Пальметта 5
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
18.09.2012 22:54:00
|
|
|
|
18.09.2012 22:54:38
Пальметта 6
|
|
|
|
18.09.2012 22:55:17
Пальметта 7
|
|
|
|
18.09.2012 22:55:58
Пальметта 8
|
|
|
|
18.09.2012 22:56:28
Пальметта 9
|
|
|
|
18.12.2012 14:57:38
Дорогая Ольга Дмитриевна!
Вижу, что Вы смелый и активный новатор и воплотитель идей! Если позволите сравнить, то Вы для меня в свое время были подобны настоящему первопроходцу с отбойным молотком! Все собранные и накопленные Вами богословские знания позволили Вам выходить и на какие-то иные творческие орбиты! Думаю, что этот факт является одним из ярких примеров доказательства того, что для поиска идей и успешной работы по составлению гармоничных цветочных убранств, крайне необходимы и глубокие богословские знания, которых и ржа не берет, да и моль не съедает, а свободу и полноту содержания для художественного воплощения предоставляет! С чем от всей души Вас поздравляю! Хотелось бы еще и отметить, что синие ковровые дорожки с нужным орнаментом и чистые, выбеленные стены, согласитесь, - тоже ведь сыграли не маловажную роль фона и выразительности в общем построении и реализации задуманного сюжета. Мне понятно и Вам в похвалу, что именно на их поддержку Вы тоже умело рассчитывали и ее учли. Однако, согласитесь, что не во всяком храме аналогичную композицию можно воспроизвести? Согласна, что тем и хороша неповторимость и индивидуальность работы, что нет шанса ее повторения! Предлагаю Вам - давайте приступим к нашему разговору на форуме по данной работе, включая и само внутреннее убранство храма и прошу фото с работами уже дать именно в данной теме, а не в "Помощи....". . Об образе, который стал основой для композиции на Успение и проблеме, которая «мучила» меня на протяжении очень многих лет и разрешилась в результате поиска ответа на вопрос, связанного с символом Пресвятой Богородицы. Именно сегодня я понимаю, что этот поиск и стал началом вступления в область благоукрашения храмов живыми цветами в православной традиции. Прежде я «приставала» к священнослужителям и иконописцам, чтобы они ответили на мучительный вопрос. Но сегодня ответ открыт, и я поделюсь с вами кратко материалами, которые поясняют этот образ-символ: Просите, и дастся вам, ищите и обрящете; толцыте и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется (Мф. 7:7-8 ) В монографии Г.В. Вагнера «Скульптура Древней Руси» прочитала, что отсутствие нимбов и пальметты на женских ликах храма Покрова на Нерли говорит о том, что здесь изображена не Божья Матерь. Пальметта? Символ Богоматери? Пальметта – это форма орнамента, в основе этого украшения у греков – пальмовый лист. Находим её, исполненною в живописи или рельефе, вышивке или тканную на церковных облачениях, в убранстве храмов, например, архиерейскую кафедру в Храме Христа Спасителя украшает фриз из золотых пальметток. Трёхлистная пальметта… но криновидная!!! – символ Божественной избранности Богоматери. На Ярославской иконе Благовещения вт. пол. XVII в. изображена золотая пальметта-вазон с цветущими ветвями, но основа этого образа очень древняя. Криновидная (трёх- или пятилистная) пальметта – в архитектуре – византийский цветок, связана с символикой Богоматери и позднее перешла на Её корону. В первые века христианства Богоматерь изображали Девою и по внешности – с распущенными и непокрытыми волосами, на древних византийских – заплетённые в косы, то есть как Дева и с пальметтой на голове. Как известно, даже в русской иконе «Введение во храм Пресвятой Богородицы» Трилетствующая изображается в мафории, то есть с покрытой главой, но есть и другие примеры в русском искусстве. Эта деталь самым тесным образом перекликалась с чрезвычайно популярным в древнерусском искусстве XII в. мотивом трёхлистного крина (лилии). На рельефах русских