О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
На иконе «Успение Пресвятой Богородицы» изображается одна или несколько свечей, символизирующих молитву ко Господу.
На иконе Феофана Грека, написанной на оборотной стороне иконы «Донская Богоматерь» свеча, горящая у ложа, концентрирует в себе особенность происходящего. Помещённая в самом центре, на одной оси с фигурой Христа и херувимом, она кажется исполненной особого смысла.
По апокрифическому преданию, Мария зажгла свечу перед тем, как узнала от Ангела о своей смерти. Свеча в иконе – это символ души Богоматери, светящей миру. Но у Феофана Грека это больше, чем отвлечённый символ. Трепещущее пламя словно бы даёт услышать гулкую тишину оплакивания, ощутить неподвижность тела Марии. Мёртвое тело, как сгоревший и остывший воск, из которого ушёл огонь – душа.
Свеча догорает – кончается время земного прощания с Марией. Благодаря образу свечи ощущается и быстротечность времени, неумолимо ведущего всё и всех к концу. Свеча, как символ иконографии праздника, может быть взят и за основу образа, воплощённого в растительно-цветочных композициях.
Ольга Малова пишет:
Украшение Плащаницы на праздник Успения в 2013 г., Муром, Воскресенский женский монастырь.
Финансовые возможности были скромные, поэтому при составлении проекта были выбраны образы, воплощение которых реально и при таких условиях. Композиция выполнена в гармонии пастельных тонов.
Свеча, как символ иконографии праздника и 12 звёзд во образ Откровения: Жена, облечённая в солнце, под ногами у Неё луна и на главе Её венец из 12 звезд (Откр. 12: 1).
Об этом говорит и псалом 11-1: «… паче солнечнаго света одеяна еси ризами позлащенными, преиспещренными, преукрашенными красотою чистейших Твоих добродетелей: дванадесять пресветлых небесных звезд составляют венец, иже на главе Твоей: слава Тебе всех верных христиан усердная Заступнице».
"Усовершенствованные" подсвечники в традиционных дореволюционных формах.
Ольга Дмитриевна, наконец-то, пришло время и я с большим интересом приступила к внимательному просмотру, анализу и неторопливому изучению Вашей, новой работы, как очередного, предлагаемого Вами варианта цветочного убранства к празднику Успения Божией Матери. Вспоминаю при этом и Александровский эконом-вариант!
Да, пожалуй, что тут сразу же следует отметить не только Вашу идейную находчивость при скромных финансовых возможностях монастыря, но и опытность по превосходно подобранной, цветовой гамме использованных растений и той, созданной гармонии пастельных тонов между ними.
Но, далее, следуя по предлагаемому Вами тексту, прихожу к вопросу: "Могли бы Вы нам более подробно пояснить те соотношения текста с расстановкой всех цветочных элементов в работе?" Почему и зачем так? К примеру, читаю: "... На главе Ее венец из 12 звезд...", смотрю, - на главе их нет, а вижу что-то подобие звезд шаровой формы расставленными по поверхности Плащаницы?
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]
Пока я находилась в надежде все еще услышать ответы на свои последние вопросы от Ольги Дмитриевны, то уж совсем и не ожидала наступившего статистического события на форуме, когда эта тема, по числу просмотров, так быстро смогла перевалить за рубеж 100 000 !!!!!!!!!!!!!!!!!
Вот и этот факт послужит всем нам еще одним доказательством о важности и роли выставляемых цветов в православных храмах!
p.s.
К сказанному о роли цветов в храме, пожалуй поделюсь частью своих фотографий о проведенной, 4-5 апреля 2014 года, в храме св. Николая на Рогожке, в Москве работе, по случаю малого освящения его главного Предела после завершения в нем проводимых реставрационных работ. Для интересующихся сообщаю, что более подробный материал о данной работе планирую разместить в теме "Факультативных занятий", т.к. работа, выполненная группой участников, одновременно, для них носила характер и практического урока.)))
Ольга Малова пишет:
Украшение Плащаницы на праздник Успения в 2013 г., Муром, Воскресенский женский монастырь.
Финансовые возможности были скромные, поэтому при составлении проекта были выбраны образы, воплощение которых реально и при таких условиях. Композиция выполнена в гармонии пастельных тонов.
