матушку Анастасию рассмотреть этот вопрос.Хотелось бы услышать мнение форумчан.
Марина Федорович пишет:
Людмила Александровна! Как было бы здорово заснять Ваш м.к. на видео, думаю мы (те, кто находится далеко от Москвы) с радостью купили бы диски, или получили информацию электр. почтой.Я прошу Вас и матушку Анастасию рассмотреть этот вопрос.Хотелось бы услышать мнение форумчан.
Марина, Вы нам очень хорошую идею подсказали, спаси Господи! Сразу не могла Вам ответить, т.к. решался главный вопрос - о самой аудитории и времени проведения, ведь пока еще у нас стоит зимняя пора. Хотелось бы и мне услышать мнение наших участников по этому поводу.
Элина Помпаева пишет:
Эххх... я бы с удовольствием поучаствовала да еще и в храме Св. Николая Угодника!!! Но как раз в ноябре-декабре меня ждет другое волнующее событие)) Так что желаю всем участникам продуктивной, творческой работы во Славу Божью!!!
Элина!
Спаси Господи, Вас за Ваше откровенное мнение и отзыв к предстоящим, в храме Св. Николая, нашим практическим встречам.Искренне сорадуюсь вместе с Вами о произошедшем в Вашей семье долгожданном и волнительном событии!
Как в таком случае шутят педагоги: "Вам - зачет автоматом!!!
Особо и не печальтесь по поводу того, что не сможете сейчас присутствовать, успеете: пока, мне еще никто так и не направлял свои, интересующие по специализации вопросы для включения их в рассмотрение на МК, да и это быть может и хорошо, т.к. за истекший период времени мне пришлось еще найти основы и теоретически поработать некоторые, важные моменты из области Цветочной "механики" и их успешно выстроить для будущих цветочных работ. Помните, есть Механика космического полета, а у нас, по аналогии, теперь же можно назвать Механикой цветочного "полета"!
Подумала, действительно, что повторять то, о чем почти всем храмовым цветоукрасителям уже известно, а вот, после просмотра многих работ по цветочному убранству праздничных икон и оценивая их, поняла, что о механике-то мало кто и задумывается подчас, а нужно бы и это требуется, глядя на эти многие работы!
Прошлым летом, среди моих слушателей на МК был и самый юный, но очень внимательный, 5-месячный слушатель, Ярослав с мамой, матушкой Ларисой, так и Вы, Элина, теперь с дочкой приходите через пол-годика, летом!
Людмила Александровна! За "зачёт"- отдельное Вам спасибо!
Ну, а если студенты будут в возрасте 0+, эстетический уровень мастерства поднимется в разы!!! )))
23 марта 2014года, в воскресенье, наступает Крестопоклонная неделя. Как готовимся к ней, мы, цветоукрасители?
В постах ##13,14 от 14.03.2014г. темы:Символические действия, употребляющиеся при богослужении и смысл их , мною приводилась выдержка из 12-й главы: " Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная", раздела о богослужениях Св.Четыредесятницы, взятая из "Настольной книги священнослужителя".
Из изложенного следует: "Как видно из приведенного текста Указаний и фотографий, тут могут быть два варианта:
- либо Крест будет выноситься из Алтаря в цветочном венке,
- либо такой венок уже заранее располагают на центральном аналое, как это происходило в храме Христа Спасителя, в г. Москве.
Думаю, что тут и следует обратить особое внимание на то, что речь идет, именно, о свободном выборе для каждого случая и храма, но цветочном венке из живых цветов, а не о цветочном абрисе, иногда, в нарушение Устава, выкладываемым у Креста, вместо конкретно указанной формы.
В этих Указаниях мы, так же, ничего не находим ни о цветовой гамме живых цветов, ни о размерах самих венков и Крестов, ширине их цветочной полосы, ни о показательных уровнях первого-второго плана между цветами и Крестом, образной символике, ни о способах установки цветов и техниках, ни о фиксации венка вокруг Креста да и самого Креста тоже, - все самостоятельно и по возможностям, предлагается решать настоятелю и исполнителю-цветоукрасителю в каждом конкретном варианте.)))
Знаю, что на нашем форуме есть уже много материалов по цветочному убранству Креста, но и в этом еще не предел!
