Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 След.
Украшение территории и работа над ландшафтом храма., Цветочные, композиционные и ландшафтные идеи, приемы, принципы, советы и обсуждения.
"Изучая природу в обширном значении этого слова, мы изучаем себя и того Великого Творца, Который захотел стать Источником всего живущего и мыслящего. Природа, как лучшая книга, докажет вам, что Бог един, что нет пределов Его творчества, мощи и разума, и наконец то, что наша жизнь земная лишь приготовление к иной жизни, вечной, которая потечет в еще большем общении с Источником жизни. Начиная понимать природу, мыслящий человек уже здесь, на земле, предвкушает будущее бессмертие, верит в него, живет лишь для него, а окончательно постигает только тогда, когда совершит свою земную жизнь.
...Человек, ощущающий тонко в своей душе влияние природы, может вкусить еще на земле частицу вечного бытия, так как нет легче пути к любви и познанию Бога, как через ту же Им же созданную, прекрасную и мудрую природу" (Князь Андрей Ширинский-Шихматов. В свободную минуту. М., 1904. с. 84–85).
Да поможет нам Господь Бог преодолеть вящую расслабленность, чтобы подвигнуться к духовному возрастанию, так необходимому для врачевания поврежденных душ.
Украшение территории и работа над ландшафтом храма., Цветочные, композиционные и ландшафтные идеи, приемы, принципы, советы и обсуждения.
Церковные и монастырские сады
Древний московский сад давал хозяину плоды, овощи, мед, рыбу и цветы. Ведь плодовые деревья в нем перемежались с грядками, а вдоль зарыбленных прудков произрастали цветы. Тут же сновали пчелы, обитательницы бортней – колодных ульев, поставленных в укромное место; из развешанных по кустам клеток раздавались голоса певчих и диковинных птиц. Снаружи сад огораживали, отчего и называли его вертоградом (верт, вертище – по-старославянски сад; град – ограда).
Самый старый московский сад – Святителев, размещался на подоле теплой стороны кремлевского холма. К XV веку вокруг него было так много садов, что когда стали обносить Кремль каменной стеной, большинство их пришлось перенести на правый берег Москвы-реки, где заложили Берсеневский сад. Век спустя путешественники восхищались пышностью московских садов, их вкусными плодами и овощами. Так, Адам Олеарий в своих воспоминаниях хвалит превосходные наливные яблоки, груши, вишни, сливу, смородину, а также огурцы, дыни и спаржу, возделанные московитянами. Дыни, весом по полпуду и более, выращивали на варовых (утепленных) грядках.
В петровские времена вертограды уступают место регулярным садам, расположенным и засаженным по плану. Сад постепенно освобождается от овощей, принимая хорошо выраженный плодовый характер.
Отборными плодами славились патриаршии и монастырские сады, называемые "раями". Исстари православные монастыри славились садами и огородами. Даже в суровых условиях Севера монахи-трудники умели выращивать дивные плоды, будь то на Соловках или на Валааме. Здесь даже вывели особые сорта садовых культур: скажем, на Валааме широко была представлена слива с белыми плодами, исключительно крупными и вкусными.
Монахи не только выращивали садовые деревья и кустарники, они владели тонким искусством селекции. В этом отношении весьма любопытен опыт насельников Киево-Печерской Лавры. Долгое время в обители хранилась рукопись "Общеполезное садоводство блаженных иноков", относящаяся к первой четверти XIX века; написана Иваном Романовичем Мартосом (1760–1831) – писателем-мистиком, кабинетным секретарем гетмана графа К.Г. Разумовского. В его рукописи отражен опыт как светских, так и монастырских садоводов, а он только в Киево-Печерской Лавре был весьма значителен. Напомним, что лаврскими садами и огородами восхищался еще Петр I, ценитель же он, как известно, был строгий.
Иноков интересовало как само насаждение деревьев и кустарников, так и способы их лечения от болезней, приведен даже "садовнический календарь" и приметы о переменах погоды. В заключение немало места отведено сведениям, касающимся лаврских огородов и целебным свойствам овощей. Конечно, в части насаждения деревьев обращено внимание к началу начал – выбору семян, которые надлежит выбирать "из спелых плодов и зерен полных, а не мозглых, кои цветом должны быть: яблочные зерна темные, грушевые черные, сливовые косточки темно-красные". Заготовка черенков, прививки, обрезка – всему уделялось пристальное внимание. Солнечные ожоги, дупла и разного рода поранения лечили мазями, приготовленными по рецептам иноков.
