Цитата |
---|
Анастасия Орлова пишет: Здравствуйте, Ольга. Слежу за Вашими работами и очень они мне нравятся- в них есть смысл и идея. Красивое и гармоничное исполнение. Очень хотелось бы, чтобы Вы рассказали об этой работе. Что Вы хотели, что б чувствовали прихожане при взгляде на убранство иконы Рождества Пресвятой Богородицы? |
Рада Вам, матушка Анастасия, здравствуйте))) Спасибо Вам за внимание и теплые слова. Слава Богу, что Вы с нами, форум не забываете. Хочу от души пожелать Вам и Вашей семье помощи от Господа во всех начинаниях, терпения и, конечно же, здоровья покрепче. Вы так давно не давали о себе знать, удавалось ли Вам убирать цветами храм? Если трудились на этом поприще, может и фотоматериалом поделитесь?
Постараюсь рассказать о своей работе с цветочным материалом к празднику Рождества Пресвятой Богородицы и о замысле, который бы мне хотелось воплотить и передать при помощи цветов.
Рождество Пресвятой Богородицы православные христиане чествуют 21 сентября по новому стилю, а следующий день в церковном календаре значится как основной день памяти святых и праведных супругов Иоакима и Анны, у которых и родился тот самый младенчик - Дочь, нареченная Марией. Вот эти два события и послужили, если так можно сказать, сюжетом или замыслом для цветочного убранства к празднику. Выстроить сюжетную линию в своей работе мне помогло «Житие святых и праведных Иоакима и Анны» в изложении св.Димитрия Ростовского, просмотр и более подробное ознакомление с иконописными работами разных периодов времени, посвященных этим событиям.
Святой праведный Иоаким происходил из колена Иудина, из дома потомка царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его потомства родится Спаситель мира. Иоаким жил в Назарете. Женился на Анне, дочери священника Матфана из колена Левина из рода Ааронова. «Супруги эти, Иоаким и Анна, происходя из знатного рода, поучались в законе Господнем и были праведны перед Богом. Имея богатство вещественное, они были богаты и духовно. Украшенные всеми добродетелями, они беспорочно соблюдали все заповеди закона Божьего. На каждый праздник благочестивые супруги отделяли от своего имущества две части: одну отдавали на церковные потребности, а другую раздавали нищим…».
Житие святых праведных Иоакима и Анны повествует, что эти святые супруги, по Божьему промышлению, не имели детей до глубокой старости. Они терпели поношение от людей, со смирением переносили бесчадие, считавшееся у древних иудеев позором, наказанием Божиим. Любовь к своей давней (и уже достигшей преклонных лет) спутнице жизни Иоаким предпочел долгу перед обществом. Он не стал отказываться от Анны даже и тогда, когда все добропорядочные граждане Израиля от него отвернулись, а первосвященник отказался принять его жертву храму...
«Он обратился к родословной двенадцати колен израильских и удостоверился, что все праведные мужи имели потомство, включая столетнего Авраама. Не возвращаясь домой, святой Иоаким ушел в пустыню и провел там сорок дней в строгом посте и молитве, призывая на себя милосердие Божие и омывая горькими слезами свое бесчестие.
Супруга его, святая Анна считала себя главною виновницею постигшего их горя. Однажды, увидев среди ветвей лаврового дерева гнездо с едва оперившимися птенцами, она слезно молилась о даровании ей младенца, обещая принести в дар Богу рожденное дитя. Как только святая Анна произнесла слова обета, Ангел Божий возвестил ей об исполнении молитвы и открыл, что у нее родится дочь по имени Мария, через Которую благословятся все племена мира. Обрадовавшись, святая Анна поспешила в Иерусалимский храм, чтобы возблагодарить Бога и повторить обет о посвящении Ему ожидаемого младенца.
С тем же благовестием явился Ангел и святому Иоакиму в пустыне и повелел ему идти в Иерусалим. В Иерусалиме святая праведная Анна зачала Благословенное Чадо и родила Пресвятую Деву Марию».
Далее повествуется в "Житии": «Своею праведною жизнью Иоаким и Анна так угодили Богу, что Он сподобил их быть родителями Пресвятой Девы, предизбранной Матери Господа. Из этого одного уже видно, что их жизнь была свята, богоугодна и чиста, так как у них родилась Дщерь, Святейшая все святых, угодившая Богу больше всех, и херувимов Честнейшая. В то время на земле не было более угодных Богу людей, нежели Иоаким и Анна, по непорочной их жизни».
Для воплощения этого сюжета были выбраны
розы белого цвета. Белый цвет – цвет чистоты, святости, сияния славы Божией, непорочности и целомудрия, а роза - в христианской символике являет собой символ Божественной и царской власти, небесного совершенства, времени и вечности, жизни и смерти, милосердия, милости и всепрощения. Белая роза, как и, позднее, белая лилия - это символ невинности, чистоты и целомудрия Богоматери. А еще белая роза – это символ Любви. Примером тому - житие святых и праведных Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Богородицы. Прославляя святое супружество, Церковь тем самым воздает честь прежде всего Любви - благодатному (то есть не поддающемуся описаниям и толкованиям) чувству, которое продолжает длиться даже и тогда, когда, судя по всему, оно должно было бы уже иссякнуть.
Цветы, расположенные с двух сторон от иконы, символизируют собой:
- как бы две ветви родов, из которых произошли праведные Иоаким и Анна, соединяющиеся в единое целое – святое супружество;
- те золотые врата, где произошла встреча святых и праведных Иоакима и Анны после благовестия каждому из них Ангела Господня о даровании им Дочери.
На каждой стороне отображен их супружеский союз – по две розы с добавлением растений темно-красного цвета, чтобы обозначить их возраст и достоинство.
Маленькие бутончики роз, расположенные между основным орнаментом из роз более крупного размера, – это молитвы этих двух благочестивых супругов о даровании дитя.
Центральный акцент – проявление всепобеждающей Любви – исполнение через сердечные скорби, душевные горести, слезы, прошения, усердные молитвы ангельского благовестия – Рождество Пресвятой Богородицы, которое по силе Божией благодати все скорби обращает в великую Радость всему миру!
Р.S. Только сейчас почему-то обратила внимание, что на фото в тот момент запечатлелась подливающей масло в лампадку неустанная труженица в нашем Храме, всеми любимая и уважаемая р.Б. Анна)))