Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58
Цветы у Креста в православном храме., Новая тема!!! Виды и формы цветочных убранств, составляемые у Крестов в православных храмах. Размышления и мнения по созданию у Креста гармоничного цветочного убранства
Прежде всего, надо почитать, что есть в "Богослужебных указаниях":
На «Всемирное Воздвижение»: «Для чина Воздвижения рекомендуется особый специально предназначенный Крест, который не бывает в обычном употреблении в другое время года.
 Лучше всего, если Крест будет большой по размеру, писанный на дереве или резной деревянный, чтобы самим своим материалом напоминать о “треблаженном Древе, на немже распяся Христос…”
Перед началом Малой вечерни иерей износит из сосудохранилища Честный Крест, полагает его на жертвенник на блюде, покрытом покровцем, и украшает крест венком из живых цветов» или: «Перед началом бдения, иерей в фелони идет к жертвеннику, где уже приготовлен Честный Крест, украшенный благовонными васильками, или иными цветами, лежащий на блюде, покрытом воздухом».
Основной цвет: фиолетовый.
Символы: воздвизальный деревянный крест – вселенский символ как Древо жизни.

Крест, возносимый в православных храмах на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня 14 / 27(н. ст.) сентября, называется воздвизальным.
 Во время богослужения в день Крестовоздвижения священнослужитель, держа Крест двумя руками высоко над головой, простирает его на четыре стороны света в память того, как это делал Макарий, патриарх Иерусалимский в день обретения царицей Еленой в 351 г. Истинного древа Креста Господня, чтобы все могли поклониться Кресту, на котором был распят Спаситель.
 Воздвизальный Крест украшается цветами, во время богослужения вода, которой омывается Крест, собирается в сосуд, также украшенный цветами; можно опустить цветы или лепестки цветов прямо в чашу с водой по всей его поверхности.
 Этой водой по окончании богослужения священник окропляет верующих, а освящённые цветы раздаются присутствующим по окончании богослужения. В некоторых храмах имеются специальные ёмкости для воды различных форм с ручками, в которые укладываются цветы, причём нередко составляются из них композиции с крестом из белых цветов.

Но это, если служат чин воздвизальный.
 На приходах обычно просто выносят Крест, как на Крестопоклонную.
В службе Воздвижения это поклонение несколько отличается от поклонения, совершаемого на Страстной седмице. Там в центре наших молитвенных созерцаний стоит страдающая Ипостась Богочеловека и Искупительный Подвиг Его Божественной любви.
 Крест, как орудие искупления, отходит на второй план, мы видим в нём, прежде всего источник страданий Богочеловека.
Несколько иное отношение к Кресту в службе Воздвижению. Хотя и тут «Крест воздвизаем на нем Вознесенного страсть пречистую пети повелеваем твари всей», поэтому и образ композиции иной.
На Крестопоклонную включаются и красные цветы, а на Воздвижение основной цвет фиолетовый, соответственно и гармонии цвета связаны с этим - доминирующим.
То есть: гармония большого контраста, например, фиолетовый - белый.
 Гармония малого контраста, например, "в созвучии", то есть все оттенки фиолетового, от самого тёмного до почти белого (лиловый, сине-фиолетовый и даже лилово-розовый...).
 Если есть желание, то можно и зелень немного включить в память о трисоставном древе (кедр, кипарис, сосна), используя кипарис или что-то близкое по форме.
У меня глаз устал от надоевших композиций, когда вокруг зелень, а в центре - цветы, да ещё и форма ломается от этих торчащих метёлок. Главное акцентировать крест, а не увлекаться "собственным произведением".

Все растения должны быть на “втором” плане или уровне, Крест ни в коем случае не должен “утопать” в композиции.
Изменено: Ольга Малова - 31.03.2016 15:21:08
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Дорогие о Господе, Ольга и Людмила Александровна!
 С Божией помощью будем делиться и знаниями, и опытом, и иллюстрациями!
 У меня систематизированный архив по украшению храмов насчитывает более 6 тысяч фотографий, не говоря уже о просто цветах, пейзажах, "храм и цветы", растительной орнаментики в храмовом зодчестве и т.д.

