Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
Личность в палеолите по данным современной археологии, Михаил Аникович, доктор исторических наук, Институт истории материальной культуры РАН, доклад на Рожденственских чтения 2012 г.
Видео доклада http://youtu.be/pBRmPAwY7CI
Тезисы:
Культура – это творческий акт человек, который рождает вторую реальность.
Произведения культуры, найденные и идентифицированные, относят к периоду 200-300 тысяч лет до.н.э.
Существует точка зрения относительно материалистической теории возникновения искусства – туша убитого животного превращается в чучело, потом в образ на стене и т.д. Но это противоречит фактам. Существующие данные не могут расположить найденные артефакты по линии возрастающей сложности или по степени абстракции.
Во франко-кентебрийской области была открыта пащера Шаве. Там есть картины, которые были продатированы 36-40 тысяч лет, начало верхнего палеолита. Эти данные множатся. Они показывают, что не было развития от простого к сложному. Шедевры возникают сразу. Могли создаваться фантастические образы, реалистические образы. Абстрактное мышление было сопоставимо с нашим.
Позднее человек изображал не просто образ женщины, но конкретную женщину. Это опыт персонификации образа. Художник отличал образы и личности друг от друга.
Палеолетический художник преувеличивал формы женщины, на лицо обращал мало внимания. Есть исключения. 20000 лет назад, статуэтка из Брассемпуи, Франция с очень красивыми чертами лица. Существуют и индивидуализированные черты у животных.
В Мадленской культуре встречаются изображения человека. Это не просто индивидуальные образы, а шаржи. Об этой культуре можно сказать, что в некоторых этапах и некоторых культуроах личность понимается, как и в нашем времени – с эстетической точки зрения, как индивидуальность.
С точки зрения прямолинейного эволюционизма происходит непонятное. Эта культура исчезает и заменяется очень примитивными картинками. Это искусство эпохи мезолита и неолита. Крайнее упрощение и примитивизация. Сюжеты не содержат ни одной сцены войны или убийства человека человеком. Сюжеты охоты встречаются как исключения. С эпохи мезолита наоборот встречаются сцены истребления человека человеком, охоты.
Следовательно, войны не присущи человечеству даже в падшем виде. Кровавые убийства были, но это были исключения.
Это были разные люди, разные социумы. По всей видимости, убийство человеком человка было исключением из правила жизни древнего человека.
В духовной области никакого прогресса после палеолита человечество не знало. Идет явная деградация, это видно и по нашему времени.
Палеолит несомненно был религиозным. Есть отдельные случаи фиксирования обряда инициализации.
Палеолит имел представление о загробной жизни. Но они не делили мир на реальный и сверхреальный. Мир для них был цельным. В мезолите начинается обряд. Но в палеолите каждое погребение индивидуально, нет обрядовости.
Есть ли доказательства эволюционному пути развития религии? Для этого нет фактов.
История человечества по данным археологии это история после грехопадения. Если Каин построил первый город, до это рубеж мезолита и палеолита.
PS В который раз сожалею, что такие интересные доклады проплывают мимо современного человека из-за того, что Рождественские чтения очень обширны и не существует единого каталога выступлений и какого-то сборника с докладами. Приходится искать разрозненную информацию на разных, подчас совершенно случайных сайтах.
Кстати, этот доклад практически полностью совпадает в части отрицания эволюционного подхода к развитию человечесва с точкой зрения археолога Павла Волкова, высказанной в его книге "От Адама до Ноя", которая продавалась в лавке Донского прихода.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)