храмов, посвящённых Богоматери, можно заметить женские лики с крином – трёхлопастной пальметтой на главе – отличительный знак символизирует непорочное зачатие Христа Девой Марией, он имеет прототипы в Коптском и Византийском искусстве. Как символ животворящего начала жизни этот символ изображался в многочисленных сюжетах, а также на одеждах святых. На иконе Киево-Печерской Лавры «Иверская» криновидные пальметтки украшают платье Богородицы. Поэзия крина была чрезвычайно широка, ведь благоухающий крин – одно из многочисленных уподоблений Божией Матери: «…яко от благословенного корня, процвела еси нам райская отрасль; Ты еси цвет польный и крин удольный, процветший нам небесное благоухание и веселие». (Псалом 131 // Христианские песнопения Пресвятой Царице Небесной, Приснодеве Марии Богородице. Составлены по подобию псалмов.– М.: Издание Московской Патриархии, 1990. – 271с.– С. 223-224). Преподобный Максим Грек отождествляет лилию с образом Церкви, которая процвела, яко крин пришествием Господа в мир через Благовещение Пресвятой Богородице: «… Цветом Ея именуется рожденное Ею безсемянно, ради чистоты и благоухания воплощения Бога-Слова, и так как пришествием Его имела расцвесть составившаяся из язычников церковь, именуемая иносказательно пустынею, каковою и была ранее, как недуговавшая неведением Бога и потопляемая всяким нечестием, как ясно учит ирмос третьей песни второго гласа, который поётся так: «Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая церковь, пришествием Твоим, в ней же утвердися моё сердце». И почему не сказано, что процвела пустыня как роза, но яко крин? Ведь и роза очень благоуханна и прекрасна на вид; потому что крин (лилия) при приятнейшем своём благоухании, имеет ещё три листка, коими образует три богоначальныя ипостаси Святыя Троицы… Хотя и роза благоухает и имеет прекрасный вид, но не служит образом Святыя Троицы, так как имеет много листков и произрастает на растении тернистом» (Максим Грек, преподобный. Творения: В 3ч. Ч.2. Догматико-полемические сочинения / Максим Грек. – Репринт. изд. 1911г. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. – С. 306-307). Существует много примеров в иконографии Богоматери, когда мафорий расписывается лилиями или криновидными пальметтами или пальметта украшает корону. Образ композиции: «Процвела пустыня, яко крин». Поэтому во всех элементах в составленной работе предполагалось присутствие лилий или их форм в различных интерпретациях, например, как колокола на центральной гирлянде. Но лилии для украшения нам привезли нераспустившиеся, и композиция, конечно, отличается от предварительного эскиза. Но не это главное, замыслы, что естественно, никогда не воплощаются полностью, а ошибки неизбежны, когда находишься в поиске новых образов, а, значит форм и их гармоничного сочетания. Повторить уже соделанное всегда проще. Ограждение гирляндами на четырёх столбах (подсвечниках) – это и образ Райского сада, и Церкви. Малые гирлянды – ниспадающие на подсвечниках – образ Невесты Неневестной. На Плащанице – трёхлистные пальметты – «византийские цветки», правда, сестры монастыря, почему-то положили их обратной стороной, и они стали похожи на птичку. Недавно на иконе Божией Матери «Тихвинская» из Богородицкого монастыря увидела херувимов, которые напомнили мне наши пальметты на Плащанице, а также пальметты на иконе «Владимирская». Если пальметты соединить, то получится криновидный крест. Участвовали в создании всей композиции: Малова О.Д. (в том числе идея проекта), Лукьянова Елена, Белякова Татьяна, Василиса, Тамара. прошу не удалять это мое сообщение, еще работаю над ним)
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]
|
|
|
|
02.01.2013 15:53:13
Всех участников форума сердечно поздравляю с наступающим Рождеством Христовым и желаю всех благ от родившегося Богомладенца!
