Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: Пред. 1 ... 3 4 5 6 7 ... 21 След.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
     Многое становиться понятным. Спасибо огромное! Тема об орнаменте привела к мысли посмотреть информацию о христианском украшении храмов. На сайте Исаакиевского собора интересная информация.  http://www.isaac.spb.ru/saviour/ubranstvo/stoun/ornament
         Из всего, что я сегодня узнала следует, что для создания композиции для оформления храма живыми цветами необходимо знать язык символов. Каждый цветок, стебель, лист несет в себе духовно-смысловую нагрузку. Необходимо тщательно продумывать каждый элемент оформления. Как бы не было трудно, но любая композиция должна быть созвучна с пением в храме, может быть в основу композиционого решения нужно брать иконографию и песнопения и цветовое оформление и все это выразить языком символов через цветы. Чувствую, что повторяю мысли Ольги Дмитриевны, но теперь многое стало понятным.....Какую литературу можно почитать о христианских символах? Может быть есть словарь христианских символов?
Изменено: Елена Герасименко - 29.10.2011 00:54:19
    Елена Герасименко пишет: «Пшеница - символ духовного питания, ячмень - символ питания тела; два плода из семи перечисленных скрепляют наше существо воедино, дают возможность физического и духовного существования. Затем идут еще пять плодов, украшающие наше духовное меню, добавляющие "аромат" и "особый вкус" к стремлению развивать нашу душу.
    Виноград символизирует радость, которая есть в нашей жизни, ту радость, которая высвобождает наши скрытые возможности, добавляют глубину, живость и стремление делать то, что мы делаем».
В христианстве колосья пшеницы – это прежде всего хлеб Евхаристии, тело Христово.  Многочисленные упоминания о пшенице встречаются в Священном Писании и различных притчах. Например, хорошо известна евангельская притча о поле пшеницы с плевелами, когда работнику нужно было отделить хорошее зерно от сорной травы. В христианстве хлеб (пшеница) используется при причастии в соответствии со словами Спасителя на Тайной вечере: «Это - тело мое».
Виноградная лоза —  евхаристический образ, а также символ народа Божия, Церкви. В последней беседе с учениками Иисус сказал: «Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой — Виноградарь... Я есмь Лоза, а вы ветви; кто * во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода...» (Ин.15:1; 15:5). Виноград, в христианском искусстве символ евхаристического вина и потому крови Христа, особенно с колосьями зерна. Существуют иконы: «Христос – Виноградная Лоза», «Христос – Виноградарь», «Спас Лоза Истинная» и др.
Эти образы широко используются в христианском искусстве.
Ещё:
Саккос:
Символику пшеницы и винограда можно использовать и во флористических православных  образах:
082 .jpg (84.84 КБ) [ Скачать ]
На Преображение:
Гранат является символом воскресения и объединения верующих под началом Церкви, а также символом вечной жизни.
Маслина - символ неизменного благочестия и Божия благословения, милость.
Финик - символизирует победу, одоление, торжество, неувядание.
Цитата
Елена Герасименко пишет:
Многое становиться понятным. Спасибо огромное! Тема об орнаменте привела к мысли посмотреть информацию о христианском украшении храмов. На сайте Исаакиевского собора интересная информация. http://www.isaac.spb.ru/saviour/ubranstvo/stoun/ornament
Из всего, что я сегодня узнала следует, что для создания композиции для оформления храма живыми цветами необходимо знать язык символов. Каждый цветок, стебель, лист несет в себе духовно-смысловую нагрузку. Необходимо тщательно продумывать каждый элемент оформления. Как бы не было трудно, но любая композиция должна быть созвучна с пением в храме, может быть в основу композиционого решения нужно брать иконографию и песнопения и цветовое оформление и все это выразить языком символов через цветы. Чувствую, что повторяю мысли Ольги Дмитриевны, но теперь многое стало понятным.....Какую литературу можно почитать о христианских символах? Может быть есть словарь христианских символов?
