Цитата | ||
---|---|---|
Людмила Бондаренко пишет:
Слава Богу! Радуюсь оперативной и успешной работе нашей Почты России.)) Ольга Дмитриевна, скажите, а Вы с новой и интересной книгой о.Олега Мумрикова " Концепции современного естествознания", успели уже познакомиться? |
Гостиная форума "Цветы и храм" - приглашает! Добро пожаловать!, Делимся впечатлениями, мнениями, анонсами предстоящих событий, общаемся и прочее, прочее разное и разнообразное и сопутствующее в работе, даже улыбкой!)
19.02.2014 14:05:41
|
|
|
В мире цветов. О видах, сортах, символическом языке цветов и растительного материала, Подробное знакомство с миром окружающих нас растений расширяет ассортимент, используемый в искусстве цветочного убранства в храме.
19.02.2014 13:35:54
Досточтимый, отец Олег, благословите. Простите, батюшка, но это самое простое, что можно сделать, бросить своих овец. А слова и предложения, порой, понимаются по-разному, пишущим и читающим - разный смысл вкладывается. Мы тоже понимаем, что такое типология, экзегетика, аллегория... только тема у нас такая, что затрагивает все аспекты богословия, что весьма непросто. Может, и мне откланяться, тем более, что именно сейчас времени нет совершенно, да и сил тоже, да и Людмиле Александровне есть, чем заниматься, тоже время не всегда бывает... Вот и ещё одно доказательство того, что благоукрасители не окормляются, чувствуют себя ненужными, а порой и навязчивыми, и им очень нелегко в этом нелёгком и многоскорбном послушании. Простите Христа ради, р.Б. Ольга.
P.S. О навязчивости и непонимании это я не о себе, а то вновь какой-то иной смысл будет придаваться вышесказанному. Милостию Божией рядом священники-богословы и исповедники, игуменья, молитвами и участием которых поддерживается постоянно желание познавать и трудиться.
Изменено:
|
|
|
В мире цветов. О видах, сортах, символическом языке цветов и растительного материала, Подробное знакомство с миром окружающих нас растений расширяет ассортимент, используемый в искусстве цветочного убранства в храме.
18.02.2014 14:57:42
«Введение во храм Пресвятой Богородицы» 2013 г. Украшение праздничной иконы «плат с просфорной монограммой».
У Царских врат древа (крона дуба) – образ из Акафиста: Радуйся, цвете нетления; радуйся древо светлоплодовитое, от негоже питаются вернии; радуйся древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози . Акафист Пресвятой Богородице. Икос 7-й . Святитель Григорий Палама, обобщая святоотеческое богословие, поставляет Божию Матерь на ближайшее к Пресвятой Троице место, называя Её живой границей между сотворенным миром и несотворенным бытием Превечного Бога, Творца и Вседержителя всего сущего. Венок (корень) у Древа – образ Церкви, три лилии – образ Трилетствующей. Выносная свеча - образ Спасителя Иисуса Христа - Свет миру. |
|
|
В мире цветов. О видах, сортах, символическом языке цветов и растительного материала, Подробное знакомство с миром окружающих нас растений расширяет ассортимент, используемый в искусстве цветочного убранства в храме.