Людмила Александровна Бондаренко высказала мне пожелание о том, чтобы перед праздником дать возможность благоукрасителям поразмыслить об образах, которые они бы постарались воплотить в своих творческих работах. Попыталась как-то поразмышлять об исторически сложившихся традициях, церковных и светских, и сопоставить все "за" и "против". Буду рада, если этот материал поможет в выполнении послушания. В 2011 г. в украшении Благовещенского собора использовали каллы, как образ свечей. Традиции украшения вечнозелёного дерева менялись в ходе истории человечества. Ещё в VII в. рождественское дерево украшали как символ вечной жизни и райского древа, поэтому использовали красные яблоки зимних сортов, которые впоследствии заменили на стеклянные шары, забыв духовное осмысление этой формы; живые цветы; Вифлеемскую звезду; шпиль с ангелом; гибкие восковые свечи, которые оборачивали вокруг веток. В истории России традиция украшенного хвойного дерева на Рождество Христово отнюдь не безоблачна и более чем драматична: против этого обычая выступала Церковь, боролись с ним и большевики в разное время и, естественно, по разным причинам. Святейший Синод вплоть до 1917 г. запрещал устройство ёлок в учебных заведениях, как иноземного обычая и даже языческого. Именно у германцев в VII в. хвойное дерево стало рождественским древом, да и настроения Первой мировой войны с Германием не могли не влиять на отношение к этому обычаю в России. Приверженцы русской старины выступали против западного нововведения, посягающего на национальную самобытность. Большевики же запрещали рождественское древо для того, чтобы ничто не напоминало о христианском празднике, но только началась эта кампания не сразу после октябрьского переворота, а с 1922 г., апогей же борьбы пришёлся на 1930 г. И лишь в 1935 г. ёлку вернули, но, как новогоднюю, как предмет развлечений. В 1991 г. зажглись не новогодние, а рождественские ёлки без пятиконечных звёзд, так как 7 января стал праздничным днём календаря. Впервые в России Пётр I ввёл обычай украшать улицы городов хвойной растительностью (сосна, ель и можжевельник) в ознаменование Нового года, но только лишь как декор светского праздника, ничего не имеющего общего с западной рождественской традицией. Украшение древами и ветвями предписывалось устанавливать именно снаружи (на воротах, крышах, дорогах…), а не в помещении. Но в XIX в. хвойное дерево превратилось в рождественское и восстановило христианскую символику. Оно воспринималось древом Младенца Христа, как символ возрождения и обновления, Райским Древом Жизни, а украшения даже уже не интерьерными, а напоминающими и о райских плодах, и о духовных плодах, которые приносит Рождество Христово всему человечеству, возвращаясь к его детству. Эти плоды – дары, как напоминание о законе любви и добра, милосердия и сострадания, что способствовало развитию традиций благотворительности. Вифлеемская звезда и свечи – это чудесный Божественный свет, который осиявал поле пастухов и путь волхвов, открыв человечеству путь ко спасению. Крестовина воспринималась как крестный путь – опора и надежда в земной жизненном пути, а вечнозелёное древо и крест – символы вечной жизни. |
|
|
|
02.01.2013 15:54:44
Так в сознании русских людей постепенно совершалось слияние этого символа с самим праздником, ведь образ Древа в искусстве Церкви – это отображение основ веры, символ очень глубок, так как раскрывает путь спасения. Сочельник называли днём ёлки, которую устанавливали тайно от детей и только перед тем, как им позволено было открыть дверь и войти в помещение, где стояла ёлка, зажигали свечи. Празднование Рождества Христова в семейном кругу приобрело такую особенность, что отличало особенными символами-атрибутами главный праздник у православных – Пасху, но только с образами, отражающими именно это событие церковной истории. Рождественское древо, как образ иконографии и гимнографии праздника пришло в каждую семью, в каждый дом, создавая особую атмосферу, которая объединяла молитвенное ликование в душе православных, объединяя рождественское богослужение в храмах с домашней церковью и молитвой в едином порыве радости о родившемся Богомладенце и взрослых, и детей. Отражением и свидетельством того, что обычай постепенно принимался христианским мировоззрением православного народа, стало и литературное творчество в создании легенд для детей, имеющих в своей основе не только воспитательную функцию, но и проповедническую. Сюжет о Христовой ёлке для детей-сирот, умерших в рождественский сочельник, знаком нам по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке». А в воспоминаниях Ивана Шмелёва ёлка – обязательный атрибут праздника, характерная черта и символ уже русского Рождества, особенно это остро переживалось в своё время в среде русских эмигрантов. А в советский период не просто тайная установка ёлки в определённый период, а даже и календарное время этого действа становились протестом против антицерковной идеологии и символом духовной радости и ностальгии по утраченной России.