Сад... "Человечество обновится в саду и садом выправится – вот формула", – сказано Федором Достоевским в "Дневнике писателя". Замечательные слова!
Украшение территории и работа над ландшафтом храма., Цветочные, композиционные и ландшафтные идеи, приемы, принципы, советы и обсуждения.
Главная церковная дорожка обсажена рядами цветов, сияющих с весны до осени. Весной тут радуют глаз подснежники – крокусы, галантусы, сциллы, за ними примулы, нарциссы, маргаритки, анютины глазки, а далее – ирисы и тюльпаны. В середине лета вспыхнут розы, раскроют свои голубые светелки колокольчики, расцветут люпины. Начало августа отмечено цветеньем флоксов, ромашек, георгинов, гладиолусов и мальв. Тогда же заблагоухают левкои и резеда. Осень украсит обочины дорожек цветущими ноготками, хризантемами и шалфеем. Перед самым снегом раскроются венчики многолетних астр.
Цветами же помечают и дорожки для крестного хода. Поодаль могут быть каменистые горки. Привлекательны цветы на каменистых горках. Камни в сочетании с цветущими и декоративными растениями особенно живописны. Весною горку могут украсить белые подснежники, синие сциллы, лиловые крокусы, розовые морозники. Красивы желтые адонисы и кремовые анемоны, разноцветные примулы и фиалки. В преддверии лета порадуют глаз дикие тюльпаны – красные, желтые, белые. Впечатляют оранжевые купальницы – жарки, голубые карпатские колокольчики, синие ирисы, огнистые гравилаты, бледно-розовые гвоздики. В середине лета буйно зацветут голостебельные маки, знойное солнце надолго затеплит голубые и розовые васильки. Осенью горка может быть украшена разноцветными хризантемами, пунцовыми астрами, а также кустарниками с яркими плодами, например, барбарисом или вечнозеленым можжевельником. У основания горки крупными пятнами разводят незабудки, гвоздику-травянку, очитки, дернистые флоксы, молодило.
Отдельно надо сказать о фиалке – образе смирения – первой и самой необходимой добродетели, основы всех добродетелей. Фиалка мало заметна среди других цветов, ведь она как бы прижалась к земле. И все же тянется вверх, к свету, причем красива и благовонна. Цветок, искони почитаемый православными.
Опрятная зеленая лужайка возле храма – тоже украшение немалое. "Трава шелковая", – говорят в народе о злаках. Живые ковры и состоят из мятлика, полевицы, овсяницы и тимофеевки.
Растения должны быть во всей красе к большим православным праздникам: Вознесению, Троице, Петрову дню, Успению Божией Матери, церковному Новолетию, Рождеству Богородицы, Воздвижению и Покрову.
Вся земля вокруг храма – культовая – освящена, потому надлежит о ней и особое попечение клира и прихожан. Полотую травку тут не выкидывают, а сберегают про запас. В святых заветах дивеевским инокиням Преподобный Серафим Саровский наставлял: "Землю с обеих сторон Рождественской церкви непременно отгородите заборчиком: тут стопочки Царицы Небесной. Эта земля святая! Не ходите по этой земле, а загородите ее. Даже скотинке не дозволяйте ходить тут. А травку-то полите, да и то к себе в обитель ее уносите с этого места, а так кидать не могите; травка эта святая, тут стопочки Царицы Небесной прошли!" (Митрополит Серафим (Чичагов) и его книга "Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря". М., 1992. с. 28).
Украшение территории и работа над ландшафтом храма., Цветочные, композиционные и ландшафтные идеи, приемы, принципы, советы и обсуждения.
Растения вокруг храма
Уже и на подходе к храму благочестивые люди настраиваются на созерцательность и молитвенное стояние в Доме Божием. Наши предки ставили церкви на самом видном месте: на пригорке у изгиба реки, возле рощи, в середине села. В городе, само собою, что ни урочище, то приход во главе с храмом. Богомольцы, притекающие к храму, еще и на подходе к нему должны почувствовать лепоту рукотворную: чем ближе церковная ограда, тем шире дорожка, да и сама ограда не глухая, а в просветах крестов, ежели сложена из кирпича, либо помечена крестами. Вдоль ограды иногда сажают кустарники, чаще всего боярышник, спирею, чубушник-жасмин.