18.02.2014 14:55:38
Отец Олег, благословите. 1. Я понимаю и знаю, что порой святые отцы дают и противоположные ответы, но все они для нас духовные авторитеты. Понятно, что путь один, только тропинки, ведущие к нему у всех разные. Так, ведь, и священнослужители на один и тот же вопрос, нередко дают противоположные ответы. Они и могут иметь место, как индивидуально- исповедальные (что русскому - хорошо, то немцу - смерть), но нам, хотя бы научиться малочисленные уставные определения, касательно растений исполнять с уважением к Преданию Церкви, к Священному Писанию, святоотеческому наследию, и священнослужители должны нам пример показывать. Что же это будет с Церковью, если каждый, даже священнослужитель, во главу угла поставит свои личные суждения или прихожанка на послушании благоукрашения свои личные чувствования и представления в растительно-цветочных композициях будет воплощать - "красоту" домашнюю наводить. Надо разделять вопросы специальные, касающиеся церковных профессий, и вопросы индивидуально-духовные. К сожалению, нередко сегодня можно наблюдать такое явление: когда, например, молодой священнослужитель (а бывает и немолодой), не владея определёнными профессиональными знаниями о богословии растений, аргументы образовательного характера в диалоге заменяет на аргументы обличительного: гордость, прелесть, ересь и т.д.: я так сказал, а ты смиряйся... но Истина во главу угла и Она всего дороже - хиротония не является гарантом духовности и образования, что не исключает благоговейности к сану: христианства нет без Церкви, а Церкви без священства! Но невежество есть грех. 2. Конечно, Орудия страстей для христиан - святыня, но, что касается терниев венка Христова, то поклоняемся мы ему через искупительный подвиг Спасителя нашего и только благодаря Ему, как земному свидетельству Крестного подвига, а не просто самим терниям, как растениям (мы же не язычники), и, тем более, не как отрицательным символам Священного Писания, которые именно таковыми и будут представлены в композициях храмовых. 3. А, если мы будем наличие растительных символов греха ставить в параллель с упомянутыми знаками Богослужебной утвари и структурных частей храма, то превратим храм в прославление греха, так как это уже будет смешение на грани богохульства. Какова цель искусства в Церкви и преимущество образов? 4. Какие тернии могут быть у Плащаниц, Святых мощей, икон и т.д. Конечно, можно и "передёрнуть" и сказать, что это символ тех грехов, которые победили святые и т.д., чтобы всегда помнили о своих грехах, но главная цель - спасение, через покаяние конечно, но святость-то важнее, они первостепенные - в этом цель Церкви и каждого христианина и, что логично, образы малого жанра - флороблагоукрашения: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм - вы (1 Кор. 3: 16-17). Поэтому дискуссии можно вести бесконечно, но, конечно и они крайне необходимы для всех, но и должны быть установлены правила - определения - фундаментальные правила общецерковные - соборные, да и их-то мы умудряемся не выполнять. Написано же в "Богослужебных указаниях", что на Плащаницу возлагается венок, а мы кто, во что горазд... и объяснение найдём, но, как известно, кто верен в малом, тот верен и в большом. 4. Именно поэтому византийское искусство, по части тех же терниев, так отличается от готического стиля. Есть здесь какое-то лукавство демоническое, вроде бы как обличение греха у католиков, напоминие о грехе, но глаза наши будут во время Богослужения всё время видеть этот грех в храме, а не спасение... уныние это называется в конечном итоге, а не надежда в устремлённости к чистоте и правде Христовой, не подражание святым подвижникам и не прославление святости. Если бы современные христиане в массе своей могли бы прочитывать духовные смыслы византийского орнамента, в котором, в отличие от готического терниев нет! А наши предки прочитывали! Иконография - азбука искусства в Церкви, и это надо взять за правило. 