Желающие дать советы и рекомендации подключайтесь, а нуждающиеся в них,- пишите свои вопросы, пока еще есть время на подготовку к работе.
Помощи всем Божией!
Людмила Бондаренко пишет:
В постах ##13,14 от 14.03.2014г. темы: Символические действия, употребляющиеся при богослужении и смысл их , мною приводилась выдержка из 12-й главы: " Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная", раздела о богослужениях Св.Четыредесятницы, взятая из "Настольной книги священнослужителя".
Из изложенного следует: "Как видно из приведенного текста Указаний и фотографий, тут могут быть два варианта:
- либо Крест будет выноситься из Алтаря в цветочном венке,
- либо такой венок уже заранее располагают на центральном аналое, как это происходило в храме Христа Спасителя, в г. Москве.
Думаю, что тут и следует обратить особое внимание на то, что речь идет, именно, о свободном выборе для каждого случая и храма, но цветочном венке из живых цветов, а не о цветочном абрисе, иногда, в нарушение Устава, выкладываемым у Креста, вместо конкретно указанной формы.
В этих Указаниях мы, так же, ничего не находим ни о цветовой гамме живых цветов, ни о размерах самих венков и Крестов, ширине их цветочной полосы, ни о показательных уровнях первого-второго плана между цветами и Крестом, образной символике, ни о способах установки цветов и техниках, ни о фиксации венка вокруг Креста да и самого Креста тоже, - все самостоятельно и по возможностям, предлагается решать настоятелю и исполнителю-цветоукрасителю в каждом конкретном варианте.)))
Знаю, что на нашем форуме есть уже много материалов по цветочному убранству Креста, но и в этом еще не предел!...
Теперь, давайте все по-порядку и следуя Церковным Указаниям, читаем:
"До начала великой вечерни Святой Крест полагается на жертвеннике, на блюдо, покрытое покровцем. Крест может быть украшен венком только из живых цветов".
Выбираем: "украшен". Понятно, что для работы будут нужны: Крест, покровец, блюдо или поднос и венок из живых цветов.
Крест и покровец в каждом храме всегда есть, а вот соответствующий поднос или блюдо не всегда найдется с нужными под Крест размерами.
А если и есть таковые, то и тут часто возникают иные вопросы о непосредственной надежной фиксации цветочного венка и Креста с учетом покровца, т.к. в процессе богослужения священнослужитель совершает с ними определенные действия.
Знаю, что в некоторых храмах сам Крест к подносу фиксируют с помощью прозрачной, тонкой рыболовной лески или зажимают его, в установленные на основе подноса, металлическими упорами, а порой и просто, прикрепляют обычными саморезами. Сам же венок тоже требует надежной фиксации и обычным пришиванием его нитками к покровцу проблемы не решит, следовательно, в подносе для этого нужно еще сверлить и дополнительные отверстия, чтобы потом, через покровец, все вместе надежно скрепить.
Отмечу, у нас в храме к Кресту, а он большой и тяжелый, высотой 55см, много лет назад, еще кем-то была специально установлена, с помощью саморезов, широкая металлическая полоса и такой Крест, убранный цветами всегда износился священнослужителем без подноса и покровца на аналой с лежащим на нем покровцом. По своей ширине, форме и очень плотным расположением к Кресту такая полоса совсем не позволяла мне реализовывать и многие простые, цветочные идеи. Всегда требовалось большое количество цветов на закрытие этой полосы, а с учетом веса установленного оазиса, общий вес получался весьма солидным!
Поэтому, исходя из своего практического опыта работы, мне хотелось бы посоветовать, чтобы не искать нужный поднос, особенно, под Кресты больших размеров:
Хорошо составить саму основу "поднос-блюдо" из пенокартона( толщиной от 10- ..мм) или поликарбоната( от 8-..мм) по типу фоторамки из двух слоев: основания и рамки, скрепляя их между собой двойным скотчем. Эти оба материала общедоступны в стройматериалах, легковесны, прочны, превосходно и легко режутся и обычным шилом или даже гвоздем в них свободно выполняются все по местам отверстия. Так убедительно говорю, потому, что мне много приходилось работать с этими материалами, занимаясь застройками различных выставочных стендов.