Елена, я собирала материал о христианских символах из многих православных источников, но энциклопедический словарь о христианских символах издавали, только, к сожалению не могу дать Вам библиографические данные, если не ошибаюсь, то это издательство Тихоновского Богословского института. Конечно, читать надо только те издания, которые по благословению Русской Православной Церкви напечатаны и материалами интернета пользоваться очень осторожно. Изучать необходимо весь материал по теме, даже, если Вам покажется, что для цветосложения в храме это не нужно. Сама по себе базовая информированность в Вашей душе будет способствовать рождению и созданию образов. Если не изучать христианскую символику и искусство Церкви, то образы будут исключительно чувственного характера, что в Церкви не приветствуется.
Елена Лукьянова - открыватель ещё одной нашей темы, из которой мы должны черпать знания, так как иконография - основа в построении теории благоукрашения православного храма цветами. Дополняю иллюстрациями, только пока на тему виноградной лозы и древа.
Спаситель - Виноградная лоза.
Спаситель - Виноградная лоза 2
Изменено: Ольга Малова - 29.10.2011 13:21:35
Иконы Божией Матери
Цитата
Елена Герасименко пишет:
Многое становиться понятным. Спасибо огромное! Тема об орнаменте привела к мысли посмотреть информацию о христианском украшении храмов. На сайте Исаакиевского собора интересная информация. http://www.isaac.spb.ru/saviour/ubranstvo/stoun/ornament

С орнаментикой храма Воскресения  знакома давно. Храмовая архитектура в Санкт-Петербурге богата растительной символикой, но здесь она более или менее реалистична. Обратите особое внимание на древне-русскую Владимиро-Суздальскую храмовую архитектуру, которая с духовной точки зрения ещё более глубока. Здесь не только духоносная символика, в архитектуре этих храмов человеческое единение и соединение с Богом и природой.
 Смысл церковного искусства заключается в видимом, наглядном свидетельстве о двух реальностях. Любовь к природе, прославление её красоты - вот, что составляет истинное содержание замечательной каменной резьбы Владимиро-Суздальских храмов: Дмитриевского собора во Владимире, храма Покрова на Нерли в Боголюбове, Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.
Разве это не один из ответов тем оппонентам, которые считают, что цветы в храме могут быть, а могут и не быть. Только у живых цветов есть преимущество перед самыми лучшими произведениями человеческого искусства, потому что, когда мы вносим в храм живые цветы, мы привносим то, что Христово, ибо сотворено Богом. Живые цветы в православном храме у себя дома - в Райском саду, храм - это Небесный Иерусалим.
#_ftnref1
Изменено: Ольга Малова - 29.10.2011 14:05:32
Владимир 1
Владимир 2
Владимир 3
Цитата
Елена Герасименко пишет:



Вернусь к теме о сосудах. Если я правильно поняла, то для цветов специального сосуда нет. Цветы в храме должны возлагаться в виде венка, оформляться цветочной композицией на аналое, обрамлять Царские врата, паникадило.....откуда пришла традиция составлять букеты и ставить их в вазоны в храме. Почему меня волнует этот вопрос, потому что вижу что многие сосуды под цветы являются случайными в храме. Если обратить внимание, то букеты стоят в вазах порой разного стиля, формы, и т.п.
  Елена, о самой символичной форме вазона в храме поговорим позднее. Невозможно сразу объять необъятное. А также о числах.
К теме о церковных сосудах хотелось бы добавить несколько фотографий:

- Сосуды и воздухи. 1793 г. Во время войны были закопаны в могилу. Бородино
- Сосуды и воздухи. Дар импрератора Александра II Бородинской церкви
- Кубки, монастырь близ Ростова
sosudi.jpg (115.02 КБ) [ Скачать ]
sosud.jpg (134.32 КБ) [ Скачать ]
Изменено: Ольга Исаковская - 31.10.2011 01:16:49
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Еще иллюстрации к теме об использовании в иконографии и церковных богослужебных предметах растительной символики, а также необыкновенной красоты внутреннее убранство Успенского кафедрального собора в г.Смоленск. Вся эта красота - ручная резьба по дереву, покрашенная позолотой. В этом Соборе находится чудотворная икона Божией Матери Смоленская Одигитрия.
odigitr.jpg (196.82 КБ) [ Скачать ]
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Церковная вышивка - это ещё одна тема, которую необходимо изучать благоукрасителям, так как это кладезь форм, цветовых гармоний, композиций. Именно вышивка поможет создавать, только уже из растений, символические формы, а орнамент, в традиционных мотивах - цветочные композиции. Мой опыт невелик в этом направлении, лишь в 2007 г. решилась последовать традициям и использовала форму киота Почаевской иконы Божией Матери, а композицию - в технике вышивки.