5. Исключения могут быть, но, что касается терниев, то это исключение - Терновый венец Спасителя и только. Возможно, хвойные трисоставного Древа Креста и привносятся в храм исключительно как вечнозелёные древа в своей целостности, как символ-форма вечности Церкви, вечной жизни христиан, а форма, как известно, дух бережёт, то есть надежда на спасение - светлый безгреховный образ: кипарис - милосердие, кедр - вера благовонная, певг (сосна) - истинная любовь (Постная Триодь, среда четвёртой недели, Утреня, Канон преполовению и Кресту, Песнь 7), а использовать отдельные колючие элементы в украшении праздничной иконы на аналое и не следует. Я этого не делаю, тем более можно в украшении святынь на праздник "Рождество Христово" использовать аспарагус или ваксфлауэр, например, которые внешне "хвойные" - символичные, но мягкие - без колючек. К сожалению, батюшка, понимающих настоятелей по части аранжировки цветов не так много, как могло бы и должно быть. Нередко на это послушание смотрят, как на нечто "женское", а потому "незначительное" и даже "второстепенное", что также является не церковным и не духовным. В чём-то виноваты и сами благоукрасители. так как не хотят совершенствоваться ни в профессиональных знаниях, ни в том, чтобы и помочь как-то настоятелю изменить это мнение. В растениях, в богословии растений заключено всё Домостроительство Церкви: Крест - Древо, Церковь - Древо; лилия - образ Спасителя и Его Церкви, Матери Божией; розы - Божественная благодать; нарцисс - вечная жизнь и др. Через растения Господь проповедует и сегодня, только слепы мы. Вчера работали с батюшкой (игуменом), понимающим глубоко значение этой темы в духовной жизни христианина, над материалами по теме (служит в одном из заграничных приходов нашей Церкви), и он высказал одну потрясающую мысль, когда разбирали композиции: "Праздничные растительно-цветочные образы должны стать наглядным пособием праздничной проповеди для священнослужителя". А, чтобы стать таковыми, благоукраситель должен потрудиться, а вдохновить его в этом соработничестве должен настоятель с пониманием глубокого проповедническо-просветительского характера и цели послушания в составлении растительно-цветочных композиций в православном храме (конструкций, по о. Павлу Флоренскому), а в реальной жизни (общаюсь с коллегами по всей России и из заграничных приходов) это далеко не так, к сожалению. С поклоном и благодарностью за общение, будьте с нами почаще, с любовью о Христе, р.Б. Ольга. |
|||||||||||||
|
В мире цветов. О видах, сортах, символическом языке цветов и растительного материала, Подробное знакомство с миром окружающих нас растений расширяет ассортимент, используемый в искусстве цветочного убранства в храме.
15.02.2014 16:07:35
Отец Олег, благословите. Речь разве шла об украшении храма терниями, жизни по ветхозаветным законам, не использовании розы и принятии западно-европейского искусства? Ветхозаветные образы прообразовательные и в растительных символах, например, «Песни Песней» мы видим, опять же по толкованию святых отцов, Спасителя и Его Церковь, Матерь Божию и душу христианскую. Не только с роз, но и с боярышника, например, шипы всегда удаляются – это общеизвестно даже в миру. Как же можно Райский сад, в котором нет греха убирать терниями? Дом-то Божий, а не наш. Символичным представляется объяснение, почему именно из терна был возложен венок на главу Спасителя: как сказано выше, тернистые растения являются символом греха, и Господь смиренным принятием, то есть возложением на Его главу тернового венца, принял на Себя грехи мира. «Агнче Божий, Сыне Отечь, /вземляй В память о Терновом венце Спасителя патриархи и архиереи служат Божественную литургию без митр Во-первых, материал святых отцов дан для информации, а не для того, чтобы Вам противостоять, в нём более чем достаточно новозаветного материала, а не моих суждений и мнений. Во-вторых, для меня приведённые цитаты авторитетных отцов Церкви являются правилом и руководством практическим, что каждый для себя решает сам. Что касается не ели, а сосны, кипариса и кедра, как растений трисоставного Древа Креста, то здесь символика их вечнозелённости, а не колючести играет роль, как известно, лиственные деревья таким свойством не обладают. Каждому именно из этих деревьев песни церковные придают свой символический смысл (Постная Триодь, среда четвёртой недели. Утреня, Канон Преполовению и Кресту. Песнь 7). Если внимательно прочитать пост, который был Вами поддержан, то речь шла о том, что все растения имеют право быть в православном храме. Именно это и сподвигнуло меня дать материал, а вовсе не для того, чтобы вступать в дискуссию. Ведь то, что сказано двумя священниками, может превратиться в правило, и в храм с любовью понесут всё подряд: ядовитые, с различными запахами (а запахи, как известно имеют особый смысл в храме), не приличествующие по форме и т.