К истинно русским, исторически сложившимся традициям Рождества относилось «славление», участникам которого – христославам дарились угощения и подарки. С XVI в. этому обычаю сопутствовал вертеп – кукольный театр, показывающий историю рождения Христа. Законом вертепа запрещалось показывать в образе кукол Богородицу и Богомладенца, поэтому ставилась икона. В Рождественских песнопениях мы благодарим воплотившегося Сына Божия за то, что Он пришёл оживить, воскресить, обновить всю тварь и венец творения – всех людей, открыв им путь к вечной жизни. Древо Жизни Рая, имевшее силу предохранять от болезней и смерти человека, питавшегося его плодами, но которого человек лишился по своей воли, в Рождестве Спасителя вновь было обретено, так как пришествие в мир Христа открыло двери Рая. В средние века твёрдо установился обычай в Николин день 19 декабря дарить детям подарки в подражание великому святому, что также свидетельствует о том, что светские обычаи являются подражанием традициям церковным, а не наоборот, ибо, формируясь на протяжении веков, в чём-то, возможно, сходные с языческими, в основе своей они являются не чувственным приветом солнцу и его земным дарам, а выражением благодарности Солнцу Правды – Христу – Творцу мира и человека за Его духовные дары: «Тебе кланятися Солнцу Правды и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе!». Многие христианские символы можно сопоставлять с языческими, даже крест, но главным аргументом против их использования в церковном искусстве не может быть посыл в дохристианскую историю, для православных важен лишь тот новозаветный образ и символ, который они раскрывают. |
|
|
|
02.01.2013 15:57:16
В распространении обычая украшенного хвойного дерева играла свою роль отчасти и коммерция, что можно наблюдать и сегодня, конечно, «у этого коммерческого измерения праздника есть много того, что, по крайней мере, у людей верующих вызывает озабоченность. Затеняется подлинный смысл. Но с другой стороны, даже этот коммерческий праздник способен при определённых обстоятельствах возбудить в сознании людей правильные мысли. И они же возникают эти мысли от созерцания рождественской ёлки, от какого-то покоя, которым овеян этот праздник» [Святейший Патриарх Кирилл].
Различная роль и образы придавались хвойному дереву в разное время, с ним исторически связано нарушение календаря, которое воспринималось как ломка мировоззрения и с её традиционно связанными и определёнными датами православных праздников. Разделение календаря обуславливалось разделением светской и церковной жизни, нарушились традиции: шумное празднование Нового года во дни Рождественского поста. Сформировался и псевдонародный ёлочный фольклор с его образами снежного леса, заснеженных деревьев (вата), блестящего инея (мишура и блёстки), маскарадных персонажей: снежинок, метелиц и обитателей зимнего леса – животных. Ель стала посланницей зимнего леса, утратив свой истинный образ Древа Жизни, подающего вечную жизнь. И даже тот же самый знак содержал иной смысл. Так обстояло дело со звездой, в обычае советской ёлки звезда не просто сохранялась, утратив свою христианскую символику Вифлеемской восьмиконечной, а была переосмыслена. Ощущение советской сути пятиконечной звезды, венчающей ёлки в советский период истории России, и её связь со звёздами Московского Кремля многие сохранили до сих пор. Поэтому важно какой смысл придаётся этому символу – хвойному древу, и какой образ создаёт благоукраситель, церковный или светский, когда на праздник Рождества Христова продумывает формы и элементы композиций по украшению – преображению храмового интерьера как глубокого внутреннего образа Райского сада, с вновь обретённым в Рождестве Спасителя Древом вечной жизни, или заснеженного зимнего леса, с его внешним земным блеском и «туманной», возможно и языческой символикой.
Изменено: |
|
|
|
02.01.2013 19:05:30
Ольга Малова пишет:
"....Людмила Александровна Бондаренко высказала мне пожелание о том, чтобы перед праздником дать возможность благоукрасителям поразмыслить об образах, которые они бы постарались воплотить в своих творческих работах...." Ольга Дмитриевна! Благодарю за предоставленную информацию! Есть вопрос к Вам, но не о расстановке цветов на елках и их креплении, а вот: "Рассматривая Рождественское фото 445 поста, в правом, нижнем углу заметила кусочек от иного цветочного украшения, возможно, что и праздничной иконы на аналое, да? Ее в полном виде можно было бы показать?
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]
|
|
|
|
02.01.2013 19:55:44
Выполнялась задача скромного - аскетичного украшения и, по возможности, символичного - образного, поэтому композиция у иконы очень "компактная" - по благословению и под контролем священника. Правда, украшали ночью при приглушённом освящении и проглядела не задрапированный оазис, можно показывать как отрицательный пример.
|
|
|
|
03.01.2013 00:05:17
Спаси Господь!
Теперь все видно, понятно и читается. Как необходимо и правильно давать на форуме фото не только отдельно выполненой работы, но и общего плана в интерьере храма.