Свеча, как символ иконографии праздника и 12 звёзд во образ Откровения: Жена, облечённая в солнце, под ногами у Неё луна и на главе Её венец из 12 звезд (Откр. 12: 1).
Об этом говорит и псалом 11-1: «… паче солнечнаго света одеяна еси ризами позлащенными, преиспещренными, преукрашенными красотою чистейших Твоих добродетелей: дванадесять пресветлых небесных звезд составляют венец, иже на главе Твоей: слава Тебе всех верных христиан усердная Заступнице».
"Усовершенствованные" подсвечники в традиционных дореволюционных формах.
Ольга Дмитриевна , наконец-то, пришло время и я с большим интересом приступила к внимательному просмотру, анализу и неторопливому изучению Вашей, новой работы, как очередного, предлагаемого Вами варианта цветочного убранства к празднику Успения Божией Матери. Вспоминаю при этом и Александровский эконом-вариант!
Да, пожалуй, что тут сразу же следует отметить не только Вашу идейную находчивость при скромных финансовых возможностях монастыря, но и опытность по превосходно подобранной, цветовой гамме использованных растений и той, созданной гармонии пастельных тонов между ними.
Но, далее, следуя по предлагаемому Вами тексту, прихожу к вопросу: "Могли бы Вы нам более подробно пояснить те соотношения текста с расстановкой всех цветочных элементов в работе?" Почему и зачем так? К примеру, читаю: "... На главе Ее венец из 12 звезд...", смотрю, - на главе их нет, а вижу что-то подобие звезд шаровой формы расставленными по поверхности Плащаницы?
Если внимательно изучать иконографию Божией Матери, в частности формы звёзд, то можно увидеть, что очень часто они обозначаются в форме круга с небольшими лучами и необязательно восемь из них выступают за границы круга, часто и четыре или совсем без лучей. Но кругом (шаром, полусферой), как формой, не ограничивается разнообразное решение по форме этих символов, нередко это квадрат или прямоугольник…
Звёзды – знаки Приснодевства на мафории Богоматери – как символы имеют свою историю развития. В основе звёзд лежат кресты, которые изображали по-разному и в разном количестве. Например, крест нередко присутствовал на челе или головном уборе христиан. Позднее он перешёл и на мафорий Богородицы.
В XIII в. на Богородичных иконах он постепенно заменялся звездой: добавление диагональных лучей к кресту преобразовало его в крест орнаментированный – звезду, в основании которой крест. Изначально это были знаки Богоизбранности, но впоследствии преобразованы в кресты-звёзды, числом три, выражающие один из догматов Церкви – Приснодевство Богоматери, поэтому звёзды непорочности называют лилиями.
Что касается расположения 12-ти звёзд, то асимметрия здесь неслучайная и связана не только и столько с удобством при прикладывании ко святыне и тем более не с экономическими соображениями. Обратившись к иконографии, мы увидим, что украшенные звёздами платье или мафорий, олицетворяющие образ небесный, присутствуют в искусстве Церкви, например, об этом пишет о.Павел Флоренский (икона «Явление Божией Матери Преподобному Сергию).
Ничего нет предосудительного в том, что лучи серебряные (металлические), так как и этому есть объяснение. Нельзя делать выводы, основываясь на личных ощущениях и восприятии, а всегда искать ответы в традициях Церкви, так как это образы неземной красоты. Как «синтез храмового действа не ограничивается только сферой изобразительных искусств» [о. Павел Флоренский], так и создание растительно-цветочных аранжировок в православном храме предполагает включение во флороблагоукрашения производных элементов, заимствованных из других декоративно-прикладных жанров искусства Церкви, что является малым художественным отражением организации храмового действа, как художественного целого, в том числе природных и производных из природных: золото, серебро, драгоценные камни, металлы, стекло; ленты и ткани, которые также могут быть и натуральными.
С глубокой древности ювелирное искусство зародилось как сакральное: золото, серебро, драгоценные камни, дерево – природные материалы были символами духовных качеств и явлений. В какой-то степени золото и серебро могут считаться «аксессуаром» с мирской точки зрения, так как не являются растительными, но, ведь, природными, как растения или драгоценные камни! Да, к тому же особо-символичными, а потому весьма ценными в церковном искусстве и, что самое важное – незаменимыми по образности: Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф. «Ты, яко солнце, ризами позлащенными и преиспещренными одеяна, сардис и топазион в венце Твоем, слава и богатство в деснице твоей, смирна, и Ливан, и бальзам в руце Твоей, сапфир и измарагд на перстех Твоих».