Как же определить нужные исходные размеры для такой будущей основы? Первоначально надо исходить из того, что к размерам Креста следует добавить поля по всем четырем направлениям, обязательно, выбирая гармоничные, допустимые размеры этих полей: ни больше, - ни меньше и затем, определить местоположение и цветочного венка: по внешнему краю основы-подноса он пойдет или по внутренней.
Сам же жесткий каркас под венок можно изготовить из различных материалов в т.ч. и из с/тех., отбитой трубки,- опять зависит от имеющихся, при этом в храме, возможностей и с оазисом либо без него. Проведя разметку всех отверстий на полученной основе и выполняя их, далее следует накрыть основу покровцом и крепко зафиксировать на ней Крест, используя прозрачную леску. Обязательно проверить надежность крепления и только потом следует переходить к фиксации овального каркаса венка. Тут можно поступить так: первоначально протянуть только тесемки , а уже потом, наложить готовый цветочный венок и в нужных местах его ими привязать, а можно, установить только каркас, фиксируя его уже имеющимися тесемками и составлять венок сразу у Креста.
Если же будет выбран вариант овальной формы основы-подноcа, то все изложенные выше рекомендации сохраняются и по ее изготовлению, с одной лишь разницей,- на аналое, для устойчивости, следует, дополнительно, разместить оставшуюся после вырезки овала, половинку, установить с помощью зубочисток на нее пластинки из оазиса и также убрать ее цветами
Попыталась, по-быстрому, изобразить все сказанное в эскизах.
далее, но сожалею, что все, автоматически, выложилось в обратной последовательности, (( т.е сначала показывает, что получается в итоге, а затем, как это исполняется в этапах.
Некоторые примеры из прошлых работ нашей приходской, цветочной группы, в которых всегда использовалась лишь только одна, постоянная, металлическая рамка-основа в течении многих лет!
Напомню, что о работе на ней ( см. с поста 111 и далее с 124-130), виде и способе ее крепления к Кресту и форме рамки -основы( см. посты 120- 122) можно найти в теме: Факультативные практические занятия форума "Цветы и храм" при Духовно-просветительском центре в Перловке.))
Людмила Бондаренко пишет:
2-х ярусная, овальная основа для цветочного убранства Креста с фиксирующими его отверстиями и установленными на основу оазисами и цветами
Людила Александровна, спасибо за интересные идеи для убранства Креста. Только я немного запуталась- малый овал, большой овал , 2-х ярусная овальная основа - это всё для одной композиции?
А "постоянная основа" для цветочного венка у Креста, напомню, что такая, а с ней и фото тех, прошлых работ, авторы которых мне не известны, но к справке: только при моей работе в этом храме - пошел восьмой год ее использования для цветочного убранства у Креста.
Людмила Бондаренко пишет: 2-х ярусная овальная основа для цветочного убранства Креста с фиксирующими его отверстиями и установленными на основу оазисами и цветами
Людмила Александровна, спасибо за интересные идеи для убранства Креста. Только я немного запуталась- малый овал, большой овал , 2-х ярусная, овальная основа - это всё для одной композиции?
Ирина! Простите, что не смогла более ясно изложить, но на самом деле все просто. Речь идет о трех возможных и разных вариантах.
Вы форму прямоугольного подносa с вдавленной центральной частью и приподнятыми боковыми краями представляете себе? Так вот, можно составить маленький венок, который будет лежать внутри плоскости основы-подноса, а можно дать венок больше и выше, по краевой кромке. На сколько у кого цветов хватает или мат.средств.
Овальная основа, в два яруса, будет понятной( я об этом не указала), если взять настоящий, овальный поднос перевернуть кверху дном, то средняя часть его тогда будет выше, на ней фиксируем по центру Крест, а боковая- ниже, по периметру которой и можно будет расположить цветочный венок. Для этого надо только вырезать два овала из пенокартона или поликарбоната - больший(ниже) и меньший( выше) и склеивая, наложить их друг на друга с подходящими размерами. Конечно, не забываем и предварительно, накрываем это 2-х ярусную основу-блюдо, покровцом.))
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]
В дополнение к общему, цветочному убранству Креста, можно было бы предложить дать еще и немного беленькой гипсофилки, легкой зелени или мелких цветочков и у самого Креста, но это уже в зависимости от каждой конкретной ситуации, формы и размеров Крестов.