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]
|
|
|
|
03.01.2013 15:09:32
Ольга Дмитриевна, мне понравилось такое скромное аскетичное Рождественское убранство, которое Вы выполнили в храме Благовещенского монастыря. Духовные плоды и два древа в меру украшают! И замечательно, что не вносили цветочных украшений на Иконостас, сохранив его красоту и величие.
Очень гармонично и умилительно в интерьере этого храма, на 2-й фотографии, смотрится центральный аналой в составленной группе из 2-х елок на подставках, еще 2-х таких же аналоев и 2-х подсвечников по сторонам, которая получилась на фоне Царских врат и Иконостаса. Но, теперь и новые вопросы появились: - в таком украшении иконы и только по двум верхним ее углам и таким выбранным цветочным материалом, как я понимаю, какая-то идея была воплощена, да? - как Вам удалось из цветков мини-калл "свечки поставить" на елках и шарики цветочные дать? - такие подставки специально под елки изготавливали или они, вообще, универсального применения в храме?
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]
|
|
|
|
03.01.2013 20:06:25
|
|||
|
|
03.01.2013 22:09:48
Ольга Дмитриевна!
В действительности же, в настоящее время еще много храмов, где возникает аналогичная трудность "украсить немножко" в силу различных имеющихся причин и абсолютно правильно, что произвести впечатление достаточным количеством цветов всегда легче, чем меньшим. Но, всякий помнит, как гласит пословица:" Мал золотник,- да дорог!" Этот вопрос я и задавала Вам с целью подсказки и идеи тем нашим украсителям, когда будет дано послушание"украсить немножко". Да. Сделали вертеп - вот уже и образ праздника! Но вот, когда увидела ту Вашу фотографию общего плана, то и восприняла данное украшение так же, как и Вы написали:" Вот Он, такой маленький,- лежит в яслях...."и оно, неожиданно, вызвало у меня, как бы напоминание о том, Настоящем Вертепе. Согласна и с батюшкой, "...что не надо Его загромождать цветами, а только "оградить-защитить", "окутать", преклониться, поклониться благоговейно и возрадоваться...". Мне приходилось в храмах видеть, когда Вертеп составляли вне интерьера храма, на открытом воздухе у храма, а икону Рождества Христова украшали именно, окутывая цветами. Такой вариант для меня более понятен. Скажите, это почему же не Вам судить получилось или нет? Вы же автор и сотворитель сего? Вот Вам-то и в итоге оценку для себя давать! А что дает нам просмотр уже фото? Тут и, особо, не увидеть всяких таких тонкостей, как то цветов, обращеных наклонно к Младенцу. Конечно тут лучше и непосредственным зрителем быть. Доминанту же- две крупные белые розы, как символ благословения Божьего видно хорошо. Но не уверена в том, что надо было бы сохранять такую симметрию с двумя розами. Мини-деки, Вы, их плоской стороной к каждой ветке за проушины крепили? А почему выбрали именно мини-деки, а не просто нарезанные кубиками кусочки мокрого оазиса, да и в пленку? Экономичнее, и крепить их к веткам совсем просто,- концами проволоки, насквозь прокалывая ею кубик-оазис. Тейпирование стеблей цветков калл и установка их на проволочки -трудный был процесс и много ли времени занимает? (Мне не приходилось так обращаться с цветами калл). А что, цветы калл получается, что без воды оставались, на засушку или от мини- деки подпитывались?
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]
|
|
|
|
04.01.2013 15:09:18
От оазиса каллы никак не могли подпитываться, во-первых, консистенция стебля такая, что каллы воду из оазиса не берут, во-вторых, держались они на проволоке, а влага поддерживалась за счёт тейпирования. Сам процесс быстрый: подрезали стебель, одну проволочку ввели поперёк, а другую - непосредственно в стебель, два конца горизонтальной согнули и соединили обе проволоки, затем обмотали-закрепили тейп-лентой. |
|||
|
|
20.01.2013 15:11:37
На последней странице темы"Гостиная цветочных украсителей" увидела новую композицию Людмилы Александровны Бондаренко в украшении праздничной иконы на праздник Крещения Господня в 2013 г., которая не может оставить равнодушной, так как наводит на размышления, с точки зрения синтеза - соединения символики христианского искусства с теорией мирского цветочного искусства в использовании формы и подвесных композиций.