О числе «двенадцать» я уже писала, здесь не только образ венца из Откровения (Откр 12: 1), поэтому совершенно необязательно, чтобы звёзды присутствовали только в венце. Двенадцать – это неразрывная связь между Богом и человечеством, цельность и совершенство, как образ, безусловно, относится, в первую очередь к Богородице. Да, и числовая символика должна интересовать благоукрасителей, если есть стремление создавать образы на языке искусства Церкви.
Ольга Малова пишет: Венки-нимбы в украшении Плащаниц в Успенском женском монастыре г. Александрова Владимирской области навели меня на размышления. В Уставе на Успение Пресвятой Богородицы о венке на Плащаницу не говорится, а на Страстную Пятницу венок возлагается тогда, когда Плащаницу выносят на средину храма. Почему-то представления благоукрасителей, судя по практике, о венке, как о мандорле - овале по всей Плащанице стали почти традицией. Возможно, мы неправильно понимаем, и речь в Уставе идёт как раз о таком венке-нимбе, как в Успенском монастыре? Подражательный рефлекс не только у детей развит, взрослые также очень часто подражание превращают в традиции. Вот я и задумалась!!! Может быть, сестры Успенского монастыря именно по Уставу всё делают, и в простоте Истина? А нам надо исправляться? Надеюсь, что мы как-то с Божьей помощью разрешим этот вопрос?
Цитата
Людмила Бондаренко пишет: Соглашусь, что и этот вопрос в убранстве Плащаниц, требует от нас, опытных, храмовых цветоукрасителей, проведения детального анализа и более расширенного изучения используемых и предлагаемых практических приемов и средств в настоящее время. Не буду торопиться высказывать свое мнение: "За" или "Нет", т.к. прежде, хорошо бы еще и услышать от самих исполнителей толкование такой воплощенной, творческой идеи Венка-нимба, да и аргументы или мотивы, взятые ими за основу. Вполне возможно, что в этом монастыре следуют, согласно установленному, внутреннему их Уставу и сохраняют исторически сложившуюся традицию, а быть может, следуют современным изысканиям духа времени, - удивить новизной либо тут затронута совсем иная, экономпроблема. Кто еще кроме авторов сможет нам пояснить? Ольга Дмитриевна, а есть ли у Вас еще и фотографии в полный размер этих Плащаниц? Быть может я ошибаюсь, но если внимательно присмотреться к изображениям на фото, то видно и продолжение: что эти обе Плащаницы помещаются, всякий раз, в прозрачный гробик с невысокими, в 10см.,ограничивающими краями и вокруг которого, в плетенных корзинах, дополнительно, расстановлены и еще цветы. Если же это, общее цветочное убранство не такой полной формы, а лишь украшение на одних нимбах, то пока, могу только отметить, что украшенный цветами нимб у Богородицы на первой фотографии, воспринимается мною еще, как-то естественно, но на второй фотографии, где цветочный венок-кольцо, вокруг главы Спасителя,- вызвало откровенное удивление и мысль сожаления о каком- то "сжатом", экономичном образе того традиционного венка, украшающего Плащаницу Спасителя.
Цитата
Ольга Малова пишет: В середине апреля собираюсь в этот монастырь и буду иметь возможность задать вопросы, которые у меня возникли. Только ведь можно находить аргументы в пользу или нет венка-нимба гадательно, вопрос в том, насколько это верно с точки зрения Устава Церкви, что в нём заложено, какой венок? Полный по всей Плащанице или только нимб. Речь здесь не об "эконом-варианте", не о том, что венок без оазиса не испортит Плащаницу, как святыню или произведение искусства и т.д. Вопрос принципиальный, какой венок имеет в виду Устав?
Христос Воскресе! Ольга Дмитриевна, возвращаясь к материалам, которые уже как год назад были размещены на нашем форуме (посты #481-483), интересно было бы узнать, удалось Вам задать свои вопросы сестрам Успенского монастыря и как-то прояснить этот вопрос или нет? На всякий случай, перекопирую фотографии, выложенные Вами, чтобы было понятно, о чем речь.