Над святыми вратами высится луковка, увенчанная опять же крестом – символом нашего спасения. Чуть пониже, перед образом, полагается лампаде быть: теплится, мерцает, душу согревает. Перекрестившись у святых врат, прихожане попадают в культовое пространство, окружающее храм. Убранство этого пространства, как земли сакральной, и вовсе благолепное. Колодезь освящен и помечен крестом. Кругом намоленная, церковная земля. Зачастую здесь похоронены священнослужители, храмоздатели, почетные прихожане. Приходские кладбища-скудельницы возле городских храмов перестали существовать с XVIII века. Более поздние захоронения велись только с особого разрешения священноначалия и светских властей. Так что культовое пространство вокруг храма совсем не "мемориально-культурное", как его называют мирские озеленители и архитекторы.
В мире цветов. О видах, сортах, символическом языке цветов и растительного материала, Подробное знакомство с миром окружающих нас растений расширяет ассортимент, используемый в искусстве цветочного убранства в храме.
Издавна благочестивые люди сажали на могилах барвинок, по-народному гроб-траву. Цветочки барвинка пестреют в мае, когда только что прогреется земля, а до того травка стелется живым покровом, зеленым наперекор холодам. Заботливые руки украшают место упокоения близких и незабудками, и анютиными глазками, и маргаритками. Тут же можно развести дивный цветок с причудливым названием рябчик императорский. В Европу его завезли паломники из Византии, и слыл он под благоговейным именем "слезы Марии" – у основания каждого лепестка виднеются капельки нектара, вроде слез. Согласно народному сказанию, рябчик императорский по восхождении Христа на Голгофу плакал слезами Богородицы. Впрочем, сказание это западного происхождения, в православном обиходе хождения не имело. А как творение Божие рябчик исполнен лепоты. Культура убранства могил – показатель состояния культуры народа, переживающей период зрелости или угасания.
В мире цветов. О видах, сортах, символическом языке цветов и растительного материала, Подробное знакомство с миром окружающих нас растений расширяет ассортимент, используемый в искусстве цветочного убранства в храме.
На Божией ниве
Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит: Что же скажем? Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погребались с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху... (Рим. 6, 1–6).
Священник Александр Ельчанинов (1881–1934), размышляя о скоротечности земной жизни, оставил такое утешение родственникам покойных: "Как мы жалки в нашей успокоенности этой жизнью! Хрупкий островок нашего "нормального" существования будет без остатка размыт в загробных мирах. Советы близким умершего: оторвать свои чувства и боль от телесности, которая пойдет в землю, не терзать себя воспоминаниями земных чувств и земных радостей, связанных с умершим, а перешагнуть, хотя бы мысленно, с умершим в тот мир, утешая любовью близких и совместными молитвами" (Записи. М., 1992. с. 21).
А что с душой, которая отторглась от тела? Согласно народному преданию, "душа, покидая тело умершего человека, не сразу расстается с местом земных своих странствий. В продолжение трех дней витает она вокруг покинутого ею праха: то голубем-птицей летает-вьется вблизи покойникова дома, то мерцающим огоньком дрожит ночью над кровлей, то белой бабочкой бьется в окно. До девятого дня нет ей покоя: все еще не может она позабыть о своем недавнем обиталище. Давно уже погребен и покойник, а в доме по временам все еще чувствуется-слышится его незримое присутствие. Пройдут девятины со дня смерти, и душа покидает земные пределы до новых мытарств и вплоть до самых "сорочин" (сорокового дня), когда ей приходится идти на уготованное земной жизнью место – или в райские селения, или в геенну огненную, на вечные муки" (А. Коринфский. Народная Русь. Круглый год сказаний, примет и поверий. СПб., 1901, глава "Загробная жизнь".