Для примера, взяла фото работ из своего архива, потому, что в настоящее время в работах по цветочному убранству Креста такое дополнение не использую.
p.s. Последняя фотография, специально, приводится только в помощь для сравнения, когда в цветочном убранстве у Креста есть наличие цветочного дополнения( 3фото) и когда его нет.(5фото)
На 2-м фото, в нижней части венка, можно еще заметить и водяные пятна образовавшиеся от использования в работе мокрого оазиса, который, прежде, был тщательно мною упакован в пленку, но со временем, вода испарилась, а разводы на однотонном покровце так и оставались до отдания.
Ввиду того, что явления с пятнами повторялись, у меня и возникла идея использования в Серафимовском храме, г.ЮбилейногоМ.О. для такой цели оргстекло, работы на котором уже многим, на форуме, знакомы (4фото), за что и слава Богу!
Людмила Бондаренко пишет:
Ирина!
Простите, что не смогла более ясно изложить, но на самом деле все просто. Речь идет о трех возможных и разных вариантах.
Вы форму прямоугольного подносa с вдавленной центральной частью и приподнятыми боковыми краями представляете себе? Так вот, можно составить маленький венок, который будет лежать внутри плоскости основы-подноса, а можно дать венок больше и выше, по краевой кромке. На сколько у кого цветов хватает или мат.средств.
Овальная основа, в два яруса, будет понятной( я об этом не указала), если взять настоящий, овальный поднос перевернуть кверху дном, то средняя часть его тогда будет выше, на ней фиксируем по центру Крест, а боковая- ниже, по периметру которой и можно будет расположить цветочный венок. Для этого надо только вырезать два овала из пенокартона или поликарбоната - больший(ниже) и меньший( выше) и склеивая, наложить их друг на друга с подходящими размерами. Конечно, не забываем и предварительно, накрываем это 2-х ярусную основу-блюдо, покровцом.))
Людмила Александровна, теперь всё поняла, спасибо Вам за полезные советы!!!
Людмила Бондаренко пишет:
Ирина!
Простите, что не смогла более ясно изложить, но на самом деле все просто. Речь идет о трех возможных и разных вариантах.
Вы форму прямоугольного подносa с вдавленной центральной частью и приподнятыми боковыми краями представляете себе? Так вот, можно составить маленький венок, который будет лежать внутри плоскости основы-подноса, а можно дать венок больше и выше, по краевой кромке. На сколько у кого цветов хватает или мат.средств.
Овальная основа, в два яруса, будет понятной( я об этом не указала), если взять настоящий, овальный поднос перевернуть кверху дном, то средняя часть его тогда будет выше, на ней фиксируем по центру Крест, а боковая- ниже, по периметру которой и можно будет расположить цветочный венок. Для этого надо только вырезать два овала из пенокартона или поликарбоната - больший(ниже) и меньший( выше) и склеивая, наложить их друг на друга с подходящими размерами. Конечно, не забываем и предварительно, накрываем это 2-х ярусную основу-блюдо, покровцом.))
Людмила Александровна, теперь всё поняла, спасибо Вам за полезные советы!!!
Ирина, хорошо, что стало понятно! Но я подготовила рисунки, какие смогла с помощью программы и быстро осуществить.
Рисуя, возникла и еще отличная идея использования самого пенокартона в качестве одновременно и фиксирующего Крест материала!
Для этого надо, всего лишь, аккуратно прорезать в пенопласте контур Креста, точно исполняя, по системе допусков и посадок,- "с натягом" , т.е. Крест с силой должен вставляться в прорезанный под него контур. Предполагаю, что тут и покровец можно использовать, вдавливая Крест одновременно с ним, ну а потом, возникшие тканевые фалды фиксировать, расправляя, цветочным венком. Если же, при таком варианте, не использовать покровец, то тогда можно всю подготовленную, овальную поверхность проклеить либо специальной, в тон цветной пленкой "Оракал" либо, соответствующей покровцу, тканью, а по внешнему периметру овала установить цветочный венок. ))
Ниже, на рисунке с двумя вариантами, указана еще и третья форма, которая получится, если использовать и наложить оставшуюся после вырезки рамки, внутреннюю часть на дополнительно вырезанное под нее из пенокартона, аналогичное предыдущим вариантам, основание. В итоге- форма подобна перевернутому подносу.