Ольга Малова пишет: В середине апреля собираюсь в этот монастырь и буду иметь возможность задать вопросы, которые у меня возникли. Только ведь можно находить аргументы в пользу или нет венка-нимба гадательно, вопрос в том, насколько это верно с точки зрения Устава Церкви, что в нём заложено, какой венок? Полный по всей Плащанице или только нимб. Речь здесь не об "эконом-варианте", не о том, что венок без оазиса не испортит Плащаницу, как святыню или произведение искусства и т.д. Вопрос принципиальный, какой венок имеет в виду Устав?
Христос Воскресе! Ольга Дмитриевна , возвращаясь к материалам, которые уже как год назад были размещены на нашем форуме (посты #481-483), интересно было бы узнать, удалось Вам задать свои вопросы сестрам Успенского монастыря и как-то прояснить этот вопрос или нет? На всякий случай, перекопирую фотографии, выложенные Вами, чтобы было понятно, о чем речь.
Ольга, простите, что отвечаю с опозданием, на форуме бываю время от времени. Особенность этого украшения связана с тем, что Плащаница не открыта, она под прозрачным колпаком, Плащаница особенная - произведение искусства, поэтому и без оазиса, но опыт мне показался интересным, я впервые увидела такое уставное решение венка-нимба.
Обратила внимание на сообщение Ирины Шандровской. ( пост#146 от 14.06. 2014. темы: Цветочные убранства у икон и у прочих элементов интерьера храма )
Ирина пишет:"... к иконе "Тайная Вечеря" перенесли цветочный венок сохранившийся от убранства иконы "Вход Господень в Иерусалим", правда образ Иуды на иконе прикрыли веткой хризантем.... "
Впервые слышу о таком решительном действии из числа прихожан и той необычной, но конкретной роли в которой могут оказаться цветы в храме - закрывать собой кому-либо неугодное! Вот так роль!
Ирина пишет:"... к иконе "Тайная Вечеря" перенесли цветочный венок сохранившийся от убранства иконы "Вход Господень в Иерусалим", правда образ Иуды на иконе прикрыли веткой хризантем.... "
Впечатляет... Дорогая Ирочка, как Вам это пришло в голову?
Думаю, что же мне совершить что-то подобное, но побаиваюсь отца настоятеля...
Простите меня ради Бога, не хотела Вас обидеть, всё же смею надеяться, идея не Ваша?
Марина Федорович пишет:
Впечатляет... Дорогая Ирочка, как Вам это пришло в голову?
Думаю, что же мне совершить что-то подобное, но побаиваюсь отца настоятеля...
Простите меня ради Бога, не хотела Вас обидеть, всё же смею надеяться, идея не Ваша?
Марина, спасибо за внимание. Ни о какой обиде речи быть не может. Мы все должны понимать, что, если в цветовом решении могут быть разногласия, то о таких моментах, которые просто не допустимы в храме молчать не стоит, чтобы не бояться обидеть.
Немного расскажу, откуда возникли такие мысли у того, кто их и воплотил: два года назад к иконе Тайная Вечеря, прикладывались прихожане, а стоящие впереди предупреждали - не целуйте образ Иуды. Кто-то обижался, не понимая, кто-то кивал головой... Но, вот уже в прошлом, 2013 году я вошла в храм и тогда увидела и такое...
Мне так и не сказали, кто это сотворил. Но фото на память все же сделала.
Марина Федорович пишет:
Впечатляет... Дорогая Ирочка, как Вам это пришло в голову?
Думаю, что же мне совершить что-то подобное, но побаиваюсь отца настоятеля...
Простите меня ради Бога, не хотела Вас обидеть, всё же смею надеяться, идея не Ваша?
Марина, спасибо за внимание. Ни о какой обиде речи быть не может. Мы все должны понимать, что, если в цветовом решении могут быть разногласия, то о таких моментах, которые просто не допустимы в храме молчать не стоит, чтобы не бояться обидеть.
Немного расскажу, откуда возникли такие мысли у того, кто их и воплотил: два года назад к иконе Тайная Вечеря, прикладывались прихожане, а стоящие впереди предупреждали - не целуйте образ Иуды. Кто-то обижался, не понимая, кто-то кивал головой... Но, вот уже в прошлом, 2013 году я вошла в храм и тогда увидела и такое...
Мне так и не сказали, кто это сотворил. Но фото на память все же сделала.