Здесь присутствует символика. Во-первых, восьмиконечная звезда и белая лилия, которых три - Трилетствующая; 15 гвоздик - это 15 ступенек ветхозаветного храма (по количеству 15 псалмов), которые Она преодолела при входе в храм; 7 розочек - семисвечник - прообраз Божией Матери в ветхозаветном храме. По объективным причинам не получилось использовать синий (голубой) , как основной цвет композиции, но на праздники Рождества Пресвятой Богородицы и Введения во храм можно составлять композиции в светлых  нежных тонах. Недостаток, на мой взгляд в том, что просвечивает зелёный оазис (это видно на мониторе компьютера), хотя он как-бы отчасти и участвует в создании фона. По правилам мирской флористики именно зелёный оазис должен покрываться полностью, а цветной может участвовать, как полноправный компонент композиции.
Уже позднее, после того, как несколько расстроилась, что не получилось осуществить первоначальный замысел, увидела, что цветовая гармония цветочной композиции идентична цветовой гармонии  украшаемой иконы, на что также необходимо обращать внимание аранжировщикам и взять за правило... и успокоилась.
Это направление храмовой аранжировки необходимо развивать, надеюсь, что будут ещё примеры.
Доброго всем времени  суток!  Прошу вашего  внимания на 177 пост. Обращаюсь ко всем с таким, как мне показалось,  необычным и интересным  предложением:

 сейчас, на страницах  нашего форума разместилось большое кол-во  разной информации по вопросу  цветочного украшения и мы уже многое что об этом знаем!

 Приводя  же в 177 посту фотографии  уникальной Святыни - Честного Пояса Пресвятой Богородицы, как то  неожиданно, у меня  возникла мысль о том, что какое бы  цветочное оформление я бы сделала для такого случая, если бы мне дали такое послушание?
 
 Я же хочу на уровне эскизов, предложить всем желающим поработать над этой темой, как если бы такой вопрос решать пришлось бы вам.Исходные данные: внешний вид, форма, цвет  этого  золотого Ларца - все есть!
 Можно провести это и как символический эдесь  первый конкурс.
Изменено: Людмила Бондаренко - 31.10.2011 23:18:43
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Людмила Александровна, Вы пишете о том, что прочитав информацию о значении цветов в храме, размещенную на форуме, мы многое уже знаем. А у меня совсем другое ощущение, каждый раз, когда читаю посты в этом разделе на форуме, всегда радуюсь, что нашла людей которые могут мне помочь понять многие сокровенные истины цветочного убранства храма и какой должно быть место вокруг храма, но с большим сожалением понимаю, что я почти ничего не знаю, как благоукраситель.  Несколько лет назад меня Господь привел первый раз в монастырское подворье Новомученников и Исповедников Российских (Коммунарка). Только сейчас я понимаю, что этот путь лежал через всю мою жизнь, маленькими шажками я шла к этому храму, которого еще и не было, так как его построили совсем недавно.  Первый раз я пришла как поломницаодиночка, 18 июля - день казни Святой Великомученицы Елизаветы, этот день я запомнила на всю жизнь, все было как бы случайно.  Место очень тяжелое, это место расстрела многих невинных людей в годы гонений. Храм только строился.  Второй раз я пришла на это место по просьбе одной прихожанки, как садовник.....моих знаний и усилий, а самое главное молитв не хватило, чтобы быть прихожанкой этого храма....многие не могут вынести послушаний в этом месте....слишком велико и свято это место.....третий раз меня привела Богородица в это место....много лет я была прихожанкой храма " Всех скорбящих радостей" (Б.Ордынка) и по сей день я чувствую, что Богородица тот источник силы, мудрости и радости во многих послушаниях. А в третий раз произошло чудо, на курсах по православной флористике познакомилась с прихожанкой этого храма Еленой, которая пригласила помогать  храму. И пока потихоньку помогаю по силам.  Послушание это самое трудное дело, есть изречение " Послушание выше молитв" Поэтому, чтобы не было искушений необходимо на любое послушание брать благословление и слушать свое сердце, если дело не идет, то лучше отложить до того времени когда это будет угодно Господу. Помоги Всем Господи нести свое послушание не смущая и не огорчая никого, потому что и такое может быть. Простите меня, за длинное словословие.