Светящаяся композиция с символами: белый цвет и кресты со сферами. Выбор формы всегда усиливает акцент, как композиции в целом, так и её отдельных частей, шар – доминирующий геометрический феномен. Паникадило, как и хорос, формой напоминают дерево и в его центре размещается характерное шарообразное «яблоко златое». Шар (белый, красный, зелёный) часто встречается в храмах Иерусалима, в том числе и в нижней части лампад: базилика Рождества Христова в Вифлееме, церковь св. Саввы, церковь св. Герасима и др. Центр Земли или Средоточие Земли (пуп Земли) (Пс. 73: 12. Бог же Царь наш прежде века содела спасение посреде земли) – каменное изваяние чаши с шаром, вложенным внутрь, находящееся в центре Кафоликона (греческого кафедрального патриаршего храма св. Воскресения, располагающегося в храме Гроба Господня, напротив Кувуклии). Символизирует центр христианского мира – место нашего спасения, равноудалённое от Голгофы и Гроба – середина между местом Распятия и местом Воскресения. Яблоко – шар на завершении купола под крестом всегда присутствует в православной архитектуре, как элемент-символ практически всегда используется в храмовом зодчестве независимо от стиля. В храмовой архитектуре используются такие элементы резьбы как бусы, круглые или дискообразные, напоминающие ожерелье и ионики. Ионики – овы (лат. ovum – яйцо) – орнаментальный мотив, состоящий из ряда яйцеобразных выпуклостей, обрамлённых валиком и чередующихся с обращённым остриём вниз шипом аканта, а также гирька. Все эти элементы классической архитектуры в храмовом зодчестве означают плоды, то есть цветение и плодоношение древа – Церкви. Соцветия и плоды многих растений округлые и шарообразные, шар – символичная – божественная форма в Церкви. Если круг – плоская фигура, то шар – это пространство, символ вечной власти. С ним (державой, шаром, сферой) на иконах изображают Иисуса Христа, Божию Матерь, ангелов, благоверных князей. Это, прежде всего, образ «Свет миру», отвечающий образу Спасителя в иконографии (Ин. 9: 5). Собирательные, объединяющие, связующие свойства этой формы способствуют тому, что шар используется во всех стилях аранжировки. Цветочные композиции на оазисе или каркасе в форме шара гармонично вписываются в геометрические аранжировки. Флористические шары могут быть как самостоятельными аранжировками, так и элементами композиций. Даже при использовании одного вида растений соответствующего церковному праздника цвету, например, пасхальному, создаётся красивая фактура. Но шарик можно “раскрасить” и несколькими цветочными красками или полностью закрыть листьями. Если шарик расположен в воздушном пространстве, как подвесная композиция, то для надёжной фиксации, учитывая вес увлажнённого оазиса, необходимо пропустить сквозь шар бечёвку или проволоку с палочкой или круглым фиксатором в нижней части шара. Стебли цветов должны быть очень короткими. Цветочными шарами был украшен навес для богослужения в Почаевской Лавре во время визита Святейшего Патриарха Кирилла в Украину в 2009 г. и хорос при освящении Троицкого собора в Банченах. Шары из хвойных растений изготавливают на Рождество Христово. В далёком 1996 г., когда всё делалось на уровне интуиции, шарами из голубой ели с цветами мне пришлось украсить икону Спасителя в алтаре небольшого деревянного сельского храма Спаса Нерукотворного, причём идея исходила от настоятеля, он же подал идею закрыть проволоку рогозом, у которого полый стебель. Шарики из оазиса-кирпича также изготовили с ним вместе. Отец Михаил почил в Бозе в 2007 г. Как видно из перечисленных примеров, шаровидная или яйцевидная формы нередко используются в качестве подвесных композиций. Подвесные цветочные объекты всегда оригинальны в декоре интерьера, они помогают разнообразнее обыграть пространство. Не обязательно подвешивать эти элементы флористического дизайна высоко и устраивать «цветочные дожди”. Использовать подобные флористические конструкции нужно избирательно с обоснованием образности. А Людмила Александровна в своей новой интерпретации показала нам, как можно ввести шар в украшении иконы, причём с образным его обоснованием, и как можно составить композицию на праздник Крещения Господня, исходя из возможностей – минимального количества цветов. Оригинальность и новизна очевидны. Прошу простить меня, так как из выбранных фотографий не все имею возможность подписать. Если авторы узнают свои работы, то сообщите нам о местонахождении приведённых, как пример, композиций.
