Цитата |
---|
Людмила Бондаренко пишет:
Ольга Дмитриевна !
Приходится сожалеть о том, что мы так и не получили исчерпывающую информацию из авторитетных источников, а приводимые аргументы оказались вовсе неубедительными.
Вне всяких сомнений, что для всех нас, православных, Священное Предание, Священное Писание, святоотеческое наследие, иконография и гимнография являются убедительными источниками в оценках всех наших действий и которые, как Вы написали, " дают точное и чёткое определение даже не оттенкам красного , а именно его светлому тону, то есть розовому. .."
Однако, тут следует же заметить и понимать, что "светлый тон красного", это еще не "т.е. розовый". Если вернуться и посмотреть в этой теме пост#16, то там показано на примере, что монохроматическая лестница, состоит из оттенков ( разбеление основного цвета,- белым), тонов ( добавление к выбранному и определенному оттенку,- серого) и теней (добавление к основному,- черного цвета).
Отсюда следует, что розовый,- это есть смешение только светлых оттенков красного и голубого и то, в требуемой пропорции. Для убедительности, в том сообщении есть очень удобная и наглядная подсказка- ссылка на Он-лайн инструмент , по которому в 333 градусе цветового круга и при 1-м моноварианте, приводится лестница цветосочетаний обоих цветов красно-синего.
Что же получается, что если буду считать, к примеру, что я не знакома с Богослужебными текстами, не достаточно читаю Акафист, Канон Благодарственный, молитвы пред иконами Божией Матери и внимательно не молюсь на Богослужении Богородичных двунадесятых праздников, да еще и без понимания стихир, то мне не найти ответа и мое составленное цветочное благоукрашение не будет православным и молитвенным?
Спаси Господи, за символическое значение розового, что он - не просто особенный в раскрытии образа Богородицы, а его можно назвать "всепразднично-Богородичным" и за информацию, о том, что совершенно исчерпывающие аргументы о нем есть в гимнографии, которые раскрываются в иконографии!
Но, как показала многолетняя моя практика в реальности чаще возникают вопросы:
"Если же нет для работы цветов желаемых оттенков, то как наиболее правильно следует из них сформировать общую композицию, как разместить и дать имеющиеся цветы, к примеру, белыми цветами "разбелить" красные, вместо розовых и т.п. ?"
"Кто и что мешают цветоукрасителям выразить на аналое для любого Образа, всеобщие чувства: Почитания, Любви, Благодарения, Благоговения, но от лица всех прихожан и с теми цветами, которые к данному моменту оказались пожертвованными храму к празднику?"
Для этого не потребуется и "вступать" в строгое соавторство с иконописцем, если предусмотреть допустимый, художественный зазор от цветов до иконы. Тут выбор подхода и способ практического решения,- индивидуальны в каждом случае.
Так почему же, именно, розовый цвет обозначает Ее постоянное присутствие с нами и от Вас ответа не последовЕ |
Если со всей серьёзностью не подходить к цветосложению в храме, то тогда зачем цветы нужны во время Богослужения?
Всё должно участвовать в проповеди! Как много слов!!! И всё о том же- о чувствах!
А скорее всего о том, что мы не хотим подчиняться церковным традициям, работать над собой, не хотим упорно познавать хотя бы основы христианского искусства, потому что композиции из цветов в православном храме не могут нести утилитарную функцию - в храме нет ничего, что не имело бы отношения к Богослужению, по крайней мере не должно быть, и нельзя даже пытаться привносить что-то своё.
С чувствительностью - это в мир, во флористику светскую, а не в цветосложение в православной традиции. О "ценности" чувствительности наставляют святые отцы. Куда как проще творить отсебятину. Я так чувствую - и всё, и точка. А, если кто не молится Пресвятой Богородице, Акафиста и других молитв не читает, то с какой же самонадеянностью он приступает к благоукрашению Её икон и Плащаницы! На основе чего тогда продумываются формы и цветовые решения композиций, если не изучается история праздника, особенности Богослужения, иконография?
Тексты -то молитвенные по объёму крошечные! Что? Я так вижу, и я так хочу, и мне так нравится? Тогда мы, как строители Вавилонской башни, говорим на разных языках. Иконография нам не интересна, гимнография - напрягает, о смысле молитвенных текстов задумываться не хотим. Что же тут ещё можно сказать..., считаем-то себя православными.
Кстати, приведённая фотография украшения иконы "Введения во храм Пресвятой Богородицы" составлена из пожертвованных цветов, просто была поставлена перед фактом: вот цветы, вот форма, которую благословила игуменья, и времени в обрез, что называется... никаких предварительных проектов не составлялось.
Именно знание гимнографии и цветовой символики позволило и составить эту композицию, в основе которой глубокий образ практически всех двунадесятых Богородичных праздников, и обойтись без голубого цвета. Тем более, что подавляющее большинство тех, кто несёт послушание по украшению храмов, цветы для украшения покупают специально, и пожертвованные... скорее, как исключение.
Сколько можно оправдывать свою самость жертвенными цветами! Если нет цветов, соответствующих благоговейному и символико-художественному украшению почитаемой святыни, то лучше поставить из в скромную вазочку. Иконописцу и не придёт в голову оправдываться тем, что у него красок нужных не было, а певчие ноты потеряли. "Иконография - это азбука церковного искусства", а в иконографии много образов гимнографических.
Нельзя говорить земным - чувственным языком о небесном. Церковь установила свой язык, его надо изучать, ему надо подчиниться. А незнание не освобождает от ответственности. Так и будет всё время подвергаться сомнению то, что имеется в православной литературе и давно уже издано и переиздано. И ответа от меня не последует, Людмила Александровна.
Сколько можно давать готовые ответы, которые мы не хотим принимать, потому что книг по церковному искусству не читаем. Сколько одних цитат святых, прославленных Церковью и авторитетных богословов было на форуме дано, только всё бесполезно. Вот пусть все участники форума, если считают это важным в своём послушании, и почитают одухотворённые тексты с глубочайшим Божественным смыслом и символикой и найдут ответ на вопрос: "Почему же розовый цвет такой важный для составления композиций во славу Заступницы нашей - Царицы Небесной - Пресвятой Богородицы? Ведь в миру к нему довольно легковесное отношение!" Вот и будет и мастер-класс, и семинар: без труда, как говорят и рыбку из пруда не поймаешь.