Добрый день всем участникам и гостям форума!
Хотелось бы вернуться к иллюстрации, данной мною выше (применение колосков пшеницы во флористическом украшении православных святынь), т.к. сама работа требует некоторых комментариев (автор работы не известен, но я постараюсь не критиковать, а сделать объективный анализ).
Аранжировка праздничной иконы Рождества Христова по форме напоминает вертеп и является плоскостной. Выполнена из ели, белых хризантем и гвоздик, гипсофилы, колосков пшеницы и декоративных аксессуаров (снежинки, звезда). Присутствует символика: форма – вертеп; растительная символика – ель, пшеница (символизирует Христа); форма растений – хризантемы, по форме напоминающие звезду; символика в цвете – белый и зелёный.
Соблюдены «Законы симметрии» и «Закон оптического баланса». «Закон ранжирования, ограничения и иерархии» проявляется в наличии фокусной точки, которая располагается в центре композиции и состоит из колосьев пшеницы, завязанных в небольшие снопики, и звезды. Присутствует три мотива воздействия: символичная форма вертепа, колосья пшеницы и звезда, которые несут основную смысловую нагрузку в данной композиции и сосредотачивают внимание верующих на праздничной иконе.
Но снежинки и звезду из картона лучше было заменить растительным  (живым) флористическим материалом; россыпь из хризантем и гвоздик выполнить, возможно, со сжатием.
082 .jpg (84.84 КБ) [ Скачать ]
Цитата
Елена Герасименко пишет:
Людмила Александровна, Вы пишете о том, что прочитав информацию о значении цветов в храме, размещенную на форуме, мы многое уже знаем. А у меня совсем другое ощущение, каждый раз, когда читаю посты в этом разделе на форуме, всегда радуюсь, что нашла людей которые могут мне помочь понять многие сокровенные истины цветочного убранства храма и какой должно быть место вокруг храма, но с большим сожалением понимаю, что я почти ничего не знаю, как благоукраситель. Несколько лет назад меня Господь привел первый раз в монастырское подворье Новомученников и Исповедников Российских (Коммунарка). ...много лет я была прихожанкой храма " Всех скорбящих радостей" (Б.Ордынка) и по сей день я чувствую, что Богородица тот источник силы, мудрости и радости во многих послушаниях.
"Образ Вертограда заключенного раскрывается в композициях «Страшного суда», где Богоматерь представляется на фоне Райского сада, сидящей на троне между ангелами. В храме святых Новомучеников и Исповедников Российских в «Коммунарке» (Свято-Екатерининский мужской монастырь Московской епархии) имеется изображение Богородицы с Богомладенцем на Престоле на фоне Райского сада в окружении четырёх ангелов" - это цитата из моей рукописи. Вы подвизаетесь в этом храме? Где есть образ Божией Матери в Райском саду, образом которого Она и является? Тогда у Вас есть возможность перед выполнением послушания молиться, испрашивая помощи и благословения, чтобы создавать образы Вертограда, так как православный храм - это Райский сад. Фотографии украшений храма на Ордынке есть в моём архиве. А учиться необходимо всем и всегда, в том числе и благоукрасителям, и радоваться тому, что сподобились постигать духовную глубину Православия через малое делание, ведь создание растительно-цветочных композиций в храме - это и смирение, и молитва, и созерцание, и благоговение (без которого не бывает любви), и просвещение, и проповедь, как проявление любви к Богу и ближнему а, значит - спасение.
Страницы: Пред. 1 ... 3 4 5 6 7 ... 21 След.
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)