Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
Паломничество по местам Пришвина!?
Может быть я пишу не в том разделе форума,но почему-то эту новость я воспринял так.В нашей лавке появилось объявление о поездке по местам Пришвина. Очень хорошо,что люди интересуются личностью писателя,ценят его художественные произведения,его творчество,но... А знаете ли вы,что у него есть неоднозначные произведения(рассказы),в которых он весьма негативно и клеветнически отзывается о священнослужителях ? Кто-то может возразить:"А как же Лесков?" У Лескова в его романе "Соборяне" - собирательные,утрированые личности. У Пришвина личности реальные. Ну да ладно,пусть бы и описывал,ведь чего в жизни не бывает,но... "Пришвин пересказывает клевету о разврате в семье священника села Большой Бремболы. Смирнов, сын этого священника, разоблачает пришвинскую выдумку." //http://prishvin.lit-info.ru/review/prishvin/003/205.htm// Я не ставлю под сомнение талант писателя,я ставлю под сомнения место объявления-стоит ли давать его в церковной лавке? Или может я чего - то не понимаю?
Большое спасибо за совет! Постараемся обдумать и принять меры.
У каждого человека могут быть ошибки и заблуждения.

Но есть и другой Пришвин. И трудно усомниться в том, что здесь он - настоящий.

Меня, помню, до глубины души тронуло описание Пришвиным того, как сбрасывали и разбивали колокола после революции в Троице-Сергиевой Лавре, опубликованное в энциклопедии "Русская православная церковь. XX век". В это время он жил в Сергиевом Посаде и каждый день фиксировал в дневнике и снимал на фотопленку все, что происходило в лавре.

Больше всего поразила меня реакция рабочего, описанная Пришвиным. Стало так горько за весь наш русский народ, обманутый, одурманенный революционерами...

"Рабочие сказали, что решено оставить на колокольнях 1000 пудов.
– Лебедь останется? – Не знаем, – сказали: остается 1000 пудов.
– А Никольский?
Ничего не ответили рабочие, в сознании их и других разрушителей имя тонуло в пудах.
– Православный? – спросил я.
– Православный, – ответил он.
– Не тяжело было в первый раз разбивать колокол?
– Нет, – ответил он, – я же за старшими шел и делал, как они, а потом само пошло
".

Вот текст воспоминаний Пришвина в том виде, как он опубликован в энциклопедии "Русская Православная церковь. XX век", и каким мне запомнился.

Когда били колокола...

А вот ссылка на полный текст дневников Пришвина того времени. Когда били колокола. Из дневников М.М. Пришвина 1926-1932 г.г.

Приведу оттуда только одну цитату:

23 ноября 1926 г.

Учитель, посетивший Троицкую лавру с экскурсией, сказал при виде «Троицы» Рублева ученикам: «Все говорят, что на этой иконе удивительно сохранились краски, но краски на папиросных коробочках по маслу гораздо ярче».

Толпа каких-то уродливых людей окружила мощи преп. Сергия, молча разглядывая кости под стеклом, наконец один сказал:
– Нетленные!
И все загоготали.

С каким бы наслаждением в это время я провёл тоненькую черную машинную ниточку и потихонечку дернул, чтобы череп хоть чуть-чуть шевельнулся. Вот бы посмотреть, как мчатся в безумии обезьяны. Я бы не стал их обманывать, чтобы собирать с них медные копейки, как делал монах, и увозить на каждую службу из церкви на украшение обители. Я бы только их попугал, чтобы они, подходя к недоступному им и непостижимому, имели страх…

А вот еще одна очень интересная ссылка. Тут и о Пришвине, и о музее и о веке сем...