д. В своей публикации Александр Николаевич Стрижёв, как специалист-ботаник и богослов (регалии перечислять не будем) не просто так заострил внимание на этом: исключить ядовитые и сомнительного достоинства растения. Что касается западно-европейского искусства, которое в огромном количестве присутствует в храмах России, то это обстоятельство осложняет и послушание благоукрасителей, так как композиция по стилю должна соответствовать украшаемому образу, и понимание различий – обязательное знание для аранжировщика, для убедительности привожу две работы на Рождество Христово в 2014 г. Подробный разбор – предмет полноценной лекции-практикума. Это и понимание различия готического и византийского орнаментов. В растительных орнаментах готики появилось множество реальных растений с искусственно созданной средневековой символикой, и даже включение в орнаменты пространства храмов терниев, то есть растений с колючками, которые в растительной символике Библии представляют грех: терновник, чертополох, репейник и др. Но именно орнамент, по о. Павлу Флоренскому «философичнее других ветвей изобразительного искусства» и «облекает наглядностью некие мировые формулы бытия». Нервные «колючие» и гротескные силуэты готического орнамента – яркий отпечаток душевного состояния, которому свойственно болезненное воображение. Многосложный орнамент с разнообразными фантастическими сюжетами и многочисленными уродливыми персонажами, в которых даже листья переходят в человеческие лица и наоборот, не даёт глазу остановиться и создаёт ощущение тревоги, а не мира в душе, и, несмотря на обличительный характер, образы земного греха становятся акцентом, а не святость и небесная благодать. Не напоминают ли нам эти особенности восприятия сложнокомпонентной западной орнаментики обильные, со множеством разнообразного растительного материала современные тенденции пёстрой и роскошной европейской флористики с её ориентированностью на индивидуальное лидерство в творчестве? С поклоном, р.Б. Ольга. |
|||
|
В мире цветов. О видах, сортах, символическом языке цветов и растительного материала, Подробное знакомство с миром окружающих нас растений расширяет ассортимент, используемый в искусстве цветочного убранства в храме.
14.02.2014 14:20:48
Отец Олег, благословите. Я знала, что Шнорр вызовет у Вас такое отношение. И привела я его не как свидетельство Предания Церкви, а лишь пример того, что в искусстве Церкви (иконография, орнаменты, росписи) колючих и ядовитых растений нет, если только как намёк на сорняки - символ язычества при написании образа ветхозаветного пророка: «Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая церковь, пришествием Твоим, в ней же утвердися мое сердце». И почему не сказано, что процвела пустыня как роза, но яко крин? Ведь и роза очень благоуханна и прекрасна на вид; потому что крин (лилия) при приятнейшем своём благоухании, имеет ещё три листка, коими образует три богоначальныя ипостаси Святыя Троицы, во имя которых совершается божественная баня пакибытия, разумею спасительное крещение, в котором и через которое прежняя пустыня, то есть, составленная из языческих народов церковь, очистилась и процвела, то есть обновилась как цвет, именуемый крин. Хотя и роза благоухает и имеет прекрасный вид, но не служит образом Святыя Троицы, так как имеет много листков и произрастает на растении тернистом, почему и не приличествует для показания тайны Святыя Троицы. Ибо терние Змеи Кефалонии, хотя и не имеют отношения к растениям, но как представители природы лишь являются свидетельством чуда, то есть того, что это исключение, не свойственное природе этих земных существ, которые жалят и убивают человека. Терния и волчцы (Быт. 2: 18; Притч. 24: 31; Иов. 31: 40 и др.) – символы наказания и опустошения, греха, порока, затруднений и препятствий, реальной и духовной бесплодности, пренебрежения своим делом, необдуманных слов, гибель души, последствий неисполнения Божьего промысла. Использовались как орудия пытки (Суд. 8: 7, 16) и однажды из терния был сделан венец (Мф. 27; 29; Мк. 15: 17; Ин. 19: 2, 5).