Как у земледельца есть поле или нива, на которой он осенью или весной сеет семена, а летом жнет колосья, так и у Бога есть поле или нива, именно – кладбище, на котором сеются тела чад Его и созревают в тихих могилах для бессмертной жизни и для жатвы в последний день мира. Пшеничное зерно пускает росток, вырастает и приносит плод только тогда, когда оно влагается в землю и там истлевает. Так и тела человеческие могут сделаться нетленными и бессмертными только в том случае, если сначала пойдут в землю и там истлеют. Об этом ясно учит тот же апостол Павел, когда говорит: сеется в тлении, возстает в нетлении; сеется в уничижении, возстает в славе; сеется в немощи, возстает в силе; сеется тело душевное, возстает тело духовное (1 Кор. 15, 42–44). Это чудесное изменение тела совершится в последний день мира, в день всеобщего суда. В этот день, по звуку архангельской трубы, отверзнутся гробы и мертвые воскреснут. Тогда во всем мире будет великая жатва на полях Божиих, суть на скудельницах, кладбищах. Тогда, по словам Спасителя, ангелы Божии соберут избранных, как пшеницу, в житницу Господню, а нечестивых ввергнут, как плевелы, в огонь неугасимый (Мф. 13, 30).
В какой мере допустимо украшать тела усопших цветами и ветками растений? Известно, что древние христиане такого рода обычаев придерживались, но делалось это, как говорит святой Киприан, "для поощрения к евангельской добродетели", то есть чтобы почтить нравственные достоинства умерших или чтобы выразить надежду на воскресение, вечную жизнь, а также на получение небесной награды. Для погребального украшения выбирались растения сообразно их символическим свойствам: красные розы символизировали мученичество; фиалки – смирение, лилии и белые розы знаменовали нравственную чистоту; барвинок, плющ, мирт, сосна и ель – никогда не прекращающуюся жизнь и не прерывающуюся любовь к умершим; всегда зеленый, не поддающийся гниению кипарис являл собою знак праведника, утвердившегося в благодати Божией; лавр символизировал победу и воскресение; пальма символизировала торжество добропобедных мучеников, а верба – новую жизнь и воскресение.
В мире цветов. О видах, сортах, символическом языке цветов и растительного материала, Подробное знакомство с миром окружающих нас растений расширяет ассортимент, используемый в искусстве цветочного убранства в храме.
Благоговейно, тактично подходят к выбору цветов и зелени, предназначенных для разбрасывания по дорожке, украшаемой по случаю особого церковного торжества: выносу чтимой иконы, а также по случаю приезда высокого духовного лица – Святейшего Патриарха или архипастыря. Умельцы дорожку выкладывают символами в виде херувимов, тут уж и вовсе понадобится владеть особым искусством подбирать нужные цветы. Украшение орлеца – тоже дело непростое. Здесь издавна определился губернский стиль: в каждой губернии орлец украшали цветами по-своему.
Заметим, что своеобразие стилей монастырских аранжировок тоже определилось давно. Внимательный взор отличит своеобразие цветочного убранства храмов Новоспасского монастыря от убранства в Свято-Троице-Сергиевой Лавре.
В мире цветов. О видах, сортах, символическом языке цветов и растительного материала, Подробное знакомство с миром окружающих нас растений расширяет ассортимент, используемый в искусстве цветочного убранства в храме.
Какие цветы пристойны для храма? На этот вопрос можно бы ответить кратко – все, что красивы и благоухающи. Розы, пионы, ирисы, георгины, гладиолусы, астры, хризантемы, а из дикорастущих – примулы, ландыши, купальницы-жарки, бессмертники-иммортели, золотарники.
Праздничные белые букеты вяжут из пышных пионов, георгинов, хризантем и роз. Естественно, у роз предварительно удаляют шипы, чтобы не отпугивали зрителя. Букет сирени ставят лишь в обширном храме, иначе ее сильный запах заглушит благовония. Это же относится и к жасмину и, само собой, к черемухе.
Фиалки, дубравные ветреницы, ландыши, а летом васильки, бессмертники (иммортели), поставленные в маленьких сосудах, привлекут внимание своим трогательным, застенчивым обликом. Кстати, о гвоздичках. В церковном обиходе конечно же предпочтение отдают гвоздикам бледных расцветок, красные уже прочно усвоены сознанием как символ опрокидывателей тронов и престолов, тех, кто навязывает народам свои насильственные понятия о свободе.