_________________________________________________________________________________________________________________
Немного конечно странно, что Вам так и не сказали, кто это сделал, но при этом Вы так уверенно говорите откуда возникли такие мысли...
Но Слава Богу, что это были не Вы! Теперь я тоже буду внимательней, а то вдруг приложусь не туда и капец!!!
Марина Федорович пишет:
Немного конечно странно, что Вам так и не сказали, кто это сделал, но при этом Вы так уверенно говорите откуда возникли такие мысли...
Но Слава Богу, что это были не Вы! Теперь я тоже буду внимательней, а то вдруг приложусь не туда и капец!!!
Да, мне тоже странно, троих подозреваю , а уверенно говорю, т. к . и меня предупреждали... и при мне говорили людям. Всё остальное - мои догадки. Но в чём может быть ещё причина- закрыть образ Иуды ? Часто бывает- люди делают, думают во благо, а получается совсем наоборот- и икону испортили и композицию... А мне надо бы смиряться, но вот, не получается.
Марина Федорович пишет:
Немного конечно странно, что Вам так и не сказали, кто это сделал, но при этом Вы так уверенно говорите откуда возникли такие мысли...
Но Слава Богу, что это были не Вы! Теперь я тоже буду внимательней, а то вдруг приложусь не туда и капец!!!
Да, мне тоже странно, троих подозреваю , а уверенно говорю, т. к . и меня предупреждали... и при мне говорили людям. Всё остальное - мои догадки. Но в чём может быть ещё причина- закрыть образ Иуды ? Часто бывает- люди делают, думают во благо, а получается совсем наоборот- и икону испортили и композицию... А мне надо бы смиряться, но вот, не получается.
Ирина, а разве Вам самой, как только узнали о факте, нельзя было просто сразу же подойти и вытащить подставленные в композицию у иконы эти хризантемы? И все дела!
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]
Людмила Бондаренко пишет:
Ирина, а разве Вам самой, как только узнали о факте, нельзя было просто сразу же подойти и вытащить подставленные в композицию у иконы эти хризантемы? И все дела!
Людмила Александровна, так и сделала бы, если бы пришла на службу без опоздания... уже суетиться поздно было. Да я и не представляла , что к этой иконе венок перенесут. УВИДЕЛА ... и расстроилась.
Людмила Бондаренко пишет:
Ирина, а разве Вам самой, как только узнали о факте, нельзя было просто сразу же подойти и вытащить подставленные в композицию у иконы эти хризантемы? И все дела!
Людмила Александровна, так и сделала бы, если бы пришла на службу без опоздания... уже суетиться поздно было. Да я и не представляла, что к этой иконе венок перенесут. УВИДЕЛА ... и расстроилась.
Да, можно только Вам посочувствовать! Надеюсь, что Вами были сделаны правильные выводы о получившемся факте?
Я же не ставила целью обратить внимание участников на такое сознательное действо по отношению к цветочному убранству иконы " Тайной Вечери" в Вашем храме. А хотела подчеркнуть таким фактом то, что всякий раз, когда у иконы составляется цветочное убранство любой формы необходимо помнить и никогда "даже специально" не прикрывать используемым растительным материалом лики на иконе, особенно отражаемых на ее клеммах.
Для примера - фото с некоторыми работами. Не могу назвать ни их авторов, ни храмов. Но вот если бы более аккуратно, по отношению к иконам, были выложены данные гирлянды? Что мешало?
Елена Исаенко пишет в теме Фотогалерея: "украшение к Празднику в Цюрихе"
Елена, хочу Вам откровенно признаться в том, что вроде-бы на вид простая, но выразительно, динамично составленная общая цветочная композиция из минимального количества доступного растительного материала меня приятно не только удивила, но и порадовала своей обширной богословской идеей, неожиданно прочитанной в ней! (Конечно и вазы такой формы, их высота и цвет, тоже внесли дополнительный вклад в общую композицию)
По моему, в этом и есть высшая положительная роль цветов в цветочных убранствах у храмовых аналойных икон, а вот главная задача цветоукрасителя - любой растительный материал умело выложить в созвучную композицию!
Елена, легко ли Вам дается образная форма в таком творчестве или это дело случайности? У меня же еще так и остается в памяти тот символический образ, который цветами был Вами раскрыт у Креста.