[Земля], производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение. То пусть вместо пшеницы вырастает волчец, и вместо ячменя куколь (Иов 31: 40). Дурные и пустые люди сравниваются с терном и колючей изгородью (Мих. 7: 4). Смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом (Еккл. 7: 6). «Язык твой да руководится разумом твоим: слова, произнесённые необдуманно, – волчцы и терние» (Прп. Антоний Великий). В мессианские последние времена вместо терниев вырастут кипарисы (Ис. 55: 13). Святитель Григорий Богослов в проповеди о мытаре и фарисее использует этот образ греха: «Как страшен мне грех, как страшно оказаться полным терний и гроздов гоморрских, когда Христос станет судить богов, чтобы каждому воздать о его достоинству и назначить страну, сколько взор вынесет света?». Святитель Феофан Затворник в «Мыслях на каждый день», предостерегая от опасностей духовных, дополняет этот образ (Гал. 2: 16-20; Лк. 8: 5-15): «Под терниями и волчцами, подавляющими слово Божественной истины, кроме богатства, сластей и скорбей житейских, в нынешнее время надо разуметь и разные ложные учения, распространяемые учеными, потерявшими истину и сбившимися с пути к ней. Таких учений у нас расходится много: иные гласно и открыто идут против истины; другие – под условными намеками, понятными, однако, тем, к кому направляются. В существе они действуют как угар; незаметно входя, омрачают голову и доводят до потери ясного сознания всего окружающего. Кто нахватается этого угара, тот начинает бредить, как сонный, ибо все представляется ему уже совсем не в том виде, как оно есть и как представляется находящемуся в здравом уме. Встретив такое лицо, вы видите, что у него подавлена не только истина всякая, но заглушено и чувство истины, и ложь внедрилась во все составы ума. Как же быть? Не слушать и не читать этих бредней, а когда невольно услышалось или прочиталось, – выбрось из головы, а когда не выбрасывается, – подвергнуть рассуждению, и все разлетится, как дым». Слова тернии и волчцы вообще стоят нераздельно в Священном Писании и означают весьма часто всякую растительность бесполезную, вредную, негодную, как, например, плевелы. В иносказательном смысле употребление этих слов значит опустение (Притч. 24: 30; Ис. 5: 6 и др.), посещение Божьего промысла (Чис. 33: 55), затруднение и препятствия (Притч. 22:5). Терние и волчцы были присуждены Богом земле, обречённой проклятию вследствие грехопадения прародителей (Быт. 3: 17-19). Проклята земля в делах твоих, – сказал Господь Адаму, изрекая Свой праведный суд, – со скорбию будешь питаться от нея; терния и волчцы произрастит она тебе… (Быт. 3: 17-19). «Нельзя впрочем, думать, – пишет Святитель Филарет в своих Записках на книгу Бытия, – что именно с этого времени терние и волчцы появились на земле. Благословенная Богом земля могла произращать их, но для тех тварей, которым они служили в пользу и благо; теперь она произращает их человеку и при том там, где он насаждает цветы или сеет пшеницу, дабы память о грехе преследовала его и в трудах, и в удовольствиях». В «Книге Соломона Песнь Песней» иносказательно говорится о том, что никакое окружение не может помешать человеку стать лилией или терновником: Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами (Песн. 2: 2). И душа может быть, подобной лилии, выросшей среди терна, как прекрасным растением возросла Пречистая Дева. Трудно решить, какие именно виды растений имеются в виду под этими словами. Земля произрастила для человека два вида колючек: одни отталкивают («коц», евр.), а другие цепляются («дардар», евр.). Земля отталкивает стремящегося овладеть ею человека и цепляет, когда он стремится оторваться от неё. К терниям ботаники относят многие растения, среди них: саркопотериум и ладанник, белый и шалфеелистный, расторопша, бодяк, артишок. С поклоном, р.Б. Ольга.
Изменено:
|
|||||
|
В мире цветов. О видах, сортах, символическом языке цветов и растительного материала, Подробное знакомство с миром окружающих нас растений расширяет ассортимент, используемый в искусстве цветочного убранства в храме.