Когда били колокола... (Комментерий в свете веры)
По поводу сообщений Agricola о М.Пришвине. Темные и даже богоборческие мотивы были и есть в творчестве многих великих писателей, художников, композиторов на разных этапах их жизни и по различным причинам. Вспомним некоторые ранние стихи Пушкина, Лермонтова. У Л.Толстого духовный "сдвиг" наоборот случился в конце жизни. Поэтому мы и стремимся проанализировать их творчество с христианских, нравственных позиций. Если приведенные факты о М. Пришвине действительно имеют место быть - самое время их проверить, а на экскурсии, в музее, поговорить с биографами и литературоведами о достоверности их, возможных причинах и оценках. Вот и все. А так окажется, что любая экскурсия, любой поход в музей - грех. А за информацию к размышлению спаси Вас Господь.
Ольга,спасибо за то,что показываете Пришвина с другой стороны.И это хорошо. Но я немного не о том спрашиваю-а именно "стоит ли давать объявление такого рода в церковной лавке". Видите ли,в каждом человеке можно найти и хорошие стороны,и плохие. Вот например многие выступали(да и продплжают выступать)за канонизацию Грозного,Распутина. Есть иконы Сталина и Гитлера smile:!: Одному это покажется дико,другой улыбнётся,а третий поверит. Просто всему,на мой взгляд,должно быть своё место. Для кого - то это нормально,а для кого - то это соблазн. Вы же не пишете анотацию к объявлению и не даёте ссылки,где эту информацию можно проверить. Да даже и если она будет,то какой-нибудь "умник" может найти противоположную информацию,и сказать "вот посмотрите на них,вот куда они ездят". Я никого не обличаю,просто хочется сказать,что ко всему нужно подходить взвешенно. Можно поставить пятно на Церковь,а потом долго его оттирать. "А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской." (Мф 18:6) Естественно,я что-то утриую,но всё-таки,как мне кажется это не лишено здравого смысла smile:)
Вот для того и обсуждаем, чтобы все было взвешенно. А вообще нужно различать строго паломнические поездки от экскурсий. Т.к. у нас на приходе существует еще и просветительско-образовательное направление, думаю, экскурсии вполне допустимы. Я вот в прошлом году вообще возил своих студентов-семинаристов (ПЕРВОКУРСНИКОВ!) в палеонтологический музей, где с научными работниками после экскурсии можно было обсудить взгляды на развитие жизни ученых smile;) и богословов. Очень полезно. А во избежание "соблазнов" у нас с прихода всегда группу сопровождает священнослужитель. В крайнем случае кто-то, специально подготовленный. Кроме того, поездку всегда можно после обсудить, в т.ч. за чаем. smile;)
Доброго времени суток!

Вполне согласен с батюшкой Олегом, что нужны не только паломнические поездки, но и экскурсии. Однако надо различать эти две вещи - жаль что у нас в храме не всегда даже работники различают. Поездка по местам Пришвина подается как паломническая поездка (совместно с посещением храмов), и это меня очень удивило, когда я обратился в лавку smile:)
Мда. Дело в том, что мы подумали: кому-то возможно будет интереснее посещение храмов, которое предполагается во время поездки, а кому-то важно посетить именно музей. Поэтому решили упомянуть и том, и о другом.

В данном случае, на мой взгляд, это действительно совмещенный вариант паломническо-просветительской что ли поездки. Ведь нередко бывает, когда приезжаешь в какой-то маленький городок (например, в Тарусу) на один день, то хочется и на Литургии побыть, и узнать об истории возрождения храма, и окунуться в источник, а потом посмотреть на храм Петра и Павла в преддверии его открытия, а потом, конечно же, посетить музей Марины Цветаевой и местное кладбище, где можно поклониться Константину Паустовскому на его могиле и многим другим, похороненным в этом месте. А потом побродить по улочкам, где еще сохранился дух начала века и представить что думали и чувствовали те, кто жил тогда...

И как-то в душе это не перемешивается, а дополняет друг друга. Ведь все это и есть наша жизнь. smile:)
Надо ездить! Надо ездить! smile;)

А если серьезно, то паломничество по местами Пришвина это сильно. Я в детстве с удовольствием читал его рассказы, однако причем тут паломничество? Все-таки паломничество это не просто экскурсия, и у нее совсем другие цели и задачи. Так что поддерживаю отца Олега, все должно быть - только надо не путать и не смешивать две разные вещи.
Хотелось бы в защиту этой поездки добавить личное впечатление об этой экскурсии!
Несомненно, что это была паломническая поездка: мы приложились к Чудотворной иконе Пресвятой Богородицы (Августовская),были в храме,где у священника есть более 600 мощей. Для всех дальнейшая остановка в Дунино была вполне логично сделана! По поводу того, что Пришвин писал плохо о священстве, было не совсем так. Этот вопрос слушатели поднимали и наш экскурсовод, матушка Варвара(ее крестила жена Пришвина), нам объяснила, что Пришвина перед выпуском в печать редактировали. Меня потряс рассказ матушки тем, что Пришвин жил настоящей жизнью!Любил всем сердцем, писал как жил! Сейчас очень много людей ищут экстрима(охота, например). А у них в семье это было необходимостью,чтобы выжить. Нужно было слушать сколько души было в ее рассказе!!! После этой поездки «духовность сохранилась», если можно так выразиться!
Цитата
Мари пишет:
были в храме,где у священника есть более 600 мощей.