Людмила Бондаренко, именно ЭТА композиция не моя, я в это время находилась в отпуске....но могу с уверенностью ответить не только за себя, но и за мою напарницу Катерину, что что-то специально мы не продумываем по-долгу, исходим только из конкретного цвета Праздника, сезона+наличие материала в магазине. Я просто уверенна, что это просто ответ Господа на нашу молитву перед работой, ведь мы же просим "...во Славу Твою..." управить и дальше просто делаем.
Елена Исаенко пишет:
Людмила Бондаренко, именно ЭТА композиция не моя, я в это время находилась в отпуске....но могу с уверенностью ответить не только за себя, но и за мою напарницу Катерину, что что-то специально мы не продумываем по-долгу, исходим только из конкретного цвета Праздника, сезона+наличие материала в магазине. Я просто уверенна, что это просто ответ Господа на нашу молитву перед работой, ведь мы же просим "...во Славу Твою..." управить и дальше просто делаем.
Елена, благодарю за ответ. Действительно, как, порой, все просто и в один момент удивительным образом складывается и получается!
Слава Богу за неустанную заботу о нас, грешных и помощь!
Позволила себе внести на фото некоторые графические указатели для того, что образно понять очень объемный сюжет в этой работе.
Не перестаю с восторгом удивляться полученному ее творческому результату!
На мой взгляд, Екатерина прекрасно смогла в общей композиции символически, но и одновременно, сразу выложить сюжеты из Ветхого и Нового Заветов! Разве эта, действительно подходящая и образная идея может быть не замеченной в цветочном убранстве храма?
Сами сюжеты не раскрываю в надежде, что имеющийся уровень богословских знаний храмовых цветоукрасителей позволит каждому самостоятельно увидеть и "прочесть" их в работе, без моей помощи.
Творческой группе: Елене, Марии и Екатерине и всем нашим цветоукрасителям - желаю помощи Божией и творческого вдохновения в дальнейшей работе!
Уважаемые форумчане, я сожалею, что в порыве страстей расстроилась такая интересная тема. Хотелось видеть ее продолжения, ведь это очень важный вопрос не только в аспекте декора храма, но и искусства иконописи. Хотела бы задать свой вопрос, не надеюсь на ответ, но всё же. Фон народных икон часто изобилует изображениями разного рода цветов, часто стилизованных, в которых трудно распознать какие-то конкретные цветы. Но всё же, мне кажеться, они там изображены не случайно, это и не только народная традиция всё украшать цветами, и не только "боязнь тишины" ( пустоты) в пространстве иконы, это имеет определённый символический подтекст.Но может быть я ошибаюсь и не следует искать то, чего нет? Народным иконописцам вдомёк ли было, что символизируют цветы? Цветок в пространстве иконы - кто что-то знает, ответьте. Благодарю за тему на форуме. Всем желаю Любви. Спаси вас Бог!
Елена Пономаревская пишет: "Уважаемые форумчане, я сожалею, что в порыве страстей расстроилась такая интересная тема. Хотелось видеть ее продолжения, ведь это очень важный вопрос не только в аспекте декора храма, но и искусства иконописи. Хотела бы задать свой вопрос, не надеюсь на ответ, но всё же. Фон народных икон часто изобилует изображениями разного рода цветов, часто стилизованных, в которых трудно распознать какие-то конкретные цветы. Но всё же, мне кажеться, они там изображены не случайно, это и не только народная традиция всё украшать цветами, и не только "боязнь тишины" ( пустоты) в пространстве иконы, это имеет определённый символический подтекст.Но может быть я ошибаюсь и не следует искать то, чего нет? Народным иконописцам вдомёк ли было, что символизируют цветы? Цветок в пространстве иконы - кто что-то знает, ответьте. Благодарю за тему на форуме. Всем желаю Любви. Спаси вас Бог!"
Доброго дня Вам, Елена! Уверена, что тема о роли и значении цветов в цветочных убранствах в храме непременно будет продолжаться. Думаю, что на заданный Вами вопрос с Божией помощью обязательно найдется ответ. Может не сразу, может даже и не на этом форуме, Бог весть.
К сожалению, правильного ответа не знаю, но согласна с Вами, что «цветок в пространстве иконы» - не может быть случайностью, ведь ничего случайного или лишнего в иконописи быть не может, так как все подчинено канону.