13.02.2014 22:01:09
Отец Олег, благословите. Важен не менталитет населения, а Предание Церкви. После грехопадения вся природа повреждена, не только человеческая. В иллюстрациях Шнорра, например, в сюжете "Изгнание из Рая" мы видим райские растения внутри ограды Рая и терние за его оградой. А храм - это Райский сад: "Благолепие храма означает красоту Рая, потому что божественный храм изображает Рай, или лучше сказать, представляет райские небесные дары" [Святитель Симеон Солунский], поэтому в искусстве Церкви мы видим природу не земную, а преображённую, в том числе и растительную. Преподобный Варсонофий Оптинский объясняет нам различие райских и земных красот растительного мира с помощью сравнения чудной статуи великого мастера и её осколков. В осколках сохраняются признаки красоты линий, но прежней красоты гармонии и цельности уже не получить. Грехопадение первых людей разрушило красоту Божьего мира, оставив одни осколки, по которым можно только представлять, как прекрасен был Райский сад. Не потому ли и на иконах, и стенописях православных храмов растительные формы особенные – неземные, преображённые. Из того, что в Саду Эдема была совершенная полнота бытия, и человек был другой – «из тонкой материи», можно предположить, что и растения, созданные Творцом в особых условиях, отличных от земных, также обладали не только родственными с земными растениями свойствами, но и другими – особыми – сущностными качествами и внешними отличиями от форм земной природы – «наименее чтимой материи», так как служили они человеку, в связи с особыми целями и задачами, которые были поставлены Творцом. Об этом свидетельствуют также Святитель Василий Великий, Преподобный Ефрем Сирин, Святитель Филарет Московский. Достаточно напомнить, что у розы в Райском саду шипов не было, деревья находились в непрестанном и одновременном цветении и плодоношении «вечном» (об этом свидетельствует и блаженный Андрей, Христа ради юродивый, описывая своё небесное видение Митрополит Макарий (Булгаков), обобщая разные святоотеческие мнения и высказывания относительно того, насколько сильно изменился мир после трагедии грехопадения, выделяет и ядовитость некоторых растений для человека. Неплодоносящее дерево свидетельствует о несовершенстве мира, ибо дерево существует для того, чтобы приносить плоды (вспомним неплодную смоковницу). Но точно определить степень изменения природы невозможно, так как не видели первозданной славы и красоты, хотя имеются среди святых отцов и разногласия при обсуждении степени повреждённости окружающего мира после грехопадения. Преподобный Силуан Афонский в своих «Заметках…» пишет, что «… цветы напоминают нам рай земной, в котором жил Адам, и к нему приходил Господь», но «какая красота Рая, нам неизвестно, и побывать там нельзя, потому что душа несмиренна, горделива, и за это Господь не даёт знать, что делается на небесах. Но смиренным святым Господь показывал Рай, но рассказать ясно, не скажешь, да и ум наш не понимает. Но Господь сказал: Царствие внутри вас есть. А внутри садов нет, а Дух Святой есть в православных христианах… Если бы мы были смиренны, то Господь дал бы нам видеть Рай каждый день». Поэтому и вопрос о нахождении ядовитых растений и растений-паразитов - не праздный для благоукрасителей, а разве только для благоукрасителей? А что касается колючек - это тернии и волчцы - символ греха, прежде всего, и не в безопасности тут дело, несмотря на то, что крови в православном храме быть не должно, но первопричина: свидетельство грехопадения и символический образ греха, исключает и травмоопасность. С поклоном, р.Б. Ольга. |
|||||
|
Наши поздравления в Гостиной форума!, - с церковными праздниками, именинников, с Днем рождения и по различным житейским и трудовым поводам за поощрения и награды, за трудовые достижения и т.п.
Помощь в составлении цветочного убранства в храме, Практический раздел форума с советами и пояснениями. Внимание! Открыт Почтовый ящик - возможность общения наших гостей на форуме: blagoykrasitelnitsa@yandex.ru для всех ваших вопросов, рекомендаций, советов и пожеланий.