Главное, чтобы на форум пришли те, кто нуждается в помощи, так как эта страница - первая и единственная пока, которая будет рассказывать не просто о "храмовой флористике", а о благолепном украшении, цветосложении, о богослужебном созерцательном песнопении цветов, основанном на традициях Православия и Уставе Церкви.
 Единственный (из православных) сайт, на котором этот вопрос обсуждают матушки и варятся, что называется "в собственном соку":

http://www.matushki.ru/viewtopic.php?f=41&t=3271&start=70  - раздел "Научите украшать храм цветами".
Изменено: Ольга Малова - 01.06.2014 18:15:18
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Уважаемая Ольга, это я дала всего лишь зачин к лекции о цветах и плодах, вазах и корзинах в христианском искусстве.
 Да, речь здесь только о растениях в сосудах, как введение для благоукрасителей в необъятную тему православного цветосложения, чтобы сразу сформировалось понимание того, как порой полярно различается сам подход к этому, казалось бы, не самому важному послушанию в Церкви, от современного светского коммерческого ремесла флориста.
 Пока не поняла, как иллюстрации помещать, но разберусь, иллюстраций очень много.
Тема цветов в храме охватывает очень много вопросов,
во-первых, понимание красоты в Церкви,
во-вторых, вопросы созерцания, так как Бог познаётся из видимого мира: философы однажды спросили преподобного Антония Великого, откуда он так много всего знает, не учившись. Святой Антоний улыбнулся и сказал, указывая на небо и землю: «Есть две страницы Великой Книги создания Божия: одна страница – небо, другая – земля. Вот я и изучал эти две страницы.Из них я научился уму-разуму…».
Мой дед, протоиерей Василий Смирнов, в детстве воспитывал в вере именно, обращая внимание на красоту простых полевых цветов, и говорил, что только безумец может в маленьком лютике не видеть Творца!
 
То есть Библия и природа – это параллель двух «книг» одного автора – Бога: природа – мир как книга, Библия – книга как мир (храмы и природа, христианская экология, пейзаж в иконе и растения в иконах космического содержания, растительная символика в произведениях христианских живописцев, пейзаж, как главный носитель и хранитель русского национального духовного опыта (пейзажное мышление русского народа и современные иконы "Спас Чернобыльский"; икона Божией Матери "Морская" с растительной символикой и др.);
флора в Священном Писании и символика растений и цветов, здесь же история христианской флоросимволики; символика в жизни Церкви, так как создавать флористические образы без этих знаний невозможно; растительная орнаментика в храмовом зодчестве (только флемская резьба иконостасов чего стоит!; флористические образы в иконографии - интереснейшая тема!; особо дорогая тема для православного сердца - растения в земной жизни Богородицы и её "растительные иконы", ну и, конечно, основы парвославного цветосложения (правила и определение),художественно-композиционные и технические особенности богослужебного созерцания цветов и, как итог, "Православный календарь" аранжировщика).
Составление растительно-цветочных композиций в православном храме не просто копирование прекрасного в окружающем нас растительном мире, а сотворчество.
Очень интересная тема монастырских садов, их важность и образы, почему уже первые христиане первые базилики - дома состоятельных христиан, в которых проводились богослужения, огораживали и в ограде вокруг молитвенных домов насаждались растения?

Один только перечень аспектов темы занимает столько места! Разве это не аргумент в вопросе особой важности цветов в храме и духовной жизни христианина!
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Людмила Александровна задала вопрос:

Цитата
Мой первый и очень простой вопрос к аудитории: есть ли у ваз с цветами, которые обычно находятся в храме, символический смысл?