Это как ? smile:) Он их с собой носит? smile:)
Цитата
Мари пишет:
матушка Варвара(ее крестила жена Пришвина)

А это как? Она священница? smile:D
Дорогой Agricila! Спасибо за замечания.

Безусловно, со словами нужно обращаться аккуратно, ибо неправильно употребленное слово искажает смысл фразы, меняет мысль, а порой просто создает комические ситуации. Но иногда от избытка чувств мы можем неточно выразиться, а смысл остается ясным. Я думаю, именно так и произошло в данном случае.

Поездка действительно была очень интересной. Мари подробно мне о ней рассказала, и я поняла, что мне очень хотелось бы побывать в этом месте. В одном из храмов действительно хранится около 600 частиц святых мощией, выставленных для поклонения. Каждый православный христианин, посетив это место, может приложиться к ним и испросить святых молитв угодников Божиих.

Жена Пришвина, Валерия Дмитриевна, конечно, не крестила матушку Варвару, а была ее крестной. Но в оговорке Мари есть и доля правды: Валерия Дмитриевна не просто крестила еще юную тогда Варвару, а именно привела ее к Богу, ко крещению.

У нас есть удивительные фотографии из поездки, которая состоялась солнечным морозным зимним днем и есть 3 удивительные книги:

Валерия Пришвина: "Невидимый град" - о первой любви. Эту книгу попросил написать свою жену сам Пришвин. Дело в том, что когда писатель встретил Валерию Дмитриевну, ему было 67, но он прожил с ней 14 счастливых лет своей жизни. Это была удивительная любовь. Но, по признанию самого Пришвина, раскрыл эту женщину не он. Еще в молодости она любила одного человека, ставшего впоследствии монахом. Эта книга, в которой 550 страниц, - о ее первом небесном избраннике Олеге, через несколько лет ставшем иеромонахом Оносимом и впоследствии расстрелянном вместе с другими кавказскими пустынниками.

Вторая книга назвается "Мы с тобой". Она написана Михаилом Михайловичем и Валерией Дмитриевной Пришвиными и имеет подзаголовок "Дневник любви".

А третья книга - маленькое чудо, карманного формата, с любовью оформленная и изданная.
Называется она "Почти каждая любовь начинается раем".

Действительно, мы знаем Пришвина как певца природы, но немногие знают, что писать он стал после того, как в Германии на него, тогда юного студента Лепцигского университета, обрушилась любовь к Варваре Петровне Измалковой. Отношения с Варей начались стремительно, страстно и... также быстро оборвались. Но пламя неосуществленной любви зажгло его как писателя, и он пронес его через всю свою жизнь до того часа, когда в 67 лет произошла у него встреча с женщиной, о которой он мог сказать: "Это Она!. Та, которую я долго ждал!"

Книга полна удивительно глубоких и необычных для нас наблюдений о любви во всем мире. Вот лишь одно из них:

"Есть такой особенный страх близости к человеку, основанный на всеобщем опыте в том, что каждый таит в себе какой-нибудь личный грех и всеми силами старается укрыть его от построннего глаза красивой завесой. Встречая незнакомого, мы тоже показываемся ему с хорошей стороны, и так мало-помалу создается общество укрывателей личных грехов от постороннего глаза. Тут есть наивные, верящие в реальность этой условности между людьми; есть притворщики, умеющие условностью пользоваться, как соусом для вкусного блюда. И есть очень немногие, которые, не удовлетворяясь иллюзией, укрывающей грех, ищут пути к безгрешному сближению, полагая в тайниках души, что есть такой Он или Она, могущие соединиться безгрешно и навсегда жить на земле, как праотцы до грехопадения. По правде говоря, райская история повторяется и до сих пор бесчисленно: почти каждая любовь начинается раем".

А 23 января мы снова собираемся в поездку... к Пастернаку. В Переделкино. И снова прикосновение к миру писателя соединится для участников поездки с посещением святых мест: храма Патриарщего подворья Русской Православной Церкви и источника Казанской Божией Матери.
Цитата
Agricola пишет:
Это как ? Он их с собой носит?

Нет, думаю с собой не носит и, конечно, в храме их все невозможно разместить. Но Великим постом выносят большой крест с мощами для поклонения. На самом деле я хотела обратить внимание людей на то, что поездка была не просто экскурсионной, но еще и паломнической. И, повторюсь, поездка в Дунино для знакомства с жизнью и творчеством Пришвина логично завершила это путешествие.Заранее прошу прощения за возможно допущенные неточности.
Если бы Agricola не было,пришлось бы его выдумывать. Иначе о чем нам дискутировать?
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 2, пользователей: 0, из них скрытых: 0)