13.02.2014 21:12:06
|
|||||
|
Основные принципы цветосочетания при работе над цветочным убранством в храме, Для создания гармоничного цветочного убранства в храме необходимо учитывать не только цвета богослужебных облачений и цветовую символику,но и законы цветосочетания
07.11.2013 23:25:00
Во-первых, совершенно непонятно, при чём тут третья заповедь? Всуе? Это требует обоснования. Из этого и исходит ответ о Божией Матери и всех христианах, то есть о Догматическом учение Церкви (если только не исповедуете католичество с его догматом о непорочном зачатии...): Дева Мария, наряду со всем человечеством включена в мессианский процесс. Она не изолирована ни от истории, ни от потомства Адама, ожидавшего пришествия Спасителя. Величие, святость и чистота Девы Марии - это, как замечает свт. Григорий Палама, результат последовательных очищений, совершавшихся на протяжении многих ветхозаветных поколений и завершившихся в естестве Самой Девы . Причем эти очищения совершались не механически и насильственно, но с соблюдением свободы как Девы Марии, так и ее предков. Поэтому святость Пресвятой Девы есть не результат к.-л. привилегий, дарованных Ей в силу Ее будущего Богоматеринства, но плод Ее подвига веры и жизни." (Материал из Православной энциклопедии) «Духовное чтение нам необходимо каждый день, подобно молитве. «Без чтения душно и душа голодает», – говорит Епископ Феофан Затворник. Святейший Патриарх Кирилл в одной из проповедей наставляет нас: «Нельзя не работать умом и духовно возрастать». Есть свободоизъявление: не хотите – не читайте, не считаете нужным – не учитесь. Непонятно, как христианки православные могут сопротивляться духовному знанию. Речь, ведь шла не о чём-то своём, а о Богослужебных текстах!!! Поэтому и возникает «румянец и мертвецы», как телесное проявление, а не духовный образ, основанный на Предании Церкви. Где в церковной литературе об этом написано, где в проповедях священнослужителей это прозвучало? Обоснуйте этот образ, как церковный, а не как личные ассоциации, тогда он будет по праву использоваться в православной аранжировке. «Молитва, духовность» нередко противопоставляется церковному знанию теми, кто хочет постигнуть область духовную или профессиональное мастерство своим умом и становится труднопостигаемым, что под этими сакральными словами имели в виду. Но одно другое не заменяет и одно без другого не существует, а, чтобы совершенство души даровало знание, надо быть такими «неграмотными», как Святитель Спиридон Тримифундский Преподобный Антоний Великий, Праведная Иулиания Лазаревская… Если вы считаете себя уже столь совершенными, то тогда и знание не нужно. Но, если оно уже даровано, то почему же тогда не было ответа на вопрос. Это «Азбука веры», без которой нельзя приступать ни к какому ремеслу в Церкви. Постигнуть эту азбуку жизни человеческой не хватит, а учиться христианин должен всю свою земную жизнь. Чем больше постигаешь, тем больше осознаёшь, как эти знания малы. Форум существует для того, чтобы учиться благоукрашению, учиться соборно на православных традициях, что реально. А, вот учиться молитве и духовным добродетелям – это к духовникам, это явно не формат форумов в Интернете. И как можно рассуждать об этом, если не интересны Богослужебные образы и ветхозаветные прообразы Богородицы, а не личные чувствования. Как же можно «совершенно» научиться молиться, не зная молитвенных текстов, составленных Отцами Церкви?Вникай в себя и в учение…занимайся чтением (1 Тим. 4: 1, 13). «Чтение писаний отеческих – родитель всех добродетелей». Епископ Игнатий Брянчанинов: «Хорошие духовные книги – это наши лучшие друзья, наши руководители, воспитатели и наставники. Их надо читать, перечитывать, изучать, делать из них выписки. Через такие книги мы беседуем со святыми – носителями Духа Святого Божия». [JUSTIFY]«Нужно помнить, что христианство вовсе не есть только и исключительно – сфера религиозных переживаний и чувств. Нет, христианство есть совершенно законченный цикл, система соответствующих знаний, самых разносторонних данных, относящихся к области не только религиозной, но и научной. И прежде всего, как нам, христианам, не знать жизни своего Спасителя, и Его чудес и учения? Как, далее, не знать истории нашей святой Церкви, и её Богослужения, которое нужно знать и понимать, а для этого – изучать…. Красота есть полное соответствие между содержанием и формой данной идеи. Чем возвышеннее содержание этой идеи, и чем чище, рельефнее и совершеннее та форма, в которой эта идея передаётся, – тем больше будет здесь красоты, тем прекраснее будет данное явление. И, конечно, высшую красоту христианство видит в Боге, в котором – полнота всякой красоты и совершенства. Митрополит Филарет (Вознесенский). Конспект по нравственному богословию.
Изменено:
|
|||||
|