Попробую ответить:

Материалы о цветах в храме собираю очень давно. А символика ваз с цветами и корзин с плодами присутствует во многих аспектах этой темы. Буквально на днях решила собрать их воедино и проследить эти образы хронологически и по жанрам искусства Церкви, оказалось, что памятники присутствуют как во времени,так и в различных сюжетах, и во всех жанрах. Материал получился большой, много иллюстраций. Небольшой кусочек предлагаю вашему вниманию и, если будет пожелание продолжить, то буду дополнять.

Цветы и плоды, как выражение христианской любви и райского блаженства в искусстве первых христиан, и флористические образы библейских сюжетов, обогатившие иносказательный язык своими формами и символикой, представляют собой единый священный образ, о чём свидетельствует не только архитектурное, но и литературное наследие Церкви. В выборе сюжетов и построении многочисленных композиций, в которых присутствовали цветы, иконописцы обращались не только к текстам Священного Писания, но и к творениям отцов Церкви, и к проповедям. Большую роль в создании этих образов сыграла и гимнографическая традиция. Цветы, как свидетельство присутствия Рая на земле – реальносимволичный одушевлённый – цветочный Рай стал олицетворением мира духовного, образом надмирного бытия, равноценным Неопалимой Купине и Мамврийскому дубу. Но особым смыслом обладают букеты и композиции с цветами и плодами в вазах и корзинах.
Самыми ранними, дошедшими до настоящего времени произведениями христианского изобразительного искусства являются росписи катакомб – подземных кладбищ первых христиан, возникших в период гонений (II - нач. IV в.), сохранившихся в ряде мест Италии (Рим, Неаполь, Сицилия), на Мальте, в Испании, в Северной Африке. Росписи украшали также стены молитвенных домов христиан, где собиралась община для совершения богослужения. Уже в древних памятниках христианского искусства мы находим изображения сосудов, ваз, корзин с цветами и плодами: катакомбы Домициллы и мавзолей Констанцы.
Что это? Просто украшения и предметы быта, которые были атрибутами языческих захоронений?! Или это символы, в которых сокрыт богословский смысл, ведь подобные изображения присутствуют в искусстве Церкви и сегодня!?
Несомненно, эти компоненты-символы важны для понимания глубины христианского мировоззрения, миропонимания и мировосприятия, так как случайных предметов в христианском искусстве быть не может. Корзинка с фруктами на стенописях катакомб обозначала цветущий Рай. К символике винограда относятся также изображения чаш, корзин и бочек, используемых при его уборке.
На фреске III в. в катакомбах Домициллы Амур и Психея (др.-греч. душа, дыхание), как олицетворение любви и души, собирают цветы в корзины. В символике раннего христианства Амур и Психея воплощали полноту и радость посмертного * в вечности, основанной на союзе души с Богом, названном апостолом Иоанном Любовью (1Ин. 4: 7-21).
В ранней христианской композиции плафонной живописи с кладбища святой Агнессы, близ Рима «Добрый Пастырь» присутствует восемь ваз с плодами и растениями. Райские плоды в иконах св. муч. Дорофеи Кесарийской и св. муч. Фоки Вертоградаря – плоды духовные, а цветы Архангела Варахиила – благословение Божие.
Изменено: Ольга Малова - 25.09.2011 17:32:37
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Сердечно поздравляю всех братьев и сестёр во Христе с первым православным форумом по украшению храмов цветами.
Низкий поклон тем, кто осуществил техническую сторону этого события.
Потребность в этой информации большая и трудность в том, что, с точки зрения теории, новая!
Благодарю Людмилу Александровну за инициативу открытия форума, а у священнослужителей форума испрашиваем благословения и просим о том, чтобы были консультантами во всех вопросах православного цветосложения.
Со своей стороны, поделюсь той информацией, которую собирала на протяжении 10 лет.
 
С поклоном, Ольга Дмитриевна Малова.
Страницы: Пред. 1 ... 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58