Не для храма растения сомнительного достоинства. Взять, к примеру, багульник, по-другому рододендрон. Его цветущие ветки испускают тяжелый, пьянящий запах. По этой же причине не подойдут для украшений полыни, пижма, конопля, табаки. Не приличествуют святому месту ядовитые растения: черемица, ясенец, акониты, белена, волчье лыко (дафна). Колючие травы и ветки кустарников, вроде боярышника, акации, терновника, тоже неуместны в храме. Исключаются из обихода и так называемые колдовские травы, за которыми молва закрепила отрицательный сакральный смысл. Речь идет о дербеннике иволистном, известном как плакун-трава, кувшинке (одолень-трава), кошачьей лапке (нечуй-ветер). В ряду непригодных для храма трав будут в первую очередь ядовитые и отталкивающие, такие как лютики, татарники, репейники, сорняки – злые былия. Полынь и пижма чадят тяжелым запахом и тоже непригодны – перебивают каждение. Растения, по народным поверьям навлекающие беду, к примеру рогоз, в храм также не приносят. Обыкновенные же наши папоротники – орляк и щитовник – относятся к числу "добрых", их листья – вайи – берут для цветочных композиций.
В мире цветов. О видах, сортах, символическом языке цветов и растительного материала, Подробное знакомство с миром окружающих нас растений расширяет ассортимент, используемый в искусстве цветочного убранства в храме.
Цветы и зелень в убранстве храма.
Благочестивые люди исстари приносили и приносят теперь в храмы живые цветы и зелень. Их назначение – благоукрасить сей Дом Божий творениями Творца, выказать свою радость и свое умиление перед святынями. Цветами украшают престол, алтарные врата, плащаницу, выносной крест и выносную свечу; цветами же выделяют особо чтимые святые иконы и икону праздника, ими же выводят восторженное пасхальное восклицание "Христос воскресе!" Архиерейское кресло и владычный орлец также бывают в убранстве цветов. За века сложился свой, православный, подход к выбору цветов и их сочетанию. Местные вкусы могут быть различными, особенно в композиции, но неизменно одно – благоговейное рвение, с которым церковницы и прихожане берутся за это дело.
Разумеется, подбор растений во многом связан с тем или иным сезоном, с своеобразием местности и возможностями. И все же определилась и выдерживается в православной аранжировке своя традиция. Так, после Крестопоклонной недели, начинающей четвертую седмицу Великого поста, в растительные композиции вводится красный цвет – знак приближающихся Страстей Христовых. На Преображение господствует белый цвет. Богородичным иконам полагаются в украшение цветы светлых колеров, но подойдут и голубые, и синие. Ленту вплетают голубую, под стать чистоте небесной. Ко дню Архангела Гавриила, а их отмечают в году два раза – 26 марта и 13 июля – его икону украшают лилиями, в старину их называли кринами. На самой иконе Архангел Гавриил изображен со свечой и зеркалом из ясписа, знаменуя тем самым, что Божии пути не сразу бывают ясны и постигаются постепенно через слово Божие и слышание голоса совести. Благоуханные крины напоминают нам о Приснодеве Марии, Которой в Назарете Архангел Гавриил возвестил о рождении Спасителя мира.
Цветочные убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари., Рассмотрение цветочного убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари. Соответствие цветочных работ требованиям в оценки их красоты и сохранения молитвенной атмосферы и гармонии в храме.
Растительный мотив в церковном орнаменте изображает линию жизни, продолжающей образ Процветшего Креста. Лоза-Христос, а рядом Его отрасль – ветки. В Евангелии читаем: Я есмь лоза, а вы ветви; кто  пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не может делать ничего (Ин. 15, 5). Евхаристический образ лозы, олицетворяющей Кровь Жизнодавца, и хлебные колосья – источник образа хлеба, Его бессмертного Тела, – все это также запечатляется в стенных украшениях храма либо в резных венцах, озаряющих святые иконы.
Церковную живопись и христианскую символику облагоухал Божией благодатию Святой Дух, и, стало быть, вероучительный смысл храмовых символов хранит и раскрывает лишь Православная Церковь. Все лучшее в жизни воцерковлено, культура укоренена в культе. Храм Божий, согласно глаголу апостола-тайнозрителя Иоанна, отверзается на Небе.
Литургически-художественный образ присущ также суточному кругу служб, приобщающего человека к мистике Света Христова. Утреня при воссиянии Солнца Правды; литургия при полном раскрытии дня, торжествующего в лучах Истины; повечерие, наперекор омраченности Вселенной, указует прихожанам царство духовного Света – весь световой символизм пронизан богослужебной сутью. И эта суть заложена в основу принципа церковного искусства.
Храм напоминает нам, что в грядущем Царстве Божием и природа, и люди, все творение должно быть домом и жилищем Божиим, и подвигнуться к нему можно только через дух любви и взаимного служения.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 След.