Изменено: |
|
|
|
20.01.2013 15:19:30
Шар, как символ 1.
|
|
|
|
20.01.2013 15:25:10
Шар, как символ 2.
|
|
|
|
20.01.2013 15:29:25
Шар, как символ, 3
|
|
|
|
20.01.2013 15:30:19
Шар, как символ 4.
|
|
|
|
20.01.2013 15:31:14
Шар, как символ 5.
|
|
|
|
21.01.2013 02:17:05
Ольга Дмитриевна! Спаси Господь за внимание и отзыв о выполненной работе. Слава Богу,что все управил! Нет пока времени дать свои более подробные пояснения к исполненной без всякого сомнения, промыслительно и с помощью Божией, но моими руками и усилиями, за 8 спокойных, вечерних и по-художественному, неторопливых часов работы.
В итоге: с неожиданным и интересным для меня сюжетом, воплотившемся в работе. На сей раз, удивляясь, только отметила про себя, что почему-то и предварительных идей никаких, как обычно, даже и не возникало. Но приступая к работе не отчаявалась по этому поводу, а с надеждой и упованием на волю Божею, благословилась, подготовила сразу все необходимое и работала с тихим пением Тропаря ко Крещению и во славу Его. Исходным материалом всего лишь, скромно, послужили приобретенные по опту, из 25 шт. в упаковке, - 18-ть веток белой гипсофилы" Премиум" и 5 штук кустовой, белой "Балтики". ( Остальные 7 веток гипсофилы пошли на украшение выносной свечи, 2-х дъяконских и добавлением в 2 букета к иконам на Солее). p.s. Впервые, сняла мобильным телефоном на 2-х мин. видео окончательный вид работы. Жаль,что бликов вод, как в натуре украшения и на видео почти не заметно, да и оператор из меня неважный получился, но проба пера есть! Разместила ссылку в теме "Фотогалерея..."
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]
|
|
|
|
22.01.2013 21:44:16
Что и сама пришла в смущение: " Это на каком основании мы все имеем прово так декоративно и свободно развешивать и устанавливать шарообразные цветочные, образные подобия Державы,- символа власти, добиваясь этим оригинальности, разнообразия в молитвенном Доме? Увидели, что на иконе Матерь Божия с Державой и пошли...., вытворять формообразное подобие ..... И зачем-то нам нужно, вообще, обыгрывать пространство в уже его поставленном, всем имеющимся в интерьере храма, убранством? Какая-то тут, совсем незаметно прокралась, произошла подмена и возникла путаница в цветочных вопросах, что совершенно очевидно и явно просматривается даже из приведенных фото работ, какую не посмотреть. По исполнению работ не похоже и на то, как когда-то, Вы с о.Михаилом, со смыслом составляли два шарика- подвески в Алтаре, чтобы и другие его, этого смысла, придерживались! Вот к чему приводит эта пустая "оригинальность", обыгранность и разнообразие в декоре! Могу пока, по плодам и видам творимого,только предположить, но возможно,что Вы знаете об источнике возникновения этих интерпретируемых в наших православных храмах, вольных разнообразиях и оригинальностях. Быть может, следует с точки зрения излагаемых Вами о шаре символических значениях, дать нам для понимания и соответствующие свои пояснения к прилагаемым работам? p.s. В своей последней работе отмечу, что вращающимся маленькими шариками, символически было отражено собирательное действие, всех во Христа крестившихся во Святых Водах.
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]
|
|||
|
|
22.01.2013 23:06:23
Когда я даю фото - примеры композиций в храмах, то всегда предоставляю участникам возможность поразмышлять, а не слепо копировать. Это реальная практика конкретных храмов и обителей - сегодняшний день, современный опыт, который и существует для того, чтобы дать пищу для ума и души, дабы отделить пшеницу от плевел, а это не так уж просто сделать. К сожалению, подобным анализом трудно заниматься в рамках форума, но, по крайней мере, на "Донской слободе" это присутствует, в отличие от "популярного", на котором всё всегда очень "Ох, как красиво", но это совершенно не имеет никакого отношения к искусству Церкви, которое нередко стремятся подменить светским и мирским, в котором внешняя красивость никогда не заменит "Божественной красоты" символического христианского искусства. А от ошибок не застрахован никто: ни умудрённые практическим опытом и находящихся в Церкви, ни начинающие, делающие первые шаги.
Изменено: |
||||
|
|
|||
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)