Этому подтверждение нашла в работе архимандрита Рафаила Карелина «О языке православной иконы» (http://azbyka.ru/tserkov/ikona/;http://azbyka.ru/tserkov/ikona/5g6_1.shtml), правда, напрямую об изображении цветов и о значении их в ней не говорится, но очень много интересного не только для иконописцев, но и нам можно почерпнуть, занимающимся цветочным убранством икон.
Вот несколько абзацев из этой работы: "«В иконах особое место занимает пейзаж. Это не только фон, но космос, ожидающий своего преображения через человека. Скала на иконе – это отточенная глыба гранита, с причудливыми многоугольными плитами, похожими на огромные кристаллы – скала, которая должна превратиться в алмаз в будущем Царстве света; море, отмеченное колеблющимися линиями волн, должно стать подобным небу – морем света; деревья, нарисованные такими же скупыми линиями, как скалы, - расцвести как райские цветы. Пейзаж подчинен человеку. Земля ждет через него своего обновления – второго духовного рождения.
На иконе космос – узник, еще закованный в цепи, но ожидающий своего освобождения; до времени преображения «земли и неба» (1 Петр.) ему разрешено говорить только шепотом.
Наиболее яркими красками изображена пустыня, где живут отшельники. Это – сад небесных цветов: в нем отблеск райской красоты (икона «Детство пр.Иоанна»)»…..
Еще о не случайности изображенного на иконе ( в т.ч. и стилизованных цветов,), на мой взгляд, можно предположить, если перейти по ссылке на сайт Гомельского музея, фотографию иконы святителя Николая из которого Вы привели в пример. За внешней простотой графическо-иконописного стиля, который получил название «народный наив», скрывается глубинная народная философия. Старообрядческие иконы, созданные на территории Гомельской области, восходят к древнерусским традициям, получившим развитие в творчестве талантливых местных мастеров ХVII-начала ХХ вв.
Например, в 1680-х гг. была основана Ветковская иконописная школа выходцами из Русского государства. С 1695, когда был освящён Покровский храм и монастырь, Ветка стала значительным старообрядческим центром. При местных монастырях, скитах, посадах и слободах интенсивно развивалось иконописание. Традиция была в основном анонимной (восстановлено около 80 имён). Секреты ремесла и рецепты красок часто передавались по наследству. Колорит сохранял свойственную древней иконописи световую насыщенность. Была возобновлена старая византийская традиция, для которой были характерны подробная разработка оттенков красного – от киновари до глубоких вишнёвых и малиновых тонов и выполнение золотых фонов и полей икон, закрытых листами сусального золота, «двойника» (серебро и золото), серебра под цветным (иногда янтарным) лаком. В орнаменте на иконах типичными были букеты роз, отдельные цветки, ростки, звёздчатые, крапчатые мотивы. Из Ветки происходят рукописные иконографические пособия для иконописцев, т.н. Подлинники». (http://www.vetka-museum.by/fenomeny-vetki/staroobryadcheskaya-vetka/95-vetkovskaya-ikonopisnaya-shkola.html).
«Растительный орнамент из листьев и цветов, а также картушей с надписями, у лучших мастеров с применением техник «цировки» и «цвечения золота», также характерен для ветковских мастеров, он являл образ эдемского сада. Основные мотивы, характерные для Ветки: цветы, розы и розовые букеты, ветви с листьями и цветами яблонь, имитация листьев аканта, виноградная лоза, гирлянды, рог изобилия, нарциссы, раковины».
Еще одно мое предположение, что использование в обрамлении иконы крупных стилизованных цветов: тюльпанов, георгинов, ирисов и т.д., пришло в русскую иконопись из западноевропейских гравюр.
Моя версия ответа на Ваш вопрос такова: изображение растительности и цветов являют собой образ эдемского сада. Но думаю, что истинно правильный ответ можно найти у людей, имеющих глубокие познания в вопросах истории иконописи.
Вот еще несколько икон с изображением стилизованных цветов из Гомельского музея:
Несколько дней назад на просторах инета встретила вот такую фотографию (вернее, две фотографии одной и той же иконы Божией Матери, совершенно разные по цветопередаче). Если правильно поняла, это Девпетуровская-Тамбовская икона Божией Матери, которая находится в Спасо-Преображенском соборе в Тамбове и была келейной иконой святителя Питирима Тамбовского. Лик Божией Матери убран цветами. Может кто-нибудь знает что-то о цветочном убранстве?